ПРЕПОНЫ "ЧЕРНОЙ АКУЛЕ"
/ИНТЕРФАКС/
Рынок вооружения всегда отличает острая конкурентная борьба. Особенно активны в
этой области Соединенные Штаты. Похоже, американцы готовятся подставить
очередную подножку российской промышленности. Ведущие компании американского
военно-промышленного комплекса направили послание президенту Биллу Клинтону, в
котором призвали его оказать помощь в получении лицензии на экспорт военных
вертолетов в Турцию. Без нее, указали руководители фирм "Белл
Текстрон", "Боинг", "Дженерал электрик" и "Локхид Мартин", невозможно
рассчитывать на победу в проводимом Анкарой тендере по совместному производству
145 ударных вертолетов в рамках программы "АТАК". Этот проект оценивается в 3,5-
4 млрд. долларов.
Рассматривая вопрос о том, какой может быть эта помощь, турецкая
газета "Хюрриет" не исключает, что Клинтон под давлением влиятельного военного
лобби может заверить Анкару в предоставлении фирме-победителю лицензии на
экспорт в случае, если предпочтение будет отдано американскому вертолету. Ранее
Конгресс США не раз замораживал заключенные с Турцией военные сделки под
предлогом нарушения ею прав человека.
Очевидный фаворит в этом тендере - совместная российско-израильская модификация
вертолета "Ка-52", который производит российско-израильский консорциум.
Входящие в него госкомпания "Росвооружение", фирмы "Камов" и "Исраэль эйркрафт
индастриз" заявляют: в случае выбора Турцией российско-израильского вертолета
ей будет передана авиационная технология, на что конкуренты в лице американцев
никогда не пойдут.
Недавно Россия уже передала Турции пакет с окончательной документацией,
касающейся ее участия в тендере, который пройдет в начале февраля. Руководство
турецкого космического агентства и департамента оборонной промышленности должно
назвать победителя торгов.
Россия и Израиль предлагают Турции созданную на базе вертолета "Черная акула"
двухместную модификацию "Ка-50-2". Эта машина, названная "Эрдоган", что по-
турецки значит "рожденный воином", полностью отвечает требованиям министерства
обороны Турции и стандартам НАТО, причем она предлагается по вполне умеренным
ценам. По мнению экспертов, вертолет удачно сочетает лучшую в мире
аэродинамическую платформу с самой современной авионикой. Российскому военно-
промышленному комплексу и всей связанной с ним инфраструктуре победа в тендере
позволит загрузить простаивающие заводы.
Основными конкурентами "Эрдогана" выступают вертолеты производства американских
фирм "Апач" и "Суперкобра", а также итальянская "Аугуста". Но самый главный
соперник все же "Апач": только он приближается по летно-техническим
характеристикам к "Эрдогану", прошедшему недавно испытания.
В совместном проекте, которому более двух лет, российская сторона обеспечивает
планер, его силовые установки, израильская - авионику, прицельно-навигационный
комплекс, приборы в кабине, вооружение.
Турция намерена заключить многомиллиардный контракт на закупку примерно 200
машин. Поставки "Черных акул" могут начаться в ближайшее время. Помимо этого
контракта российско-израильскую разработку ждут, несомненно, успехи и на других
рынках - в Европе, Азии, Латинской Америке.
Однако в таком прибыльном бизнесе, как торговля оружием, даже самые высокие
технические характеристики решают не все. В дело часто вмешиваются политические
факторы. Турция - член НАТО, и ее союзники, в первую очередь США, уже сейчас
активно лоббируют продвижение своих вертолетов. По мнению аналитиков, президент
Клинтон может поставить в зависимость от развития военно-технического
сотрудничества с Турцией, включая закупки ею американских вертолетов, оказание
Вашингтоном военной и гуманитарной помощи Анкаре.
И все же сам факт участия "Эрдогана" в тендере можно считать несомненным
успехом и даже прорывом российского ВПК, поскольку проект осуществляется под
эгидой "Росвооружения". Даже второе место в тендере не будет означать
поражения - модифицированные "акулы" все равно найдут свое место на мировом
рынке вооружений. Хотя, конечно, выиграть было бы здорово...
Новости ВВС (online-версия
AVIA.RU - Информационное агентство "Российская авиация и космонавтика")