"Туполев" снова рвут на куски
Руководство компании подозревает бывших акционеров
ЕКАТЕРИНА КАЦ
НЕ ПРОШЛО и двух дней с момента создания интегрированной компании ОАО "Туполев", как ее пытаются развалить. Как сообщил "Сегодня" источник, близкий к руководству "Туполева", Счетная палата "крайне предвзято" ведет проверку предприятий, входящих в структуру холдинга: АНТК им. Туполева и ульяновский завод "Авиастар".
В сентябре, когда до момента регистрации уставных документов ОАО оставались считанные дни, группа акционеров АНТК им. Туполева уже пыталась повернуть процесс вспять. Заручившись поддержкой Мингосимущества, им тогда удалось снять гендиректора "Туполева". Представитель "оппозиции" компании Элеонора Романова посчитала, что в процессе реформирования ущемлены ее права. Она приобрела 13% акций АНТК, но формирование интегрированной компании, в которой АНТК принадлежит всего 5,4% акций, размыло уставный капитал АНТК и понизило цену ее акций. Потребовалось прямое вмешательство первого вице-премьера Ильи Клебанова, который "предложил" Мингосимуществу проголосовать в интересах государства. Компания зарегистрирована, совет директоров избран, а 22 декабря назначен президент компании. Но обиженные акционеры продолжают борьбу.
© Издательство "Семь Дней", 1999
Редакция: segodnya
7days.ru
Интеллектуальная ревизия
"Сухой" пытается разобраться: что принадлежит ему, а что - государству
ЕКАТЕРИНА КАЦ
Глава "Сухого" Михаил Погосян обещает навести порядок в холдинге
Во время недавнего скандала в "Самолетостроительной корпорации "МиГ" вскрылась неприятная правда: контракты по модернизации истребителей МиГ-29 оказались заключены не с микояновским КБ, а со сторонней компанией "Русская авионика". Туда же уходили и выделяемые из бюджета средства. Об этом заявил глава корпорации "МиГ" Николай Никитин. Из-за этих контрактов оказались поставлены под сомнение права собственности государства на оборудование и сами модернизированные истребители, созданные в рамках гособоронзаказа. По распоряжению Бориса Ельцина аппарат правительства проводит поверку законности контрактов, заключенных "Русской авионикой" и чиновниками Минобороны. Поползли слухи, что не все чисто с контрактами на модернизацию и у другого военного авиахолдинга - АВПК "Сухой". Основой интриги послужило то, что глава компании "Русская авионика" Михаил Коржуев работает заместителем главного конструктора ОКБ им. Сухого. За разъяснениями корреспондент "Сегодня" ЕКАТЕРИНА КАЦ обратилась к генеральному директору АВПК "Сухой" и генеральному конструктору ОКБ им. Сухого МИХАИЛУ ПОГОСЯНУ.
- Михаил Асланович, подтверждаете ли вы, что и на "Сухом", подобно "МиГ", возникли проблемы перекачки госзаказов и бюджетных денег в компанию "Русская авионика"?
- С участием "Русской авионики" мы ведем работу по модернизации Су-27. Да, есть вопросы, и достаточно серьезные. Но "Сухой" не является жертвой "Русской авионики". Параллельно мы ведем работу и с другими поставщиками оборудования, такими как Раменское прибороконструкторское бюро, Научно-исследовательский институт приборостроения. Пытаемся сейчас выстроить взаимоотношения между ними, ОКБ им. Сухого и "Русской авионикой", чтобы "Сухой" выполнял роль головного ОКБ, а "Русская авионика" - роль поставщика новейшего оборудования.
Наша позиция проста: головным предприятием, отвечающим за разработку техники "Сухого", является АВПК "Сухой". Пока все возникающие проблемы решаем в рабочем порядке.
- Что это за проблемы?
- По выстраиванию договорных отношений, отношений интеллектуальной собственности. Сейчас на АВПК готовится ревизия интеллектуальной собственности. Через месяц станет ясно, как будем решать накопившиеся проблемы.
- Есть ли в вопросах госсобственности четкая позиция правительства?
- Позиция есть, но она тоже требует корректировки. В российской практике нет четкого алгоритма, позволяющего автоматически разграничивать права собственности. Чтобы решить эту проблему, было создано Агентство по правам интеллектуальной собственности при Минюсте, которое должно обеспечить консолидацию собственности, созданной в процессе работы над заказами Минобороны. Это непросто: государство заинтересовано в том, чтобы все разработки принадлежали ему, изобретатели и трудовые коллективы хотят того же. Каждый подводит под свои притязания юридическую базу.
-То есть вы оказались между двух огней: с одной стороны, руководите трудовым коллективом, с другой - возглавляете 100-процентный госхолдинг. Правил четких нет. Вы на стороне предприятия или государства?
- Я на стороне закона. Нужно искать разумный компромисс в каждом отдельном случае, проводить ревизию, параллельно отрабатывать унифицированную методику. И, конечно, должен быть учтен финансовый аспект: "Сухой", например, несколько лет живет на импортные контракты, оплачивает из этих денег работы по модернизации. Суть моего подхода - поиск баланса интересов. Если он не будет найден и кто-то почувствует себя ущемленным - неизбежен конфликт.
- Конкуренты с "МиГ" жалуются, что не попали в гособоронзаказ. Чем это вызвано - ваши самолеты лучше или вы успешнее лоббируете свои интересы?
- Это вопрос к Минобороны. С моей точки зрения, лучше бы государству иметь специализированные самолеты различных производителей. Но ресурсов не хватает, и промышленность неизбежно идет в сторону универсализации. Наверное, именно поэтому самолеты "Сухого" и были выбраны.
- Об универсальности. Утверждают, что универсальная кабина, разработанная "Русской авионикой", - своего рода миф, что она не привязана к системам вооружения, и непонятно, смогут ли они работать вместе.
- Пока существует один опытный образец Су-27 с такой кабиной. Проводятся опытные испытания. Совсем неразрешимых вопросов мы не видим. Думаю, в течение года испытания завершим, все станет ясно.
© Издательство "Семь Дней", 1999
Редакция: segodnya
7days.ru
Конгресс США планирует увеличить расходы на оборону
ПРАЙМ-ТАСС
Конгресс США планирует увеличить на 3,334 млрд долл. расходы на оборону в бюджете на 2000 г., запланированные в размере 267,2 млрд долл. Об этом говорится в сообщении Center for Defense Information. Согласно сообщению, увеличение финансирования будет направлено на программы по созданию, производству и модернизации вооружений для Пентагона.
© Издательство "Семь Дней", 1999
Редакция: segodnya
7days.ru
Россия, Украина и Казахстан будут создавать тяжелый ракетоноситель
РОСБИЗНЕСКОНСАЛТИНГ
Россия, Украина и Казахстан будут сообща работать над созданием нового тяжелого ракетоносителя. Как отметил гендиректор Национального космического агентства Украины Александр Негода, для реализации этого проекта планируется создание совместного предприятия. По его словам, таким образом должны быть объединены усилия разработчиков трех стран и использованы наработки в области ракетостроения, достигнутые каждой стороной в отдельности. Космические агентства трех стран уже поддержали этот проект. Помехой являются трудности с финансированием. Если удастся их преодолеть, новое международное предприятие может начать работу в 2000 г.
© Издательство "Семь Дней", 1999
Редакция: segodnya
7days.ru
"Касатку" испытают в небе
ИТАР-ТАСС
Первый испытательный полет многоцелевого вертолета Ка-60 "Касатка" (на фото) пройдет сегодня на одном из подмосковных аэродромов. Эта машина предназначена для авиации сухопутных войск, однако может выпускаться в различных модификациях военного и гражданского назначения.
© Издательство "Семь Дней", 1999
Редакция: segodnya
7days.ru