ЧЕРЕЗ 10 ЛЕТ ДОЛЖЕН ПОЯВИТЬСЯ НОВЫЙ САМОЛЕТ
Однако состояние нашей экономики вряд ли позволит России как минимум до 2010-х гг. обзавестись новыми стратегическими самолетами. Поэтому совершенствование дальней авиации сейчас идет главным образом за счет оснащения уже построенных бомбардировщиков новым бортовым радиоэлектронным оборудованием, высокоточными крылатыми ракетами нового поколения, замены отработавших свой срок двигателей и т. д. Учитывая большой жизненный срок стратегических бомбардировщиков - не один десяток лет, - это вполне разумно.
Вместе с тем благодаря принимаемым мерам ударная мощь дальней авиации уже в ближайшее время может увеличиться на порядок. В октябре 1999 года прошли испытательные пуски новейших стратегических крылатых ракет Х-101 и Х-555, вслед за этим правительство приняло решение развернуть их серийное производство. С этими ультрасовременными изделиями отечественной «оборонки» командование дальней авиации связывает особые надежды. Это и понятно, ведь
Х-101, разработанная КБ «Радуга», способна поражать цели на расстоянии до 5 тыс км с вероятным отклонением всего на 5-6 метров. С этой ракетой российские стратегические бомбардировщики смогут наносить скальпельные удары по ключевым военным объектам противника, не входя в зону поражения его средств противовоздушной обороны. Благодаря снижению радиолокационной заметности ракеты до сотых долей квадратного метра засечь ее оказывается практически невозможно.
При том, что основные усилия командования дальней авиации сейчас сконцентрированы на глубокой модернизации уже выпущенных самолетов и максимальном продлении их летных ресурсов, обойти вниманием проблему создания нового стратегического бомбардировщика не удастся. К 2010 г. исчерпают свой жизненный срок Ту-95МС и Ту-22М3. На смену им должен прийти перспективный самолет, не уступающий по своим характеристикам американскому В-2А или даже превосходящий его. В том, что у страны, создавшей еще в начале века первый в мире тяжелый бомбардировщик, а затем - шедевры мирового авиастроения Ту-160 и Ту-95, это получится, сомнений нет.
Справка
Стратегический сверхзвуковой бомбардировщик Ту-160 (обозначение НАТО Blackjack) - самый крупный и, вероятно, самый мощный сегодня в мире боевой самолет. Предназначен для поражения ядерным и обычным оружием наиболее важных целей в удаленных географических районах и глубоком тылу континентальных театров военных действий.
Разработчик - Авиационный научно-технический комплекс (АНТК) им. А. Н. Туполева. Изготовитель - Казанское авиационно-производственное объединение (АПО) им. С. П. Горбунова. К разработке Ту-160 приступили в начале 70-х гг. Первый полет опытной машины состоялся 19 декабря 1981 года. Поставка в войска началась в 1987 году.
Максимальная скорость на большой высоте - 2000 км/ч. Практический потолок - 16000 м. Дальность полета - до 14000 километров. В двух внутрифюзеляжных грузоотсеках может размещаться различная боевая нагрузка общей массой до 40000 кг. Она включает 12 управляемых крылатых ракет большой дальности Х-55. Предусматривается также применение ядерных и обычных (в том числе корректируемых) авиабомб.
В варианте Ту-160СК самолет может использоваться как первая ступень воздушно-космического комплекса «Бурлак», предназначенного для выведения на орбиту легких спутников. Высокие характеристики Ту-160 подтверждены 44 мировыми рекордами.
Интерфакс ВРЕМЯ, 09.12.99