Русские истребители защитят Европу
МиГ-29 заслужил репутацию "настоящего натовского самолета"
Юрий ГОЛОТЮК
В напряженной борьбе с конкурентами российские истребители МиГ-29 все же отвоевали себе "кусочек" неба Европы. На этой неделе Румыния и Болгария официально объявили о планах модернизации имеющихся у них на вооружении самолетов этого типа. Как это ни парадоксально звучит, но одним из решающих доводов в пользу МиГ-29 стало то, что он заслужил в последние годы репутацию "настоящего натовского истребителя".
Лавры очередной "победы российского оружия" достанутся на сей раз не только авиастроителям известной во всем мире фирмы "МиГ", но и их немецким коллегам из не менее известной компании "ДАЗА". Контракт на ремонт румынских и болгарских истребителей заключен с российско-германским совместным предприятием "МАПС" ("МиГ Эйркрафт Продакт Саппорт"). Эта фирма, созданная в 1993 году для технического обслуживания МиГ-29, которые достались люфтваффе в наследство от народной армии ГДР, с нынешнего года активно прорывается и на рынки других европейских стран. А это сейчас совсем непросто: торговля оружием - до предела политизированный бизнес, основывающийся на извечном принципе "скажи мне, чье у тебя оружие, и я скажу, кто твой друг". Исходя из него бывшие союзники России по Варшавскому блоку сейчас всеми правдами и неправдами пытаются стать владельцами "настоящего натовского оружия". Именно на этом и решил сыграть российско-немецкий тандем авиастроителей.
Пилоты люфтваффе относятся к российским истребителям более чем трепетно (из 24 доставшихся им "мигов" 23 по-прежнему летают и лишь один разбился). По крайней мере, по словам полковника Якоби, отвечающего за эксплуатацию этой машины в немецких ВВС, "МиГ-29 настолько хорош, что трудно избавиться от искушения использовать все его ресурсы, летать на нем даже с большими перегрузками, чем те, на которые он был рассчитан". После того как "МАПС" провел модернизацию этих машин, истребители получили натовскую систему опознавания "свой-чужой" и навигационное оборудование GPS, а также увеличили свой боевой радиус. Это позволило включить два "бундесверовских" МиГ-29 в состав коалиционных ВВС, несущих боевое дежурство под эгидой НАТО. Более чем удачно выступили шесть немецких "мигов" нынешней осенью и на крупнейших тактических учениях Североатлантического альянса, проводившихся в американском штате Невада.
Как признается один из руководителей "МАПС" Хорст Мюклей, переговоры с европейскими владельцами "мигов" (а общее число таких самолетов в Восточной Европе составляет 120-130 штук) стали гораздо проще после того, как в люфтваффе они были адаптированы к стандартам НАТО. Теперь даже "новобранцы" блока - Польша и Венгрия - не собираются отказываться от этих истребителей, внушавших им прежде серьезные сомнения с точки зрения "политкорректности". Как говорит г-н Мюклей, "нам не хотелось бы, чтобы на смену "мигам" в этих странах пришли подаренные Америкой самолеты".
МиГ-29, первый полет которого состоялся в 1979 г., относится к классу легких истребителей и предназначен для ведения маневренного воздушного боя и поражения воздушных и наземных целей. Развивает максимальную скорость 2450 км/ч и достигает высоты 18 тыс. м. Вооружен управляемыми ракетами "воздух-воздух" и авиапушкой. Может нести до 2 тонн авиабомб (от 100 до 500-киллограммовых) или 4 блока неуправляемых ракет С-8 "воздух-поверхность". Всего выпущено свыше 1300 экземпляров МиГ-29 различных модификаций, более 300 из которых проданы за рубеж - истребитель стоит на вооружении армий 23 стран мира.
Русские истребители защитят Европу
Copyright © 1995-1999 ОАО "Редакция газеты "ИЗВЕСТИЯ".