Америка Израилю навязала самолет
"Боинг" захватит небо над святой землей
Известия, 14 декабря 1999 г.
Очередная торговая война разгорается между Америкой и Европой. При этом главная битва состоится на "нейтральной территории" - на Ближнем Востоке. Первым под "перекрестный огонь" попал Израиль. Побывавшая в регионе госсекретарь США Мадлен Олбрайт пообещала во что бы ни стало защитить интересы американских авиастроителей. Каким образом? Только не путем переговоров.
Мадлен Олбрайт прямо и без обиняков заявила: "финансовая помощь Израилю в размере 2 миллиардов долларов может оказаться под вопросом". Если, конечно, израильтяне не одумаются. Дело в том, что израильская авиакомпания "Эль-Аль" выразила желание закупить три пассажирских самолета "А-330" производства европейского концерна "Эйрбас" Возможный контракт оценивается в 340 миллионов долларов.
Американцы посчитали, что не слишком красиво с израильской стороны получать деньги от Вашингтона, а тратить их в Старом Свете. Проще говоря, американцы, помогая Израилю, на самом деле инвестируют миллиарды долларов в свою экономику. По крайней мере, они бы так хотели Они, разумеется, имеют право выдвигать такие требования израильтянам - деньги-то все-таки американские. Только в таком случае не стоит финансовую помощь называть "безвозмездной".
Кстати, совсем недавно Израиль приобрел за 400 миллионов долларов три американских "Боинга-777". Но и здесь, с точки зрения Белого дома, Тель-Авив "оплошал". Он вдруг задумался, какими двигателями оснастить эти лайнеры. Помимо американских "Дженерал электрик" и "Пратт энд Уитни" в тендере участвует британская компания "Роллс-Ройс". В одном из интервью представитель "Эль-Аль" неосторожно признался, что фаворитом в борьбе за контракт является "Роллс-Ройс".
Американцы призадумались. И поставили новое условие. Теперь израильтянам не стоит даже помышлять не только о европейских самолетах, но и о деталях из Европы. В противном случае еврейское государство может потерять миллиарды американской "помощи".
На днях министр транспорта Израиля Ицхак Мордехай заморозил все переговоры с европейскими компаниями. Он намерен самостоятельно разобраться в нюансах сделки. И главное, просчитать последствия израильской "неуступчивости" в этом вопросе.
Что ж, вряд ли у кого-нибудь вызывает сомнение результат вникания в ситуацию министра транспорта. Израилю помогает деньгами пока что Америка, а не Европа. В любом случае для Израиля выгоднее кормить американских рабочих за американский же счет, чем европейцев - за свои деньги.
Владимир Дунаев
http://www.avia.ru/press/1999/dec/14dec-1.shtml