Беседу вел Владимир Дерновой
На вопросы «Красной звезды» отвечает заместитель директора программ НИОКР ОАО «Иркутское авиационное производственное объединение» Александр МОРЖИН
- Александр Михайлович, модернизация самолетов тактической авиации 4-го поколения сегодня является наиболее эффективным и доступным способом повышения боевых возможностей ВВС. Какие задачи она решает?
- Модернизация авиационных комплексов обеспечивает многофункциональность их применения, расширяет номенклатуру вооружения, повышает эффективность работы экипажа, его взаимодействия с другими летательными аппаратами, наземными комплексами ПВО и КП Сухопутных войск. Причем для этого требуются минимальные изменения в конструкции, оборудовании самолета и сравнительно небольшие затраты.
По инициативе ИАПО совместно с ОКБ «Сухого», ЗАО ОКБ «Русская авионика», ГП НИИ приборов, ГП Пилотажно-исследовательским центром начаты работы по модернизации самолетов Су-27УБК и Су-30К на базе технических решений, реализованных в программе МиГ-29СМТ. Перехватчики Су-27 и Су-30 стоят на вооружении многих стран мира. Они обладают высокими летно-техническими характеристиками для завоевания и удержания превосходства в воздухе, способны вести дальний ракетный перехват и высокоманевренный воздушный бой.
В результате модернизации истребители приобретают новые боевые качества. Они способны вести разведку, боевые действия в воздухе и уничтожать наземные и надводные цели в сложных метеорологических условиях и ночью. Высокоточная навигация использует информацию спутниковых навигационных систем ГЛОНАС или NAFSTAR.
В комплекс бортового оборудования введены новые элементы, в том числе программируемый процессор, реализующий обработку радиолокационных сигналов для картографирования земной поверхности, бортовая ЦВМ для управления системами навигации, вооружения, локаторов, разработанная в ОКБ «Русская авионика». Ее основные черты: избыточность, открытая архитектура, обмен данными по мультиплексной шине. Установка двух многофункциональных жидкокристаллических индикаторов (ЖКИ) вместо индикаторов на электронно-лучевых трубках обеспечивает индикацию пилотажно-навигационных параметров, данных от РЛС, о метеорологической обстановке, а также отображение электронной карты местности и состояния систем самолета.
Работа по наземным и надводным объектам производится в режимах картографирования. По этой информации производится выбор, захват, сопровождение цели, выдача координат и целеуказание на оружие.
Вывод самолета в зону визуального обнаружения цели может также выполняться вручную или с помощью САУ скрытно в режиме радиомолчания на малой высоте, по заранее введенному маршруту, отображаемому на ЖКИ. Автоматическая установка оптической оси головки в точку нахождения цели значительно сокращает время нахождения перехватчика в зоне поражения средствами ПВО при выполнении атаки телевизионным оружием. Испытания модернизированных самолетов показали эффективность режимов обнаружения наземных и надводных целей.
Истребители получили возможность дополнительно применять высокоточное тактическое оружие класса «воздух - поверхность» – противокорабельные ракеты Х-31А, ракеты подавления средств ПВО Х-31П, ракеты дальнего телевизионного наведения Х-59М и ракеты ближнего действия Х-29Т, корректируемые авиабомбы КАБ-500 и КАБ-1500. Одновременно повышена эффективность решения задачи завоевания превосходства в воздухе за счет применения ракеты с АГСН РВВ-АЕ. Кстати, на недавнем авиасалоне ЛИМА-99 модернизированный Су-30К пилотировал летчик малайзийских ВВС. Он очень высоко оценил боевые возможности самолета.
Все это результаты первого этапа модернизации. Его идеология основана на критерии минимизации затрат по приданию Су-30 и Су-27 функций ударных самолетов по наземным и морским целям. Доработки перехватчиков могут быть проведены в эксплуатирующей части в течение двух недель.
- Да, результаты действительно впечатляют. И все же, как удалось минимизировать издержки и получить продукт высокого качества?
- Одна из наиболее дорогих составляющих всех ОКР – испытания. Поэтому было принято решение: не меняя бортовой части оборудования истребителя-перехватчика, дополнительными аппаратно-программными средствами придать ему новые функции. Мы вышли на интерфейсы старой системы, не меняя программного обеспечения. Сохранена кабина. Расходы на переучивание летного состава и эксплуатацию самолетов минимизированы. Таким образом, мы не только сохранили старые возможности, но и нарастили новые.
Использование в качестве базиса программно-аппаратных средств, разработанных в ЗАО ОКБ «Русская авионика», позволяет реализовать унифицированную модернизацию широкого парка самолетов и вертолетов. Сегодня испытываются модернизированные МиГ-29СМТ, МиГ-29УБТ, МиГ-31, Су-30, Ми-24 и Ми-8. Принятие решения об унифицированной модернизации позволяет использовать финансовые ресурсы, предназначенные для ОКР непосредственно на доработку парка самолетов и вертолетов ВВС.
- Какие работы по повышению боевых возможностей истребителей ИАПО и ЗАО ОКБ «Русская авионика» предлагают провести на втором этапе?
- Цель второго этапа – создать самолет качественно нового уровня, сопоставимый с истребителями «Рафаль» и «Еврофайтер». Кабины МиГ-29 и Су-30 будут унифицированы. В них намечено установить по три многофункциональных ЖКИ для летчика и оператора. С целью одновременного обстрела нескольких воздушных целей в телесном угле более 100 градусов антенна РЛПК-27 будет заменена ФАР. Унификация МиГ-29СМТ, МиГ-29УБТ и Су-30К позволит использовать эти машины как единый боевой комплекс. В частности, Су-30К, как командный самолет, способен будет управлять тремя, четырьмя МиГами, взаимодействовать с ЗРК ПВО и с КП Сухопутных войск. Мы хотим сделать перехватчик частью объединенной мощной и гибкой оборонительно-ударной системы.
На снимке: истребитель-перехватчик Су-30МК в полете с полным комплектом вооружения; так выглядит кабина МиГ-29СМТ после первого этапа модернизации.