"ИВОЛГА-2" ПРОХОДИТ ИСПЫТАНИЯ

Теги:авиация
 
?? Serge Pod #11.01.2000 05:28
+
-
edit
 

Serge Pod

администратор

"ИВОЛГА-2" ПРОХОДИТ ИСПЫТАНИЯ

Крылатые корабли и суда, летящие над волнами, хорошо знакомы нашим читателям. Недавно принятая международная классификация каждому крылатому судну определила свое место над водой, а точнее - под солнцем над поверхностью экрана.


В журналах "Техника молодежи" (11/12'98) и "Катера и яхты" были опубликованы статьи о катере-экраноплане "Амфистар", который по классификации относится к типу А и, следовательно, не имеет возможности удаляться от воды больше, чем на заданное безопасное расстояние благодаря оригинальной системе стабилизации его движения над поверхностью воды.


"Амфистар" не имеет элеронов для управления по крену, его стабилизатор лишен руля высоты и нет необходимости в управлении "Амфистаром" по тангажу.

А вот закрылок "Амфистара" снабжен автоматической системой управления, которая в зависимости от тяги винтов, порывов ветра, случайных дифферентов корпуса обеспечивает безопасную (совсем небольшую - около 0,05 хорды крыла) высоту полета, что, к сожалению, снижает мореходность экраноплана, особенно экраноплана с малым взлетным весом (до 5000 кг), у которого небольшая хорда крыла обеспечивает максимальную высоту полета всего 0,2...0,3 м.

По сравнению с экранопланами значительное преимущество имеют крылатые суда типа Б ("КиЯ", N№166), представителем которого является "Иволга-2" - новая работа российских конструкторов, создателей скоростного экономического транспорта.

Легкий многоцелевой экранолет "Иволга-2" разработан ЗАО "КОМЕТЭЛ" и изготовлен в цехах ЦНИИ "КОМЕТА" в Москве. Главный конструктор экранолета - Вячеслав Васильевич Колганов.

Многоцелевой десятиместный летающий катер-амфибия "Иволга-2" способен в случае необходимости совершать полет вне зоны влияния экранного эффекта. По существующей классификации он относится к аппаратам типа Б - экранолетам.


Сборка экранолета "Иволга-2"
Экранолет имеет традиционную самолетную систему управления: педали - для управления рулем поворота и штурвал - для управления элеронами и рулем высоты.. Наивыгоднейшая высота полета его зависит от воли пилота, поэтому мореходность "Иволги" -3...4 балла, так как полет происходит на высоте 1...1,5 м над волнами. Свободный полет, перелет мостов, участков суши, полет над болотом и тундрой - расчетный режим для экранолета. Его устойчивость и управляемость соответствуют нормам летной годности для легких самолетов.

Конечно, техника пилотирования экранолетом отличается от управления экранопланом или автомобилем. Другие навыки управления и действия на командно-контрольные органы. Но она не намного сложнее и доступна для водителей средней квалификации.

Аэродинамические исследования и продувка в аэродинамической трубе позволили оптимизировать компоновочную схему экранолета, где конструкторы использовали наиболее перспективную схему - составное крыло. Концевые части центроплана малого удлинения экранолета переходят в поплавки. К центроплану пристыкованы консоли большого удлинения, на которых установлены элероны. Консоли выполнены складывающимися. На центроплане расположена десятиместная кабина с большой площадью остекления фонаря. Створки фонаря поднимаются вверх относительно осевой линии.

Центроплан имеет отрицательную V-образность, задней кромке его задана обратная стреловидность. В хвостовой части центроплана установлены щитки с электрическим приводом.

Поплавки, установленные по катамаранной схеме, имеют продольные и поперечные реданы. Внутренняя подцентропланная поверхность поплавков плоская и расположена вертикально. Такая геометрия поплавков обеспечивает хорошее гидродинамическое качество.

В области передней кромки центроплана в контуре профиля крыла по бокам кабины расположены два двигателя ЗМЗ мощностью 150 л.с. Двигатели, оборудование и электросистема на "Иволге-2" использованы автомобильные - от автомобиля "Волга".

Мощность от мотора с помощью валов с карданными шарнирами передается на два четырехлопастных воздушных винта изменяемого шага диаметром 1, 32 м, установленных в кольцевых каналах.

Кольцевые каналы и ступицы винтов закреплены шарнирно на поворотных горизонтальных пилонах.

На крейсерском режиме плоскости вращения воздушных винтов расположены вертикально.

На взлете и посадке при рулении и при движении по суше плоскости воздушных винтов пилот устанавливает наклонно таким образом, чтобы обеспечить движение воздушной струи от винтов под центроплан. Привод поворота пилона дистанционный, электрический. При отклонении щитков нагнетаемый воздушными винтами воздух под центропланом создает воздушную подушку, что обеспечивает амфибийность "Иволги-2" при движении по суше, а также улучшает взлетно-посадочные характеристики и мореходность экранолета. "Иволга-2" имеет Т-образное хвостовое оперение, установленное на стреловидном киле с рулем поворота. Стабилизатор подкосный. На руле высоты вынесены противофлаттерные грузы, выполненные в виде роговой компенсации.

Конструкция "Иволги-2" смешанная. Она выполнена на 40% из стеклопластика (поплавки, кольцевые каналы, носовой обтекатель, кабина и т.д.), а остальное - из дюралевых сплавов.

В конструкции использован коррозионно-стойкий сплав АМГ-61. Толщина обшивки 0,8 - 1 мм. Силовой набор - гнутый профиль из листа 1 - 2 мм. Стыковочные и силовые узлы выполнены из нержавеющей и легированной стали.

Экранолет "Иволга-2" может базироваться на суше и на воде без использования специальных причалов и гидроспусков. Он доступен массовому потребителю и может применяться различными организациями на пассажирских линиях, для перевозки грузов, патрулирования и выполнения спасательных работ.


Учитывая сравнительно небольшую стоимость (при серийном производстве не больше стоимости микроавтобуса) "Иволга-2" может стать надежным транспортом рыбаков, охотников, в организациях туризма и отдыха, а в некоторых районах и в качестве личного транспорта.

Потребность внутреннего рынка России по расчетам авторов на 1996...1999 г.г. составляет около 580 экранолетов "Иволга-2" даже при цене 150 000 USD.

Необходимо отметить огромную заслугу авторского коллектива, который сумел в сложный для разработки новой техники перестроечный период создать новый летательный аппарат, используя огромный творческий потенциал российских ученых и высоких отечественных технологий.


Большую помощь разработчикам оказал академик А.И.Савин, поверив в творческие планы конструкторов. Тем более в наши дни бесценны содействие и помощь в финансировании, аренде производственных площадей, когда даже моральная поддержка стоит очень дорого.

Работы над проектом "Иволги-2" (общие виды, компоновка, конструкция силовой установки...) шли медленно. В 1995 г. В.В.Колганову удалось найти финансирование на одном из космических предприятий по линии конверсии производства. И уже в конце 1997 г. экранолет практически был готов. Но отсутствие средств на испытания, доводку, аренду испытательной базы позволили приступить к первому этапу ходовых испытаний только летом 1998 г.

На Московском судоремонтном заводе нашлось место в сборочном цехе, где осуществлялись доводочные работы, стендовые испытания и обкатка двигателей. И уже в августе 1998г. экранолет "Иволга-2" оторвался от воды в Нагатинской бухте. Первый этап испытаний осуществлял главный конструктор В.В.Колганов.


Испытания подтвердили правильность расчетных технических данных и показали необходимость доводки силовой установки и доработки некоторых узлов. С завершением навигации и наступлением зимнего сезона испытания были прекращены. Экранолет был перевезен в Иркутск заказчику, финансирующему этот этап работ для испытаний в зимних условиях на озере Байкал.

Огромный интерес к экранолету проявило Верхне-Ленское пароходство. В верховьях Лены короткая навигация: два-три месяца, а работы - море. Экранолеты для Верхне-Ленского пароходства - находка: ледоход, ледостав, отмели и скованное льдом русло реки для экранолета - дорожная скатерть, что для парохода голубая лента реки сразу после восхода солнца. Возможна круглогодичная, очень важная для пароходства эксплуатация экранолетов с большой экономичностью и высокой экологической чистотой.

Уже есть заказ на десять "Иволг" и частичное финансирование 25-30-местного экранолета, который перекроет почти весь диапазон пассажироперевозок. Он будет несколько иной схемы. Уже есть расчеты и выполнены аэродинамические исследования. А "Иволги-2" будут сертифицированы Речным Регистром с ограничением высоты подлета.

Управлять ими смогут капитаны пароходов и судоводители-любители.

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ЭКРАНОЛЕТА «ИВОЛГА-2» Наименование характеристики Численные значения
Максимальный стартовый вес, кг 3300
Вес коммерческой нагрузки, кг 980
Вес конструкции, кг 2450
Размах крыла, м 12,5
Площадь крыла, кв.м 50
Длина, м 15
Нагрузка на крыло, кг/кв.м 65
Нагрузка на мощность, кг/л.с. 11
Экипаж, чел 1
Количество пассажиров, чел 8...10
Двигатели (2 шт): автомобильные
тип ЗМЗ-4062.10
мощность 2 * 150 л.с.
емкость топливных баков 2 * 100 л.с.
тип топлива бензин А-93
Скорость движения, км/ч
максимальная 200
крейсерская 120...150
Дальность при максимальной коммерческой нагрузке, км
на высоте 0,8 м 1150
на высоте 0,3 м 1480
Высота движения на рулении, м 0,1...0,2
Осадка при плавании, м 0,45
Транспортная эффективность л/км пас.
на высоте 0,3 м (V=150 км/ч) 0,011
на высоте 0,8 м (V= 150 км/ч) 0,014
Поверхность движения вода, лед, снег, болото, грунт
Допускаемое волнение моря, балл 3...4
Габариты (длина, ширина, высота), м
на марше 15х12,5х4,7
на рулении (консоли подняты) 15х4,6х4,7


Ю.В.Макаров (Москва)



In knowledge we trust!  
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
?? Serge Pod #11.01.2000 05:56
+
-
edit
 

Serge Pod

администратор

Aviacia obschego naznachenia N6/1999
In knowledge we trust!  

в начало страницы | новое
 
1989: МиГ-23 без пилота преодолел четыре европейских страны. (27 лет).
Поиск
Поддержка
Поддержи форум!
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru