Если с «паном», то попал
Старший лейтенант Андрей ЛУНЕВ
В Московском округе ВВС и ПВО совершенствуется система боевого управления авиацией
«Кларнет-1, я 628-й, на боевом, к наведению готов», - хрипела радиостанция в аппаратной на пункте управления полетами.
«628-й, я Кларнет-1, цель - белый танк в окопе на северной опушке леса. Координаты... Боевой курс... Атака с ходу...»
Так несколько часов кряду, сменяя друг друга, «работали» штурмовики неуправляемыми и управляемыми ракетами по контрольным целям на полигоне. Выполнять боевую задачу летчикам помогали так называемые паны - передовые авианаводчики. Именно поэтому боевые стрельбы авиации были несколько необычны, своего рода исследовательские. Ведь в ударной авиации практически не осталось такого органа управления, который мог бы профессионально наводить самолет по наземным целям.
Сначала авианаводчиками были в основном военнослужащие общевойсковых частей и Внутренних войск. Однако управлять летчиками им было трудно. Надо было и самолет визуально найти, и потом подсказать, как выйти на цель. Такие подсказки ограничивались в основном словами «влево», «вправо», «около леса»... Пока летчик прикидывал, где та или иная цель, атаковать было уже поздно. Поэтому сейчас передовые авианаводчики - офицеры летного состава, причем достаточно высоких должностей. Естественно, и говорят они с пилотами на профессиональном языке.
- После отработки на полигоне складывается четко отточенная система, - считает главный штурман Московского округа ВВС и ПВО полковник Элгуджа Сухиташвили.
По словам заместителя командующего Московским округом ВВС и ПВО генерал-лейтенанта Бориса Казачкина, главная задача авианаводчика - выдать летчику максимально информации о цели, по которой будет нанесен удар. «Пан» обязан изучить обстановку и очень четко определиться с характерными ориентирами. А для того чтобы дать пилоту толковую команду, он должен быть, что называется, в его шкуре, мысленно сидеть с ним рядом в кабине. Без этого взаимодействие невозможно.
Как бы то ни было, первые шаги к практическому восстановлению системы наведения авиации на вновь выявленные цели для поддержки наземных войск были сделаны. Убедились и авианаводчики, и пилоты, что эта система взаимодействия приносит определенные результаты. В то же время, по словам заместителя начальника управления боевой подготовки Московского округа ВВС и ПВО генерал-майора Виктора Фисуна, будет проводиться еще много так называемой ручной работы по изменениям в руководящих документах, отработке автоматизированного процесса наведения. По-новому надо оборудовать пункты управления авианаводчиков, вносить конструктивные изменения на самолете. Все это сделает взаимодействие пилота с авианаводчиком более быстрым и четким.
Главное