Путевка в небо
Юрий ГАВРИЛОВ
Фото Дмитрия ДЕБАБОВА
Ее получили участники 8-го Всероссийского авиационно-космического конкурса
Это событие подростки из общеобразовательных школ-интернатов с первоначальной летной подготовкой (ПЛП) и клубов юных летчиков и космонавтов ждали целый год. Не просто ждали - к нему напряженно готовились: летали на спортивных самолетах и прыгали с парашютом, работали на тренажерах, штудировали специальную литературу, осваивали «морзянку»... И все эти месяцы лишь один вопрос волновал ребят и их руководителей: не сорвется ли конкурс, не поступит ли в последний момент команда «отбой»?
Не сорвалось. Несмотря на многочисленные проблемы, - о них речь впереди - очередной, восьмой по счету Всероссийский авиационно-космический конкурс состоялся. На этот раз - в Челябинске, на базе филиала Балашовского военного авиационного института. 11 команд собрались здесь, чтобы в честной и открытой борьбе выявить лучших.
К слову, помимо чисто соревновательного момента, был у ребят и стимул посерьезней. Организаторы конкурса заместитель начальника главного штаба Военно-Воздушных Сил генерал-лейтенант Айтеч Бижев, начальник направления военного образования ВВС генерал-майор Анатолий Максимов и главный координатор Юрий Лукьяненко заранее побеспокоились, чтобы лучшим конкурсантам, помимо призов и подарков, были вручены специальные путевки главнокомандующего Военно-Воздушными Силами. Они дают право на внеконкурсное поступление в вузы ВВС. А командование ЧВВАУШ (так по привычке называют Челябинский филиал) во главе с полковником Сергеем Хоронько не только предоставило школьникам свою базу, но и выделило преподавателей для приема зачетов, курсантов - для помощи руководителям команд и организовало экскурсии по городу, множество других интересных мероприятий.
Особую значимость конкурсу придало присутствие на нем летчика-космонавта Героя Советского Союза Виктора Афанасьева. Не так давно Виктор Михайлович завершил третью космическую вахту, сейчас работает по очень серьезной программе. Тем не менее он изыскал возможность прилететь в Челябинск и поучаствовать в конкурсе в качестве не только почетного гостя, но и члена жюри. Забегая вперед, скажу, что полковнику Афанасьеву в хорошем смысле пришлось повкалывать. Уже после подведения итогов конкурса он часа полтора раздавал ребятам автографы на память. И даже в самолете, доставлявшем организаторов в Москву, Виктор Михайлович продолжил эту почетную миссию (вместе с нами возвращались домой две команды). Представляю, как у него потом болела рука. Но знаю и другое: короткое напутствие космонавта, Героя Советского Союза, его автограф - это то, что останется с ребятами на всю жизнь.
Однако вернемся к конкурсу. Подробно описывать его этапы - газетной полосы не хватит. Поэтому лишь подчеркну, что борьба шла на самом деле бескомпромиссная. Школьники выкладывались, что называется, на все сто. Но все же, как в любом соревновании, кто-то оказался сильней, кто-то - слабей. В итоге среди спецшкол-интернатов с первоначальной летной подготовкой победу одержали челябинцы. А ребята из Тамбова оказались лучшими среди клубов юных летчиков и космонавтов.
Могли бы результаты стать иными? Строго говоря, нет. Они реально отражали расклад сил. И все же у некоторых команд осталось вполне оправданное чувство неудовлетворенности. Вот что, к примеру, рассказал руководитель Волгоградского клуба юных летчиков и космонавтов Виктор Эльбакян:
- В течение года мы готовились по одной программе. За две недели до начала конкурса получили другую. А уже в Челябинске выяснилось, что зачеты будут принимать по третьей. Конечно, это не могло не отразиться на результатах.
Справедливости ради замечу, что кардинальные изменения в программу не вносили. Но даже небольших нюансов хватило для огорчений. Молодость, как известно, пора максимализма. Любую, по их мнению, несправедливость ребята воспринимают очень болезненно. Вот и победу челябинцев кое-кто был склонен считать результатом «домашних заготовок» и более длительной подготовки. Соглашаться с подобным утверждением не стоит - курсанты из Челябинска на самом деле были на голову выше соперников. Однако организаторам следующих конкурсов, несомненно, стоит задуматься над совершенствованием программы их проведения. По мнению многих руководителей команд, в частности, неоправданно приниженными оказалась специальная и физическая подготовка. А над практической направленностью конкурса возобладала общетеоретическая.
Замечания, конечно, существенные. Однако, на мой взгляд, есть более серьезная проблема, без кардинального решения которой может быть поставлена под сомнение сама возможность проведения таких состязаний.
Начнем с того, что школы-интернаты с ПЛП и клубы юных летчиков и космонавтов, как правило, обеспечиваются из бюджетов местных органов власти. На сей счет есть специальное постановление правительства. Только выполняется оно далеко не везде. Еще три года назад заместитель директора Барнаульской спецшколы майор Валерий Козарь рассказывал, что губернатор Алтайского края волевым решением более чем наполовину урезал и без того скудные ассигнования на содержание учебного заведения. «Красная звезда» рассказала об этом факте. И что же?
Уже два года барнаульцы не имеют возможности участвовать в конкурсе - денег на поездку им не дают. Такая ситуация, похоже, сложилась и в других регионах. Во всяком случае из 21 команды, приглашенной для участия в 8-м Всероссийском авиационно-космическом конкурсе, в Челябинск смогли приехать только 11.
К счастью, в России еще не перевелись руководители, для которых воспитание подрастающего поколения - не пустая фраза. Традиционно заботливое отношение к военно-патриотическим клубам и объединениям сложилось в Волгограде. Глава администрации города Юрий Чехов и начальник управления образования Инна Черняга всемерно помогают их руководителям. Вот и на этот раз они без проволочек выделили средства на поездку команды в Челябинск.
Уже много лет при Оренбургской спецшколе- интернате с ПЛП действует попечительский совет. Ныне его возглавляет мэр города Геннадий Донковцев, среди членов совета - руководители крупных предприятий города. Они никогда не оставляют учебное заведение без внимания. Заместитель директора спецшколы подполковник Владимир Стронин рассказал, в частности, что руководитель государственного унитарного предприятия «Оренбургские авиалинии» Борис Портников ежегодно выделяет 15 тонн авиационного горючего для полетов курсантов. А местный аэроклуб РОСТО безвозмездно предоставляет им самолеты и инструкторов. Правда, в последнее время у дирекции спецшколы идет тяжба с руководителями местной епархии. Те хотят забрать когда-то принадлежавшие церкви здания, где ныне располагается учебное заведение. Дай-то, как говорится, Бог, и эта проблема будет разрешена без ущерба для обеих сторон.
Итак, 8-й Всероссийский авиационно-космический конкурс завершен. Он показал главное: у Российской армии, ее Военно-Воздушных Сил есть надежный резерв. А значит, мы не останемся бескрылыми.
"Красная Звезда" - cамая полная, достоверная и оперативная военная газета. Russian military newspaper.