Поле боя – эфир
Вел беседу Олег ФАЛИЧЕВ
15 апреля в Вооруженных Cилах РФ впервые отмечается День специалиста радиоэлектронной борьбы, который был учрежден приказом министра обороны РФ 3 мая 1999 года. О том, что такое РЭБ, о ее роли и значении в вооруженной борьбе, рассказывает в беседе с нашим корреспондентом начальник Управления радиоэлектронной борьбы Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации генерал-лейтенант Валерий ВОЛОДИН.
- Валерий Николаевич, многое из того, что связано с понятием радиоэлектронная борьба, широкому кругу читателей, увы, пока неизвестно...
- Говоря военным языком, радиоэлектронная борьба - это вид стратегического (оперативного, боевого) обеспечения с присущими только ему методами противодействия противнику. Она заключается в целенаправленном воздействии электромагнитными излучениями на радиоэлектронные объекты в системах управления для разрушения полезной информации или внедрения ложной. Это может осуществляться также для защиты своих радиоэлектронных систем, снижения вероятности от поражения высокоточным оружием противника ракетных комплексов, самолетов, кораблей. Отличительная особенность РЭБ в том, что сферой или «ареной» противоборства служит радиоэфир, электромагнитное поле, весь спектр электромагнитных волн.
- А когда впервые родилась такая сфера военной деятельности, как радиоэлектронная борьба?
- 16 декабря 1942 года было принято постановление Государственного Комитета Обороны № 2633 «Об организации в Красной Армии специальной службы по забивке немецких радиостанций, действующих на поле боя». В соответствии с ним были сформированы первые части радиопомех -130, 131 и 132-й отдельные радиодивизионы специального назначения. Эти части принимали участие в битве под Курском, в Корсунь-Шевченковской, Белорусской, Львовско-Сандомирской, Восточно-Прусской и Берлинской операциях Великой Отечественной войны. Ими была сорвана передача более 24 тысяч радиограмм в оперативном и оперативно-тактическом звеньях управления противника. За успехи в решении боевых задач 130-й и 131-й радиодивизионы были награждены орденами Красной Звезды, а 132-й за особые успехи в срыве управления войсками окруженной фашистской группировки под Глотау и Бреслау – орденом Богдана Хмельницкого. Кстати, Боевое Знамя 132-го отдельного радиодивизиона специального назначения недавно вручено вновь сформированной части радиоэлектронной борьбы.
Однако датой первого практического примера ведения РЭБ с полным основанием считается 15 апреля 1904 года, когда в ходе обстрела японскими кораблями Порт-Артура командирами крейсера «Изумруд» и миноносца «Громкий» были вскрыты и подавлены преднамеренными радиопомехами переговоры японских кораблей-корректировщиков огня. В результате, как следует из донесения командующего флотом контр-адмирала князя П. Ухтомского, из выпущенных неприятелем более шестидесяти снарядов попаданий в цели не было. Это - исторический факт.
- Мы вступаем в век новых технологий. Какое место, на ваш взгляд, займет в вооруженном противоборстве радиоэлектронная борьба?
- Судя по всему, материальной основой военных конфликтов станут боевые суперсистемы оружия, создаваемые на основе средств разведки, высокоточного наведения и огневого поражения, объединенные автоматизированной системой управления. Такие работы проводятся в развитых иностранных государствах. Это говорит о том, что состояние систем и средств управления, связи, разведки и электронной борьбы в ближайшей перспективе станет определяющим фактором повышения боевых возможностей войск. Как считают западные специалисты, практически без разработки новых систем оружия, а только заменой их электронного компонента вооруженные силы развитых государств будут способны выйти на качественно новый уровень ударных и разведывательных возможностей. А значит, смогут эффективно решать боевые задачи. Что из этого следует для нас? То, что противостоять этому могут лишь еще более совершенные системы и средства радиоэлектронной борьбы.
- Но если вспомнить об условиях, в которых ныне оказались армия и флот, то получается, что мы безнадежно отстали. Или это не так?
- Вряд ли правильно говорить, что мы безнадежно отстали. Хотя из-за ограничения ассигнований на национальную оборону действительно возник ряд проблем. Но это естественно, и мы их решаем. В ходе реформирования численность органов и частей РЭБ уменьшилась пропорционально общему сокращению Вооруженных Сил. Однако в результате сокращения ряда частей, перераспределения высвобождаемой техники нам удалось доукомплектовать и сохранить самые боеспособные, создать ряд таких частей, которые готовы без длительной подготовки выполнять поставленные задачи. Большую роль сыграло и то, что министр обороны и начальник Генерального штаба хорошо знают проблемы радиоэлектронной борьбы, ее место и роль в вооруженном противоборстве.
Основные усилия мы направили на разработку и производство наиболее перспективных средств РЭБ, в том числе работающих на новых физических принципах. В настоящее время в стране сформировалась устойчиво и слаженно работающая кооперация научно-исследовательских организаций, конструкторских бюро, предприятий оборонной промышленности, способная в короткие сроки проводить модернизацию имеющихся средств и комплексов РЭБ, создавать образцы техники нового поколения, объединенные современными АСУ, отличающиеся повышенной мобильностью и живучестью на поле боя. И все благодаря во многом крупным специалистам радиопромышленности, можно сказать, мирового класса - В. Борисову, Ю. Дубровскому, С. Бирюкову, Н. Волкову и многим другим. Так что есть еще у нас порох в пороховницах.
- Валерий Николаевич, а где и как готовят специалистов РЭБ?
- Костяк офицеров-специалистов РЭБ составляют выпускники Военного института радиоэлектроники и слушатели военных академий. С первых шагов курсантам и слушателям прививаются навыки «охотника в эфире», то есть специалиста, умеющего следить за радиоэлектронными средствами противника и своевременно реагировать на их работу. И это естественно, ведь наши офицеры служат во всех видах Вооруженных Сил, решают сложные задачи во взаимодействии со специальными войсками, другими силовыми структурами. Значительных успехов в подготовке высококвалифицированных офицеров добиваются генерал-майоры П. Шаманин, В. Подлужный, полковник И. Белоусов, капитан 1 ранга Н. Маслов, видные ученые доктора наук Н. Костин, В. Мухин, О. Викулов, Л. Шамилов.
Что касается младших специалистов, то благодаря усовершенствованию учебной материальной базы, учебных программ и нормативов сегодня удается за полгода подготовить квалифицированного специалиста РЭБ. И это - при общем снижении общеобразовательного уровня призывников.
- Получается, вам, как и всем, приходится, что называется, выкручиваться. Но умные люди говорят, что вкладывать деньги в развитие средств радиоэлектронной борьбы сегодня не затратно, а наоборот, очень выгодно. Так ли это?
- Дело в том, что в ряде случаев применение средств и комплексов РЭБ наиболее предпочтительно, в том числе и по соображениям экономии, а иногда и единственно возможно из всего арсенала воздействия на противника. Да и международная практика свидетельствует: вкладывать деньги в развитие систем управления, сил и средств РЭБ сегодня очень выгодно. Это обеспечивает значительный прирост боевого потенциала войск. Расчеты показывают, что стоимость техники РЭБ по отношению к стоимости основных видов вооружения составляет 5-8 процентов. В то же время применение средств РЭБ в операциях и боевых действиях может повысить боевые возможности, например, Сухопутных войск в 1,5 раза, снизить потери авиации в 4-6 раз, кораблей - в 2-3 раза.
В этих условиях дальнейшее строительство сил и средств РЭБ, совершенствование подготовки Вооруженных Сил к радиоэлектронной борьбе представляется, по нашему мнению, исключительно важным и экономически целесообразным направлением в обеспечении военной безопасности России.
- И последний вопрос. Как проходит боевая учеба в частях РЭБ?
- Зимний период обучения завершается, но накал занятий не снижается. Большое внимание уделяем отработке вопросов борьбы со средствами воздушного нападения противника, защите от воздействия его высокоточного оружия, поддержанию устойчивого управления средствами. На учениях и тренировках главные усилия направляются на организацию совместных действий органов и частей РЭБ с разведкой, артиллерией, авиацией, на обучение личного состава действиям в особых условиях (горах, населенных пунктах), умелую эксплуатацию специальной техники и вооружения. Среди лучших руководителей занятий по боевой подготовке – генералы А. Осин и В. Алешин, офицеры Н. Гусаков, Р. Абулханов и другие.
Пользуясь случаем, позвольте через вашу газету поздравить с Днем специалиста РЭБ весь личный состав и ветеранов радиоэлектронной борьбы, ученых, конструкторов, простых рабочих. Пожелать им крепкого здоровья, счастья, семейного благополучия, оптимизма и дальнейших успехов на благо нашей Родины.
Главное