Успешный дебют
Беседу вел Владимир ДЕРНОВОЙ
http://www.redstar.ru/rus_or1a.jpg [not image]
http://www.redstar.ru/rus_or1.jpg [not image]
В Государственном научном центре РФ Летно-исследовательский институт им. М. Громова (г. Жуковский Московской обл.) успешно выполнили испытательные полеты два модернизированных истребителя: МиГ-29УБТ и Су-30К. Заместитель начальника института, заслуженный летчик-испытатель Герой России Анатолий Квочур рассказывает о достоинствах модернизированных боевых машин и перспективах их использования.
- Анатолий Николаевич, как вы оцениваете результаты модернизации истребителей МиГ-29УБ и Су-30К?
- Прежде МиГ-29УБ был преимущественно учебным самолетом. Теперь благодаря новой авионике борта, сопряженной с модернизированным в ОКБ “Русская авионика” высокоточным оружием, установке нового локатора МиГ-29УБТ стал многофункциональным истребителем без ухудшения летных характеристик. Создан качественно новый самолет, который теперь может использоваться в том числе и как штурмовик.
МиГ-29УБТ сегодня - это не только тот самолет, который нужен нашим ВВС. Потребности внешнего заказчика исчисляются десятками машин, а это значит, что производственные мощности Горьковского авиазавода не будут простаивать.
Другое дело Су-30К. Этот серийный истребитель с функциями учебного (бортовой номер 2) был выпущен Иркутским заводом в 1992 году и передан на эксплуатацию в ГНЦ ЛИИ им. М.Громова для проведения демонстрационных полетов, обучения испытателей, а также исследовательских работ. В октябре прошлого года его перевели в разряд экспериментального, вернули комплектацию боевого самолета и оборудовали по технологии модернизации ОКБ “Русская авионика”.
Су-30К идеально подходит для модернизации с целью наращивания боевой эффективности, а также использования в качестве многофункциональной летающей лаборатории (МФЛЛ). По маневренности ему нет равных. У него большие внутренние объемы и возможности для подвески вооружения. С помощью модернизированного прицельно-навигационного комплекса увеличилась точность применения неуправляемых бомб и ракет. Высокоточное оружие может использоваться истребителем на большой дальности, не входя в зону поражения ПВО противника. Считается, что в некоторых операциях эффективность управляемого оружия возрастет в 16 раз.
Модернизированный Су-30К отличается от своих предшественников содержанием кабины, где старый индикатор прямого видения размером 12,5х12,5 см заменен на три многофункциональных цветных жидкокристаллических индикатора с размером экрана 15х20 см. Новый вариант кабины имеет гораздо большую информативность, которая позволяет эффективно выполнять навигационные и боевые задачи.
В кабине экспериментального самолета реализована концепция управления всеми основными функциями истребителя по принципу “не снимая рук с органов управления”. Это требование предъявлялось еще к самолетам 4-го поколения, а Су-30К после модернизации стал “4+”, т.е. ближе к 5-му по интеллекту борта. Кабина скомпонована так, чтобы максимально удобно было пользоваться кнопками, тумблерами и приборами. При маневрировании обстановка меняется очень динамично, перегрузки нередко ограничивают движения рук по органам управления, а иногда и вообще не позволяют до них дотянуться, как, например, и при полете в условиях турбулентности, когда постоянно болтает.
Сосредоточив исследования на такого типа МФЛЛ, мы максимально удешевляем стоимость каждого эксперимента. Создавать летающую лабораторию под одну задачу очень затратно, поэтому на базе Су-30К в комплексе можно решать множество задач. При этом каждый полет будет продолжаться как можно дольше, контролироваться с земли в реальном режиме времени, чтобы получать максимум информации.
В первом полете Су-30К с новой начинкой были оценены технические решения кабины.
- Как идет процесс обновления борта истребителей в других авиационных конструкторских бюро России и за рубежом?
- Не знаю, чтобы кто-либо у нас в стране предлагал столь эффективное решение задач модернизации для МиГ-29УБТ, как ОКБ “Русская авионика”. По Су-30К есть разработки, заслуживающие уважения и рассмотрения, а по МиГ-29УБТ нет. ЛИИ неоднократно вел переговоры с другими организациями о проведении самых различных исследований. Институт был бы рад работать со многими разработчиками, но, видимо, не все готовы. К сожалению, многие известные мне системы созданы без учета эргономики летающих аппаратов (ЛА).
Мне довелось на международных выставках познакомиться с кабинами истребителей других стран, “полетать” на их стендах. Первыми в этом направлении шагнули французы на “Рафале”. Этот ЛА мне нравится больше других. На нем радикально изменено информационно-управляющее поле и принято много революционных решений: созданы боковые ручки управления, мощный центральный экран и два боковых сенсорных жидкокристаллических цветных экрана. Кабина очень удобно скомпонована. Я предлагал французским летчикам подняться в небо на Су-30К в обмен на полет на “Рафале”, но пока не договорились. Думаю, что теперь, когда на модернизированном Су-30К установлены три индикатора, французы не откажутся. Благодаря разработкам “Русской авионики” мы также оказались на весьма приличном современном уровне.
Другая кабина, которая мне очень нравится, принадлежит шведскому истребителю “Гриппен”. Кстати, она очень похожа на новую в Су-30К. Дело в том, что при конструировании кабины возникают очень жесткие зависимости по расположению приборов и систем управления. Летчику надо иметь наибольшую доступность к основным органам управления самолетом и оружием, максимальное информационное поле. Три индикатора 6х8 дюйма на Су-30К, вытянутые по вертикали, идеально ложатся в кабину. Для других решений нужны жертвы: уменьшение обзора, создание трудностей при катапультировании и т.д. Ведущие шведские летчики-испытатели в прошлом году на парижской выставке заинтересовались нашим макетом с 3 индикаторами. Их специалисты утверждали, что такая кабина, как принято говорить, начнет летать в Швеции в 2001 году. Мы же начали полеты раньше.
На прошлогодней парижской выставке я познакомился и с кабиной F-16 израильского производства. В ней воплощено многое из “Лави” – национального истребителя Израиля. Когда МиГ-29СМТ уже летал, у них появился макет F-16 с подобной кабиной. Это было скорее всего копирование. Думаю, мы рановато начали показывать МиГ-29СМТ, в международной конкуренции это сыграло отрицательную роль.
Кабина “Еврофайтера” не выдерживает критики. Там есть много рациональных решений, но нет современных средств отображения информации. Этим и занимается сегодня “Русская авионика” в кооперации с другими организациями.
- Представим ситуацию, когда израильская или европейская авионика будет устанавливаться на истребителях российских ВВС...
- В этом случае национальной безопасности будет нанесен непоправимый вред, поскольку тогда не удастся сохранить интеллектуальный потенциал КБ и технологии. Модернизация военной авиации в мире идет полным ходом и позволяет повысить ее эффективность в несколько раз, не вкладывая в это много средств. На доработки тратятся десятки процентов от стоимости ЛА, а получаются сотни, а иногда и тысячи процентов эффективности.
Если мы отдаем кому-то модернизацию наших истребителей, то теряем огромные деньги, секреты нашего оружия, лишаем работы специалистов и в перспективе не сможем создавать научно-технический задел. А это уже информационная, интеллектуальная и технологическая зависимость.
Создание современного самолета требует преемственности школ. Например, Япония и Германия имеют высокоразвитую промышленность, огромные финансовые ресурсы, но до сих пор не построили эффективный современный истребитель. Одно дело потенциальные возможности, а другое - ментальная среда, питающая передовую научно-техническую мысль. Такую среду, пока еще имеет Россия.
Если мы потеряем отечественную авионику ЛА, то нам останется делать только планер и, возможно, двигатель. Останемся без интеллекта на борту. И через несколько лет будем вынуждены закупать авионику за рубежом. Такие перспективы нас, конечно же, устраивать не могут.
The requested URL /rus_or.html was not found on this server.
// www.redstar.ru