quote:
«АЭРОКОСМИЧЕСКИЕ НОВОСТИ» №13/2000
22-28 марта 2000 года
ДЕМОНСТРАЦИЯ СИСТЕМЫ DIRCM
Система противодействия с направленным ИК-излучением DIRCM, впервые представленная на авиационной выставке «Дубай-99», предназначена для защиты крупных транспортных самолетов и вертолетов от ракет с ИК-ГСН.
На выставке демонстрировалась действующая модель турели системы DIRCM фирмы Маркони в вертолетном варианте, по которой можно было получить представление о быстроте реакции системы на атакующую ракету, летящую со скоростью М=2.
Установленные на борту ЛА 4 датчика, обеспечивающие круговой обзор, реагируют на ультрафиолетовое излучение в факеле выхлопных газов ракеты во время ее пуска. Обнаружение осуществляется менее, чем за 0,4 секунды. Турель поворачивается в сторону атакующей ракеты, после чего производится ее захват высокоточной системой сопровождения. Затем система начинает производить импульсно-модулированное излучение, мощность которого в 15 - 20 раз превышает ИК-сигнатуру ЛА, что приводит к ослеплению ГСН и срыву сопровождения. Время обнаружения и подавления системы самонаведения атакующей ракеты составляет не более 2,2 с.
Представители фирмы Маркони отказались сообщить более подробную информацию о точности сопровождения атакующей ракеты и не указали 14 видов ЛА, состоящих на вооружении ВВС Великобритании и подразделений специального назначения США, для которых предназначена система DIRCM. Однако они отметили, что по желанию заказчика вместо импульсной лампы ИК излучения может быть установлен лазерный излучатель ИК-диапазона.
Предполагается, что для приобретения системы DIRCM, производство которой уже начато, найдутся покупатели среди стран Персидского залива для размещения ее, в основном, на ударных вертолетах Apache.
Проведенные в 1998 г. натурные испытания системы продемонстрировали ее высокую эффективность. Сообщается, что на этих испытаниях система DIRCM, установленная на подвешенном на тросе между двумя горами вертолете Hue, отразила атаки всех 12 ракет с ИК ГСН, пущенных по вертолету.
Aviation International News, 14.11.99
СИСТЕМА GSARS
Фирма Raytheon впервые раскрыла концепцию самолетной радиолокационной системы наблюдения за земной поверхностью GSARS (Ground Surveillance Airborne Radar System), являющейся вариантом самолетной радиолокационной системы наблюдения большой дальности ASORS (Airborne Stand-off Radar Surveillance), разрабатываемой по заказу министерства обороны Великобритании.
Система GSARS предназначена для удовлетворения требований по обеспечению возможности ведения воздушного наблюдения на большой дальности в зоне Персидского залива и Саудовской Аравии при использовании РЛС с синтезированной апертурой.
Наряду с этим, надеясь привлечь внимание саудовских ВВС, фирма Raytheon усиленно рекламирует свой подвесной контейнер Raptor с разведывательной фотоаппаратурой, тоже разработанный для ВВС Великобритании.
Контейнер Raptor предназначен для применения на ударных самолетах Tornado британских ВВС, т.е. на том типе самолетов, который состоит на вооружении ВВС Саудовской Аравии.
Defense News, 29.11.99
ПЛАНЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ АРСЕНАЛА УБЛН
BBC США предпринимают шаги по созданию оружия, способного действовать в любых метеоусловиях, и обдумывают возможность снятия с вооружения управляемых боеприпасов с лазерным наведением (УБЛН), заменив на значительной части таких боеприпасов лазерную систему на блок наведения, основанный на использовании данных глобальной спутниковой навигационной системы GPS.
Решение по этому вопросу будет принимать командование ВВС. Принятие такого решения приведет к переводу лазерных систем наведения в разряд второстепенных и к завершению эры, когда УБЛН были основным тактическим оружием в военном арсенале США. С другой стороны, при переоборудовании боеприпасов можно было бы сохранить возможность их лазерного наведения при выполнении определенного ряда боевых задач.
Продемонстрированная в недавних операциях неспособность УБЛН действовать в ночное время или в плохих метеоусловиях значительно снизила их ценность.
Ограниченное количество находящихся на вооружении ВВС УБЛН, главным образом управляемых бомб (УБ) Paveway-1 и Paveway-2 фирмы Raytheon, уже подверглось необходимой модернизации с целью наделения их способностью наводиться на цели с использованием данных от спутников и инерциальных систем наведения.
По контракту, заключенному с фирмой Raytheon в 1998 г., небольшое количество УБЛН GBU-24, GBU-27 и GBU-28 было модернизировано в центре материально-технического обеспечения ВВС в Огдене (шт.Юта). На данный момент ни один модернизированный боеприпас не поступил в оперативные подразделения. В дебатах в конгрессе США по вопросу требований к перспективному авиационному оружию приоритет отдается оружию всепогодного действия при снижении вероятности сопутствующих повреждений.
ВВС уже решили, что они не будут приобретать дополнительное количество управляемых ракет класса «воздух-воздух» AGM-130 фирмы Boeing с телевизионным наведением, на применение которых делалась большая ставка в недавних военных операциях на Балканах и против Ирака, поскольку они не в полной мере соответствуют этим требованиям.
На этом фоне программа УБЛН Paveway-3 сохраняет хорошие шансы на дальнейшее финансирование, поскольку с точки зрения критерия «стоимость-эффективность» является средством повышения оперативной эффективности при ограничении возможности сопутствующих разрушений. Начатая в 1995 г. программа Paveway-3 оценивается достаточно высоко после завершения воздушной операции НАТО в Югославии, во время которой стали очевидными ограниченные возможности УБЛН. Некоторые боевые вылеты, рассчитанные на поражение сербских целей с помощью УБЛН, были отменены из-за наличия облачности, дождя и других атмосферных явлений, которые создавали трудности пилотам и наземным службам при подсветке целей лазерными целеуказателями, для чего требуется наличие четкой линии визирования цели. Хотя УБЛН широко и успешно применялись в операциях против Ирака, их использование в косовской операции показало непригодность такого оружия для использования в непредсказуемых климатической обстановке и условиях местности.
Рассматриваемая модернизация УБЛН Paveway-3, вероятно, не приведет к потере возможности их лазерного наведения, а скорее сделает эти возможности второстепенными по отношению к наведению с помощью спутниковой системы GPS. B определенных условиях лазерное наведение является более эффективным с точки зрения точности попадания. Значительное количество находящихся в арсенале ВВС УБЛН может быть модернизировано. Всепогодные системы наведения предполагается установить как на более старых, так и на любых новых образцах выпускаемых УБ серии Paveway.
Jane's Defence Weekly, 17.11.99
СОСТОЯНИЕ РАБОТ ПО ПРОГРАММЕ ПТУР TRIGAT.MR
Европейский консорциум Euromissile Dynamics (EMDG) испытывает трудности по началу прозводства противотанковой управляемой ракеты TRIGAT.MR. Бельгия и Голландия все еще не подписали соглашение об участии в программе производства данной ПТУР. Командование голландской армии заявило, что оно предпочитает ПТУР типа «пустил-забыл», к которым относится ПТУР Jill израильской фирмы IAI или Gevelin американской фирмы Lockheed Martin.
Дания испытывает политическое давление с рекомендацией остаться в программе ПТУР TRIGAT.MR в то время, как подписываются контракты на серийное производство этой ракеты на уровне фирм, а не на уровне правительств пяти заинтересованных стран. Если Голландия выйдет из программы, тогда из-за сокращения объема заказываемых ПТУР стоимость единицы изделия возрастет. Консорциум EMDG должен принять решение, продолжать ли переговоры с датскими контрактантами, из-за которых задерживается реализация программы.
Ранее планировалось, что первые ПТУР и огневые точки будут поставлены в 2002 г., однако эти сроки могут сдвинуться дальше, если Бельгия и Голландия не подпишут соглашение.
На полигоне в Германии была успешно проведена серия из 11 испытаний ПТУР. Запуски проводились с бельгийского армейского БТР и немецкого армейского БМП «Фукс». В ходе боевых и оценочных испытаний состоялся пуск в общей сложности 227 ракет. TRIGAT.MR является одной из пяти разновидностей ПТУР средней дальности действия, проходивших в начале 1999 г. испытания в Финляндии. Предполагается, что в ближайшее время список наименований ПТУР сократится до двух или трех.
Jane's Defence Weekly, 10.11.99
НОВЫЕ ВАРИАНТЫ КАБ
B конце 1999 г. министерство обороны США одобрило программу разработки модернизированных комплектов инерциально-спутниковых систем наведения JDAM для корректируемых авиабомб Мк.82 калибром 227 кг. Первые такие комплекты, изготовленные фирмой Boeing, должны появиться в 2001 г. Они предназначены для поражения малоразмерных неподвижных целей. Основными носителями таких бомб в настоящее время являются истребители-бомбардировщики Boeing F-15E. B будущем бомбы Мк.82 JDAM будут размещаться во внутренних отсеках истребителей Lockheed Martin F-22.
B будущем планируется оснащать комплектом JDAM бомбы калибром 113 кг.
Собинф. АКН по материалам ГосНИЦ ЦАГИ, 22.03.00