На войне бывало всякое...
Евгений ОБОЛЕНСКИЙ
кандидат технических наук, доцент
Чудо-минометчики
В Сталинграде нашему 382-му стрелковому полку была придана батарея 120-мм минометов 74-го артиллерийского полка. Командовал ею старший лейтенант Василий Шуршалов. Каково было положение защитников города в начальном периоде битвы, общеизвестно. Нас засыпали бомбами, снарядами, минами. Но мы, знаете, тоже не сидели сложа руки...
Так вот, батарея Шуршалова вела огонь по переднему краю противника с закрытых огневых позиций. И тут в воздухе появился немецкий самолет-разведчик «Фокке-Вульф-189», так называемая «рама». Столь странное прозвище самолет получил из-за особенности своей конструкции: два фюзеляжа, в передней и задней частях соединенные двумя лонжеронами, в самом деле напоминали раму.
Если в воздухе появлялась «рама», все замирало и пряталось. Выдал себя - с «рамы» тут же тебя засекают, и следом жди или артналет, или бомбардировщиков. К тому же «рама», несмотря на свою небольшую скорость, среди вражеских самолетов слыла наиболее неуязвимой.
В нашем случае все произошло по тому же сценарию: все замерли, попрятались. Лишь минометчики продолжали вести огонь, словно специально демаскируя себя. Между тем, словно чувствуя свою безнаказанность, «рама» повела себя слишком уж нахально: довольно низко опустилась и, свалившись на одно крыло, стала делать разворот над позицией минометчиков. Те же, будто ей назло, усилили огонь.
И вдруг ни с того ни с сего в передней части «рамы» вспыхнул взрыв, и она, разваливаясь на куски, стала падать. Все с облегчением вздохнули. Но отчего она развалилась?
Оказалось, одна из мин (а это калибр 120 мм, такого снаряда хватило бы развалить целый бомбардировщик) случайно угодила в «раму». Героический расчет «зенитчиков поневоле» и их не менее отважный командир батареи были удостоены государственных наград, а от комдива получили еще и краткосрочные отпуска к семьям.
http://www.redstar.ru/history3.html