«Укротитель» планеров
Аметист Егерев
Людмила Виноградова
http://www.redstar.ru/history5.jpg [not image]
http://www.redstar.ru/history5_b.jpg [not image]
Первые летные навыки управления планером Сергей Анохин приобрел в московском планерном кружке транспортного совета Осоавиахима Курской железной дороги. Затем он поступил в высшую летно-планерную школу в Коктебеле, где успешно освоил парящие полеты. В школе судьба свела его с Маргаритой Раценской, летчицей, заслуженным мастером планерного спорта, рекордсменкой мира, ставшей впоследствии его женой.
Анохин окончил эту школу с квалификацией “Паритель класса Б”. Она позволяла летать на всех типах планеров. Вскоре он, как инструктор-планерист школы, был зачислен в экспериментальный отряд, где приобрел навыки исследовательской работы в воздухе. В дальнейшем Сергей Николаевич стал одним из ведущих летчиков-испытателей страны. Ему приходилось нередко покидать в воздухе горящие, разваливающиеся самолеты, планеры, но он возвращался к испытательной работе.
По его инициативе впервые в мире был осуществлен перелет трехпланерного “воздушного поезда”. 23 мая 1934 года три планера в прицепе за самолетом-буксировщиком вылетели из Москвы в Коктебель. Под Харьковом “поезд” попал в грозовой фронт, но экипаж сумел совершить посадку на заданном аэродроме. В том же году на IХ планерном слете С.Анохин установил мировой рекорд продолжительности полета на планере (ГН-2 конструкции Г.Грошева) - 32 часа. А через несколько дней по заданию технического комитета он выполнил первый испытательный полет на определение скорости планера “Рот-Фронт-1” конструкции О.Антонова, при которой возникает вибрация, разрушающая летательный аппарат. На скорости 220 км/ч планер разрушился, а Сергей Николаевич спасся на парашюте. Кстати, в том же 1934-м С. Анохин впервые выполнил экспериментальный прыжок с парашютом методом срыва с планера “Харьков-1” на высоте 100 метров. А всего за свою испытательскую биографию он выполнил около 400 прыжков и стал единственным в стране спортсменом - заслуженным мастером по планерному и парашютному видам спорта. Примечательно, что С.Анохин и М.Романов по поручению советского правительства стали организаторами первого аэроклуба в Турции, который готовил летчиков-инструкторов.
В годы Великой Отечественной войны Сергей Николаевич командовал эскадрильей планеров в составе воздушно-десантных войск на Калининском фронте. Более 200 раз он летал на грузовых (десантных) планерах в тыл врага для доставки продовольствия, медикаментов, оружия, боеприпасов и вывоза раненых партизан. В апреле 1943-го на планере Г-11, буксируемом самолетом СБ, Анохин доставил группу десантников в Белорусский город Бегомль, занятый партизанами. Обратно предстояло срочно везти двух раненых командиров партизанских отрядов. Для посадки и взлета буксировщика СБ потребовалась специальная подготовка взлетно-посадочной полосы лесного аэродрома. Для уменьшения взлетной дистанции планерного поезда Анохин принял смелое решение - взлетать на планере за буксировщиком не на обычном 120-метровом тросе, а на укороченном, 10-метровом. Подняться ночью с маленького партизанского аэродрома мог только очень опытный летчик-планерист. Ночной вылет был сложным, но удачным. Не менее трудной оказалась и посадка на аэродроме после вражеской бомбардировки. За этот подвиг Анохин был награжден орденом Красного Знамени.
В перерывах между выполнением боевых заданий ему приходилось испытывать десантную технику, парашюты новой системы. Так, осенью 1942-го Сергей Анохин совершил испытательный полет на планере А-40 “Крылья танка” конструкции О.Антонова, который представлял собой легкий танк Т-60 с навешенными на него крыльями и хвостовым оперением. Полет прошел успешно, но из-за перегрева двигателей самолета - буксировщика ТБ-3 Сергей Николаевич вынужден был отцепиться от буксировщика и приземлиться на ближайшем аэродроме. Появление планирующего танка вызвало на летном поле панику. Его приняли за немецкий самолет неизвестной конструкции. Из-за большого лобового сопротивления крылатый танк оказался слишком тяжел для ТБ-3. Требовались более мощные самолеты типа Пе-8, но их не хватало фронту.
После войны С.Анохин испытывает самолеты ОКБ им. А.Яковлева. 17 мая 1945 года в полете на проверку прочности конструкции серийного самолета Як-3 при выводе из пикирования на скорости 600 км/ч с
7-кратной перегрузкой у самолета оторвался элерон, а затем и левое крыло. Самолет разрушился. Анохину с травмой руки и левого глаза удалось воспользоваться парашютом. Рука зажила, но глаз спасти не удалось.
Благодаря ежедневным тренировкам Анохин вернулся к испытательной работе. Он поднимает в воздух Як-7 с герметической кабиной А.Щербакова, одним из первых летчиков-испытателей преодолевает звуковой барьер при пикировании на МиГ-15 и отрабатывает режимы полета Як-50 на сверхзвуковых скоростях, испытывает истребитель-перехватчик И-215 конструкции С.Алексеева, Як-25, беспилотные летательные аппараты, участвует в испытаниях МиГ-19 при стартах с катапульты.
и после потери глаза 20 лет (!) Сергей Николаевич испытывал новые образцы планеров, парашютов и самолетов – всего более 200 единиц различной техники. Как отмечал патриарх отечественной летно-испытательной работы Михаил Громов, Анохин летал на всем, что могло или почти могло летать. В 1950 году он стал победителем ХVI всесоюзных соревнований планеристов на точность взлета и посадки. В этом же году получил звание заслуженного мастера спорта по планерному спорту. А через три года его заслуги перед страной были оценены высшей наградой -
С. Анохин стал Героем Советского Союза. Всего же за свою жизнь отважный летчик был награжден тремя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, тремя орденами Отечественной войны I степени, орденом Красной звезды.
С развитием космонавтики С.Анохин не остался в стороне. Вместе с летчиками-испытателями В.Васиным и Ю.Гарнаевым он создал на самолете Ту-104 состояние невесомости для тренировок космонавтов. По предложению Сергея Королева руководил этими тренировками и сам готовился к полету в космос. После смерти С.Королева Анохина от космических тренировок отстранили, сославшись на его возраст. До конца своих дней Сергей Николаевич переживал, что не смог побывать в космосе. Сегодня ему исполнилось бы 90 лет.
На снимках: Сергей Анохин; планер А-40 “Крылья танка”.
http://www.redstar.ru/history5.html