Война в эфире. Красная звезда

Теги:армия
 
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
?? Serge Pod #04.04.2000 16:36
+
-
edit
 

Serge Pod

администратор

Война в эфире


Полковник Василий Гуменный, начальник службы РЭБ СКВО.
Полковник Владимир Матяш



Способность бандформирований в Чечне противостоять группировке федеральных войск во многом объясняется отлаженной системой управления, связи и разведки. По сути речь идет о самой настоящей информационной войне. И началась она не сегодня и даже, к сожалению, не вчера.

Вспомним 1994 - 1996 годы. Тогда боевиками использовались примитивные системы управления, преимущественно КВ-радиосвязь радиолюбителей, главными корреспондентами которой были Дудаев, Яндарбиев, Удугов, Масхадов (главная радиостанция -«Ялта»). Эти средства в свое время были оставлены на территории республики или захвачены боевиками у федеральных сил.
«Особое» положение Чечни позволило масхадовскому режиму, используя информационный беспредел, создать к 1999 году четкую систему управления и связи в интересах функционирования военной машины. Органы Госсвязьнадзора в республике практически не действовали, решения правительства РФ в отношении порядка использования радиочастотного спектра, установленных правил приобретения и ввода в эксплуатацию систем и средств радиосвязи на территории Чечни не исполнялись. К 1999 году в ЧР была создана широко разветвленная система связи. Ее основу составили:
- сеть сотовой радиосвязи стандарта NMT-450, имеющая выход на другие регионы Российской Федерации;
- системы транковой связи, основанные на применении радиоэлектронных средств ведущих зарубежных фирм («Моторола», «Кенвуд», «Айком» и др.)
- радиорелейные линии связи;
- стационарные и мобильные станции телевещания;
- радиосети коротковолновой связи производственно-технологических структур и международных организаций, например Красного Креста;
- информационно-разведывательные радиосети НВФ на базе любительских КВ-радиопередающих средств;
- кабельные линии связи;
- носимые и мобильные средства радиосвязи, не входящие в состав подвижных систем связи и работающие в УКВ-диапазоне (136-174 ; 300-350; 390-470 МГц), а также радиотелефоны диапазона 860-960 МГц.
Сеть сотовой подвижной радиосвязи стандарта NMT-450 (две базовые станции), одна из которых была размещена в Грозном, сопрягалась с системой сотовой связи Ингушетии. Базовая станция сотовой связи стандарта АМРS, расположенная в Ингушетии, обеспечивала радиотелефонную связь боевикам, имеющим терминалы этой системы в Чечне. Все это позволяло полевым командирам иметь в радиосетях от 20 до 60 корреспондентов, а в разведывательно-информационной сети КВ-диапазона - от 60 до 80 активно действующих корреспондентов. Ее основу составляли корреспонденты - радиолюбители, действовавшие в интересах боевиков для передачи по цепочке разведывательной информации и сигналов оповещения. Для увеличения дальности связи широко использовались ретрансляторы, установленные на господствующих высотах (сооружениях), что обеспечивало создание разветвленной зоновой связи как в равнинной части республики, так и в горах.
Спутниковая связь на территории Чеченской республики была организована с использованием подвижных (переносных) наземных терминалов систем глобальной спутниковой связи ИНМАРСАТ и ИРИДИУМ. Благодаря использованию спутниковой связи абоненты ЧР имели доступ как к междугородной, так и международной связи, а также провайдерам международной информационной сети Интернет. Через нее удуговская пропаганда распространяла свои идеи, несла дезинформацию и ложь. Используя станции и терминалы спутниковой связи, влиятельные полевые командиры вели переговоры со своими покровителями из Египта, Иордании, ОАЭ, Пакистана, Афганистана, Турции.
«Командующие фронтами», а также наиболее влиятельные полевые командиры имели собственные мобильные ТВ-передатчики. ТВ-вещательные средства позволяли передавать и принимать программы, носящие пропагандистский антироссийский характер, осуществлять трансляцию в ограниченных (20-30 км) районах записанных боевиками фальсифицированных видеоматериалов о «зверствах и издевательствах федеральных войск», а также пропаганды идей ваххабизма. Значительную помощь в этом боевикам оказывали западные журналисты.
Разведка бандформированиями велась с применением средств оптико-электронной, аккустической, радиотехнической, радиолокационной разведки. Центры и посты РРТР действовали в районах: Грозный, Урус-Мартан, Шали, Зандак, Джугурты, Старый Ачхой, Шелковская. Они были оснащены современной зарубежной аппаратурой разведки, пеленгования и регистрации. И это сыграло свою роль в борьбе против федеральных сил. В структуре вооруженных формирований имелись специальные силы и средства для ведения радиоперехвата и создания помех в радиосетях федеральных сил.
Таким образом, можно с полной уверенностью говорить, о том, что, помимо подготовки незаконных вооруженных формирований к ведению широкомасштабных боевых и диверсионных действий на Северном Кавказе, они активно и профессионально готовились и к войне информационной.
Дежурные силы СКВО вели непрерывную разведку, сбор, обработку и анализ информации об источниках радиоизлучения в регионе, системах управления НВФ, террористических и диверсионно-разведывательных групп. Своевременные данные радиоперехвата о вероятных планах нападения диверсионных и террористических групп на военные объекты, органы и учреждения государственного управления, элементы инфраструктуры незамедлительно доводились до командования округа, частей и соединений.
В связи с обострением обстановки в Северо-Кавказском регионе для решения задач в тактическом звене управления, в оперативных зонах была создана группировка сил и средств РЭБ. Свои задачи во время боевых действий федеральных сил против вторгшихся в Дагестан бандформирований они выполнили.
С учетом «дагестанского» опыта были созданы группировки РЭБ и во время боевых действий в Чечне. Расчеты маневренных групп РЭБ включались в состав общевойсковых частей, подразделений других силовых структур и действовали в их боевых порядках. Они вели непрерывный контроль за работой радиосетей, вскрывали радиоэлектронную обстановку, определяли координаты размещения узлов связи и пунктов управления, сосредоточения живой силы и огневых средств террористов. Эти данные незамедлительно использовались для огневого поражения противника, а также радиоэлектронного подавления его системы связи. Вот почему общевойсковые командиры, многие из которых впервые воочию убедились в эффективности работы групп радиоэлектронной борьбы, называли этих специалистов не иначе, как «глазами и ушами». Сколько же человеческих жизней удалось уберечь благодаря всевидящим и всеслышащим «рэбовцам»!
Так, во время операции по освобождению Грозного с 10 по 20 декабря 1999 года экипажами станций радиопомех была полностью вскрыта система обороны на юго-востоке чеченской столицы. Анализ материалов радиоперехвата позволил своевременно установить не только расположение опорных пунктов, системы управления, но и численность террористов. Она составила 1.300 человек.
Добытая частями разведки и РЭБ информация позволила командованию ОГВ более тщательно спланировать и провести операцию по взятию Грозного, при этом максимально снизить потери личного состава и техники.
Не будем раскрывать все способы, тактику действий подразделений РЭБ. Несомненно, научились специалисты распознавать всякие хитрости боевиков, их попытки использовать ложную информацию, дезориентировать управление нашими частями и подразделениями. Командование и штаб СКВО учитывая это, предпринили соответствующие меры еще до начала войсковой антитеррорестичекой операции. И умело противодействовали противнику. Однако профессионализм специалистов РЭБ - только одна составная высокой эффективности их работы. Другая - в технической оснащенности. Еще кампания 1994 -1996 гг. наглядно показала, что состоявшая на вооружении частей РЭБ техника малоэффективна для выполнения задач в современных условиях. Это объяснялось относительно узким диапазоном частот средств радиоэлектронной борьбы, недостаточной степенью их автоматизации. Кроме того, в частях РЭБ отсутствовали средства радиоэлектронного подавления систем транковой, сотовой и спутниковой связи.
Уроки той кампании не прошли даром. В короткие сроки созданы новые средства радиоэлектронной борьбы. К началу контртеррористической операции в части РЭБ ОГВ были поставлены образцы, позволяющие эффективно решать задачи разведки и радиоподавления в широком диапазоне частот. Качественным скачком стала появившаяся возможность автоматизированно, в реальном масштабе времени, определять координаты источников радиоизлучения и использовать их для разведки целей и выдачи данных целеуказания для артиллерии. Таким образом, в тактическом и оперативном звеньях по сути впервые были задействованы прототипы разведывательно-ударных комплексов, значительно повысивших эффективность огневого поражения противника. Расчеты экспериментальных переносных комплексов радиопеленгования и радиоподавления «Арбалет-М», действовавшие в боевых порядках подразделений как на равнинной местности, так и в горах, давали координаты боевых позиций, скопления бандитов, позволяли контролировать их перемещение в ходе подготовки и ведения боя.
В первых числах февраля мы побывали на окраине Итум-Кале, где незадолго до этого была разгромлена автоколонна террористов с огромным количеством оружия, боеприпасов, средств связи, медикаментов.
- Это рэбовцы наши их вычислили, - рассказал командующий Южной группировкой войск генерал-майор Мухридин Ашуров. - А уж десантники не промахнулись. Так что, сами видите, «Арбалет» многих орудий стоит.
- Противник становится «прозрачнее», - говорит молоденький лейтенант, переводчик с арабского. Как и его коллега, переводчик с чеченского, он научился, анализируя материалы перехватов, оценивать даже моральное состояние боевиков.
- Когда их зажали в горах, занервничали. Материться даже стали в эфире, что у мусульман вообще не принято. Истерика, крик, мольба к главарям о помощи раненым, обмороженным. А вместо поддержки Хаттаб организовал заградотряды. Много интересного мы узнали из первых рук...
- Вот почему результаты ударов авиации и артиллерии по вскрытым рэбовцами целям вызывали у террористов растерянность и страх, а у наших командиров - безмерную благодарность.
11.07.19.12. «Патриот-1» - «Ангел»:
- «Ангел», у нас проблемы.
- Что случилось?
- Русские конкретный удар сделали. Прямо на позиции попали.
- Потери есть?
- Много потерь. Семь человек ранено и пятеро шахидами стали (погибли. - Авт.). У «Эскархана» такая же ситуация. Не понимаю, кто их наводит. Муджаиды ропщут.
- Держитесь, Аллах вам поможет.
Не только Аллаха взывали о помощи международные террористы. Используя технические средства, они систематически обращались за поддержкой к своим зарубежным покровителям. А в качестве компенсации расходов щедро снабжали их информацией о «победах». Использовались для этого и ведущие зарубежные агентства.
Вот один из примеров такого радиоперехвата.
147,745 МГц . 11.16. 25.01. «Грозный» - «Омега-2»:
- Ты должен передать эту информацию в агентства. Записывай их телефоны: 97-30-640 -«Свобода», 94-18-600 - Би-би-си, 24-101-01 «Рейтер». Записывай информацию: «За время боя за два часа уничтожили 10 единиц бронетехники и около 100 человек в районе старого аэропорта».
Тиражировались за рубежом и видеоматериалы боевиков, что тоже являлось неотъемлемой частью информационной войны. Ведь именно благодаря сфальсифицированным видеозаписям формировалось общественное мнение, позиция некоторых государственных деятелей различных стран по событиям на Северном Кавказе. Отсюда возмущение, попытки «образумить» Россию, а то и пригрозить ей санкциями.
146.070 МГц. 14.04. 27.01. Асланбек - «Халифат»:
- Все подготовленные видеокассеты должны вынести Яхо и доставить в поселок. Там будут ждать.
-Я понял. Буду встречать. А кто там будет, кому отдать?
- Там все знают, там как раз и западники будут.
Опыт ведения радиоэлектронной борьбы в контртеррористической операции, результаты действий федеральных войск подтвердили правильность выбранного направления создания новых образцов техники. Однако вскрылось и немало проблем, связанных с их эксплуатационной надежностью. Отчасти это объясняется тем, что большинство из вновь поступивших средств РЭБ еще не прошли государственных испытаний и существуют только в виде экспериментальных образцов. К тому же - в ограниченном количестве. Достаточно сказать, что воздушный вариант экспериментального комплекса на вертолете был в единственном числе.
НВФ постоянно вели разведку за составом, состоянием и действиями федеральных сил, особенно в радиосетях МВД (СОБР, ОМОН), ВВ, МЧС, Железнодорожных войск, а также в радиосетях Министерства обороны (артиллерии, армейской авиации, комендантской службы, частях технического и тылового обеспечения).
Вот одно из подтверждений сказанному:
147.255 МГц. 30.01. «Ангел» - «Терек»:
- Через Аргунское ущелье пройдут вертолеты. У вертушек и наших одни частоты. Мы все их переговоры слушаем и все знаем.
157.100 МГц. 12.30. 4.02.»Харис»:
- Мы частоту летчиков прослушиваем 127.250 МГц, в курсе всего, что они говорят, стараемся забить ее.
Из-за нарушения правил скрытного управления войсками федеральными силами НВФ получали данные о боевом составе и численности, характере выполняемых войсками задач, времени и маршрутах движения войсковых колонн, передвижении руководящего состава. Передача сведений такого характера по открытым каналам связи приводила к неоправданным потерям личного состава, вооружения и военной техники. К тому же боевики обладали средствами для сканирования частот.
Ход контртеррористической операции убедительно показывает, что эффективность дезорганизации систем управления противника во многом определяется результатами воздействия на его радиоэлектронные средства, информационную базу данных.
Кто владеет информацией, кто способен надежно разрушить системы связи, управления противника и обеспечить бесперебойную работу собственных АСУВ, тот побеждает в современных войнах. Даже если они носят ограниченный характер.

http://www.redstar.ru/kavkaz2.html
In knowledge we trust!  

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru