При проведении контртеррористической операции на Северном Кавказе использование вертолетов в условиях горной местности стало необходимым условием для достижения победы над коварным и хорошо подготовленным противником. Летают же в небе Кавказа лучшие военные летчики страны, среди которых и вертолетчики Приволжского военного округа.
Прежде чем отправить людей на Северный Кавказ, в вертолетном полку провели тщательный отбор летного состава в зависимости от уровня подготовки, психологической совместимости экипажей и медицинских особенностей каждого летчика. Было сформировано единое штатное подразделение, возглавил которое наиболее подготовленный командир эскадрильи подполковник Василий М-нко.
От желающих отправиться в командировку на Северный Кавказ у командования не было отбоя. Авиаторы понимали, что за несколько месяцев в небе над Чечней и Дагестаном они приобретут такой опыт, который в родном Поволжье из-за хронического недостатка топлива придется добывать годами.
- Были разработаны индивидуальные планы-графики полетов, - рассказывает начальник отдела боевой подготовки армейской авиации ПриВО полковник Виктор Яценко. - С авиаторами проведена теоретическая и специальная доподготовка, включающая в себя занятия по огневой и физической подготовке. Офицеры и прапорщики учились владению приемами стрельбы из пистолета, автомата, тренировались в метании боевых гранат. На земле тщательно отрабатывались действия экипажей по вынужденному покиданию вертолета. Летчики, штурманы и техники выполнили по нескольку парашютных прыжков с полной экипировкой.
- К счастью, моим подчиненным в ходе выполнения боевых задач над территорией Чечни ни разу не пришлось вынужденно покидать вертолеты, - говорит подполковник Василий М-нко. - Ни одна наша машина не была подбита. Но война есть война. И мы были готовы к любым неожиданностям.
Доподготовка приволжцев продолжилась в СКВО, куда в начале ноября они прибыли для выполнения боевых задач. Вертолетчикам подробно разъяснили тактику и приемы действий противника. Основным средством уничтожения воздушных целей у ПВО боевиков были мобильные спаренные
23-мм зенитные установки, крупнокалиберные пулеметы, а также стрелковое оружие. Стрельба велась в основном в заднюю полусферу, когда вертолет выполнял разворот. Это делалось для того, чтобы летчик не успел рассмотреть, с какого места по нему был открыт огонь. При этом стрельба зенитных установок и крупнокалиберных пулеметов велась короткими очередями, опять же для того, чтобы не демаскировать местоположение огневых точек.
Боевики умело маскировали средства ПВО, часто меняли огневые позиции. Это заставляло наших вертолетчиков быть очень осмотрительными, тщательно готовиться к каждому полету, мастерски готовить маршрут на высотах, обеспечивающих безопасность полета, продумывать эшелонирование и маневр в зоне возможного противодействия противника.
К счастью, случаев применения боевиками ПЗРК по вертолетам не было отмечено. А вот случаи применения гранатометов по низко летящим вертолетам имели место.
На восточном направлении, где действовали вертолетчики ПриВО, ведение боевых действий армейской авиацией затруднялось после 14 часов из-за того, что приходилось выполнять полеты против солнца, так как горный район и средства ПВО противника не позволяли выходить в заданный район с другим курсом.
- Здесь уже приходилось демонстрировать свое мастерство. Кроме того, в утренние часы в ущельях при подлете к району боевых действий наблюдалась дымка, а после обеда развивалась кучево-дождевая облачность, сопровождающаяся болтанкой, - вспоминает подполковник Василий М-нко. - Длительного пребывания вертолетов в воздухе требовала иной раз и обстановка в районе боевых действий. Горючего же, как и требуется в горах, брали в обрез. Вот здесь вертолетчикам и пригодились знания особенностей навигации в горной местности и методики расчета расхода топлива на больших высотах, которыми поделились с ними на зимних квартирах их более опытные товарищи.
Для подполковника Василия М-нко это была вторая «горячая» командировка на Северный Кавказ. Сравнивая полеты первой войны с тем, как они были организованы в этот раз, офицер охарактеризовал действия своих подчиненных двумя словами: «Рутинная работа». Затем пояснил свою точку зрения:
- У нас не было ни одного ЧП, ни одной нештатной ситуации, ни одного отказа и даже ни одной пробоины. Очень хорошо показали себя и люди, и техника.
За время командировки два офицера - капитан Юрий Я-нко и старший лейтенант Александр Е-чук - стали летчиками 2-го класса. Остальные подтвердили свою высокую классность, что в условиях ПриВО в настоящее время сделать не так-то просто из-за постоянной нехватки горючего. Досрочно получили очередные воинские звания майор Александр С-лов и капитан Дмитрий П-оль. Многие вертолетчики из ПриВО за свою командировку на Северный Кавказ представлены к наградам. Но главное, что они поверили в то, что способны выполнять в воздухе любые, самые сложные боевые задачи.
Вместе с тем, считает подполковник Василий М-нко, не все шло так гладко, как того хотелось бы. Негативное влияние на обеспечение безопасности полетов оказывало отсутствие аэродромно-эксплуатационных подразделений на площадках подскока, которыми постоянно приходилось пользоваться вертолетчикам. Требует совершенствования и организационно-штатная структура тыла армейской авиации. Сегодня она в недостаточной степени обеспечивает эффективные боевые действия. Взять, к примеру, организацию подвоза материальных средств к вертолетам. Своего транспорта подвоза авиаторы не имеют. Вот и приходится терять время при погрузке, пока начальники различных родов войск и служб согласуют усилия.
Р.S. Пока материал готовился к печати, стало известно, что командир эскадрильи подполковник Василий М-нко убыл в очередную командировку на Северный Кавказ вместе с другими вертолетчиками своего полка, но уже в качестве инструктора.
Copyright RedStar