from
Ошибка
...
Силы НАТО, включая американские, понесли большие потери в авиации и наземной силе в ходе югославского конфликта» - утверждал еще в мае 1999 года ежемесячный журнал «Стратегическая политика», издаваемый отделением «Оборона и иностранная политика» (Александрия, штат Виржиния, США). По приведенным данным, к 20 апреля силы НАТО потеряли в ходе косовского конфликта до 38 самолетов и вертолетов, 7 беспилотных летательных аппаратов, большое количество крылатых ракет, сбитых зенитной артиллерией и ракетами. «По меньшей мере, два вертолета, сбитых в Югославии, перевозили солдат», – утверждает журнал.
2 апреля 1999 года ИТАР-ТАСС распространил информацию о докладе российского Генштаба, в котором наши эксперты подтвердили безусловное уничтожение 7 боевых самолетов и 1 одного вертолета НАТО системой ПВО Югославии с начала нанесения авиаударов по объектам на территории СРЮ.
Кроме того, 1 самолет F-16 и 2 ударных вертолета были поражены огнем мелкокалиберной
артиллерии, но их уничтожение пока не подтверждено. 3 самолета были перехвачены
югославскими истребителями МиГ- 29 и МиГ- 21, 4 машины, в том числе истребитель F- 117 «Стелс»,были потеряны западным альянсом из-за
противодействия российских систем ПВО КУБ и
«Печора». Над Югославией также было сбито 2
беспилотных летательных аппарата ВВС США
В те же дни греческая газета «Врадини» сообщила со ссылкой на источник в министерстве обороны Греции (а Греция член блока НАТО ), что «уже за 28 дней бомбардировок Югославии потери НАТО и
США исчисляются 81 военнослужащим. Это по
большей части пилоты и экипажи самолетов и
вертолетов, сбитых югославской ПВО».
...
Но самый вопиющий случай - с самолетами,
сбитыми над Боснией. Югославы заявили, что они сбили 2 F-15, пытавшихся прорваться с венгерской территории. Американцы опровергли - дескать, это они сбили 2 сербских Миг-29. Местная телекомпания тут же сняла с места падения репортаж, и западные телекомпании не смогли удержаться от соблазна - показали его.
Съемки ночные, и оператор показывает кусок
фюзеляжа, освещенный ручным фонариком. Диктор говорит о «сербском МиГе-29», а в освещенном круге - четкая надпись: ANNUAL INSP…. По-английски это означает «ежегодная проверка». Такие надписи делаются около узлов, нуждающихся в периодической проверке, и их на фюзеляже самолета несколько. Так даже идиоту становится понятно,что сбитый самолет был не сербский.
Примером того, как американцы умеют скрывать потери, стала и история с германским «Торнадо». Сербы заявили о сбитом самолете, подтвердили его и другие компетентные источники – наше ГРУ. Но американцы тут же опровергли это сообщение. Но как? А просто заявили, что «все самолеты вернулись на базу Авиано»! И ни один наш комментатор не пояснил, что германские «Торнадо» с Авиано не взлетают.
Потом, правда, пришлось еще объясняться сами немцам. Что-то придумывать про «боевую группу» из семи «Торнадо», хотя любому мало – мальски знакомому с авиацией человеку известно, что основная боевая единица ВВС – пара, и никаких нечетных боевых подразделений нет.
Теперь субъективное свидетельство. Автор этих строк, находясь в мае прошлого года в Сербии, сам был свидетелем пленения американского летчика,которого у меня на глазах привезли на бронетранспортере откуда-то с гор сербские спецназовцы и, закинув в кузов грузовика, увезли в
Белград. В этот день никаких сообщений о потерях американских самолетов в небе над Косово не поступало.
Впрочем, если быть объективным, то большинство сбитых натовских пилотов не попадало в руки сербов. И вот почему. Дело в том, что почти 70% пусков всех управляемых ракет происходило без входа в воздушное пространство Сербии. С высоты в 8 – 9 километров натовские самолеты пускали ракеты с предельной дальности 200 – 300 километров. И основные рубежи пуска были над границей с Боснией, Македонией, Венгрией и Средиземным морем. (Помните истории, как потерявшие управление ракеты падали на венгерские и болгарские села?)
Сбитые самолеты падали чаще всего в море и на территории этих стран: на границах Сербии много лесистых, труднодоступных гор.
Кстати, в венгерской печати после окончания войны несколько раз проходили сообщения с рассказами крестьян из приграничных районов о том, что рядом с тем или иным селом падали натовские самолеты. Как вскоре на места падений прилетали американские вертолеты, десантники отцепляли районы падений на несколько дней, а за тем объявляли о том, что это «падали и взрывались
отработанные подвесные топливные баки», которые закрытыми грузовиками по ночам вывозились с места падений. Что это было на самом деле – гадать долго не надо…
Так сколько же всего самолетов потеряло НАТО в небе над Сербией?
За этой цифрой я обратился к экспертам из
Главного разведывательного управления Генерального штаба Вооруженных сил России.
По их данным, речь идет о, как минимум, о 29 боевых самолетах, 4 вертолетах, 15 беспилотных летательных аппаратах и примерно 200 крылатых ракетах. При этом в плен попали не мене девяти пилотов, сбитых над территорией СРЮ. Это только по данным радиоперехвата (записаны сигналы «Мейдей», автоматически включающиеся при аварии
или подбитии самолета), и данным спутниковой
разведки.
При этом была названы и другие цифры - до 65 самолетов, 10 вертолетов и 300 крылатых ракет, возможно, потеряло НАТО. В эту цифру входят так называемая «разница» в данных о самолетах, привлеченных к участию в операциях против Югославии и самолетах, вернувшихся после окончания на свои базы в места постоянной дислокации.
Совпадает эта цифра и с данными, которые привел в своем интервью газете «Лондон Таймс» бывший председатель Военного комитета НАТО генерал Клаус Науманн, высказав мнение, что самолеты США и НАТО, якобы потерпевшие крушение по техническим причинам, или отстраненные от полетов и «переданные в ремонт» в действительности были сбиты средствами ПВО СРЮ. Приводится и цифра этих самолетов: «более 60-ти…».
Заметим, что по данным, которыми располагает ГРУ, ни один из этих «ремонтируемых» самолетов так в строй и не вернулся…
По сведениям российского ГРУ общая цифра
потерь может достигать 400 человек, из
которых более 250 - американские военнослужащие частей специального назначения.
Владислав ШУРЫГИН.