При попытке определиться с судьбами многих кораблей и судов ПВФ, мобилизованных из гражданских ведомств и переоборудованных, возникает своеобразный эффект, для которого я затрудняюсь подобрать термин, более удачный, чем известное в кристаллографии "двойникование". Были на Днепре и буксиры, и пассажирские, и грузопассажирские пароходы с одними и теми же наименованиями: "Карл Маркс", "Фридрих Энгельс", "Пушкин", "Ворошилов", "Ударник". Но если с канлодками и сторожевыми кораблями ПВФ имеется относительная ясность, то в судьбах многих вспомогательных судов наверняка смешаны разные "биографии".
Например, плавбаза "Ударник" по Бережному - это бывший колесный буксирный пароход "Лебедин" (с 6.10.1919 г. до 2.02.1921 г. "Мощный", со 2.07.1921 г. "Гневный", с 1.05.1930 г. "Ударник"; 140 т., 35.97 х 5.54/8.4 х 0.78 м, 160 л.с., 8.5/6 узлов, с 1931 г. 2 х 107 мм полевых, 4 х 7.62 мм пулемета - как с таким вооружением плавбаза могла "использоваться в качестве зенитной батареи" ?) У Черникова "Лебедин" - это колесный грузопассажирский пароход (с 12.06.1919 г. "Троцкий", с 6.10.1919 г. "Мощный", с 2.02.1921 г. "Лебедин", со 2.07.1921 г. "Гневный", с декабря 1921 г. "Лебедин"; 482 т, 61.39 х 7.5/12.1 х 1.42 м, 200 л.с., 7 уз.). Для речного парохода различия ТТЭ настолько велики, что можно предположить смешение судеб двух разных судов. И это еще не считая "Ударника" из Днепровского пароходства, который вплоть до гибели работал на переправе в Никополе. Он-то, скорее всего, ни при чем, а вот кто из двух "Лебединых" стал плавбазой ПВФ ?
Еще вопрос, на этот раз несколько более наглядный. Я уже в соседней ветке выкладывал справку по госпитальному судну ПВФ "Каманин". Вкратце напомню: по польским данным это бывший колесный буксирный пароход "ПРЫТКИЙ" (1917 г., Южнорусский Машиностроительный з-д, Киев; 236 т, 47.5 х 4.6/7.1 х 0.55 м, 250 л.с., 8 узлов, в польской флотилии с 1919 по 1927 г. 2 х 75-мм, с 1928 г. 1 х 1 х 450-мм торп. аппарат, 2 х 7.92-мм пулемета, 6 мин). В июле 1919 г. был включен в состав советской Припятской флотилии, а в октябре того же года переведен в Днепровскую флотилию. Поврежден 25.04.1920 г. и отбуксирован в Чернобыль, где был захвачен польскими войсками, отремонтирован и включен в состав польской Пинской флотилии в качестве буксирного парохода. Затоплен 25.07.1920 г. у Пинска при отходе польских войск с Полесья. Поднят советскими войсками и отбуксирован к Волянским мостам где снова был затоплен. Поднят польскими спасателями и отремонтирован в 1921 г. Получил наименование "General Sosnkowski". С 1923 по 1927 г. относился к классу вооруженных транспортов. В 1928 г. перевооружен и переклассифицирован в учебный корабль. Вот так примерно он выглядел в это время.
http://i047.radikal.ru/0801/26/3dfd57a95ff8t.jpg [not image]
В 1930 г. разоружен, а в 1931 г. переоборудован и переклаccифицирован в санитарный корабль. В 1939 г. при наступления советских войск затоплен экипажем у Волянских мостов. Поднят спасателями ЭПРОН, отремонтирован и включен в состав Днепровской флотилии в качестве штабного корабля. С июля 1940 г. входил в состав Пинской флотилии. Во время Великой Отечественной войны действовал на Днепре и использовался в качестве госпитального судна. Затоплен экипажем 6.09.1941 г. в связи с невозможностью прорыва в низовья Днепра. Поднят весной 1944 г., отремонтирован и включен в состав Днепровской флотилии. В мае 1945 г. действовал на р. Шпрее.
Вроде бы все логично, но в июле 1944 г. при освобождении Пинска советскими войсками был захвачен колесный пароход "Prytkyi" с неисправной машиной. Сие невольно наталкивает на мысль, что "Прыткий", возможно, и не становился "Каманиным" (или становился, но не тем), а после подъема ЭПРОНом был отведен в Пинск, где, отстаиваясь в ожидании ремонта, и был захвачен немцами. А до войны в Днепро-Двинском пароходстве ходил пассажирский пароход с одноярусной надстройкой "Каманин" (Киев, "Ленинская кузница", пр. СБ-14, 1935 г., 40,5 х 7/12,2х 1 м, 110 л..с., 15 км/ч, пассажировместимость 200 чел.), спроектированный специально для малых рек и притоков Днепра. Фото безобразное: сканировал с ксерокопии статьи в журнале ("Шкіпер", 2007, №6), но даже на нем видно, что с "временным поляком" не имеет ничего общего, и лучше приспособлен для относительно комфортного размещения живой силы.
В начале войны он как раз находился в районе Киева. В ряде работ, посвященных началу войны, упоминается переоборудование пассажирских пароходов Днепровского пароходства в госпитальные суда. С учетом этого пассажирский "Каманин" - куда более подходящий для этой цели объект, чем бывший буксир. Опять же, понятно, почему по "Каманину " ничего нет в справочнике Бережного 1917 - 1927. Относительно короткие сроки восстановления тоже хорошо "укладываются" в версию "пассажира" - его не подрывали, а "всего лишь" затапливали: 18.09.1941 г. при отходе советских войск из Киева его топит экипаж, но вскоре, осенью 1941 г. поднимают немецкие саперы, и пароход начинает осуществлять перевозки по Днепру в интересах германской армии (предположительно, под наименованием "Болгария"). При уходе немцев из Киева пароход опять затапливают, но уже в ноябре 1943 г. водолазы ДВФ поднимают его. Лежал недолго, деревянная надстройка сильно пострадать не успела. После восстановительного ремонта в 1944 г. пароход входит в состав Днепровской флотилии в качестве штабного корабля.
Интересно было бы выслушать мнения знатоков и специалистов на этот счет.