ВЫЖИВАНИЕ НА ПОЛЕ БОЯ - НЕ ИЛЛЮЗИЯ

Теги:авиация
 
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
?? Serge Pod #05.06.2000 18:40
+
-
edit
 

Serge Pod

администратор

ВЫЖИВАНИЕ НА ПОЛЕ БОЯ - НЕ ИЛЛЮЗИЯ
Роль спутниковой аппаратуры в поисково-спасательных операциях являются определяющей
Виталий Заколодяжный

Об авторе: Заколодяжный Виталий Павлович - старший научный сотрудник, капитан 1 ранга в отставке

В воскресенье, 7 мая 2000 г., во время разведывательного полета пары самолетов Су-24МР над территорией горной Чечни один из них внезапно пропал с экранов локаторов. Поиски традиционными способами (визуально в предполагаемом районе падения самолета) с применением в течение первых суток нескольких десятков самолетов и вертолетов результата не дали. Затем ухудшилась погода. Подошел очередной циклон с его многослойной низкой облачностью, фронтами, туманами и дождями... Поиски временно прекратились. Летчик и штурман очередного Су-24МР на связь не выходят. Хотелось бы надеяться на благополучное окончание этой истории, но надежды на это мало.

Предыдущий подобный случай произошел вечером 4 октября 1999 г. в 20 км южнее Грозного, когда над территорией, занятой боевиками, был сбит точно такой же воздушный разведчик Су-24МР. Проведенные в светлое время суток интенсивные поиски места падения самолета и возможного приземления пилотов результатов не дали. Как выяснилось позже, пилот самолета погиб, а штурман, старший лейтенант Сергей Смыслов, катапультировался и затем днем и ночью более 20 суток пробирался к своим. Питался чем придется: ягодами, корнями растений. Выбившийся из сил, был захвачен чеченскими боевиками. Местонахождение Смыслова стало известно лишь 26 октября. В результате специальной операции штурман был отбит, но вывезти его сразу не удалось. Смыслову и его освободителям, оставшимся без связи, пришлось пробираться на свою территорию пешком. Лишь 24 ноября (на 50-й день!) их удалось вертолетом вывезти к своим. В свете этой "одиссеи" представляется интересный опыт поисково-спасательных операций в вооруженных силах США.

Целью этих операций является возвращение на свою территорию военнослужащих и лиц гражданского персонала, оказавшихся по разным причинам в отрыве от своих сил на территории противника или недружественного государства. Это могут быть члены экипажей сбитых или совершивших вынужденную посадку самолетов и вертолетов, члены экипажей кораблей, подводных лодок и морских судов, оказавшиеся на спасательных средствах в море либо на побережье противника, военнослужащие, попавшие в окружение или совершившие побег из плена и т.д.

Специальные авиационно-морские поисково-спасательные силы (ПСС) были созданы в США в годы Второй мировой войны. Уже во время войны в Корее (1950-1953) ПСС удалось спасти жизни около 1000 человек, а во Вьетнаме - 4120. Может быть, самое важное даже не количество спасенных, а уверенность военнослужащих в том, что в случае беды они будут спасены, - укрепляет их моральный дух и способствует успешному выполнению боевых задач.

Результативность поисково-спасательной операции (ПСО) зависит не только от успешных действий ПСС, но и от того, насколько грамотно действуют пострадавшие, а также от возможностей аварийно-спасательной техники. В каждом самолете американских ВВС есть аварийный комплект, в который входят запасы пищи, воды, наличных денег, аптечка, разговорник, справочник по выживанию, сигнальные ракеты, пистолет. Члены летных экипажей имеют также индивидуальные радиомаяки и голосовые приемопередатчики.

Размещаемый на пилоте персональный радиомаяк - приемопередатчик PLB-VT (Perconal Locator Beacon - Voice Transceiver), работает в двух режимах. В режиме "радиомаяк" излучается сигнал, который может быть принят не только на поисково-спасательных вертолетах, самолетах, кораблях, но и спутниками российско-американской космической системы поиска и спасения KOCПАС/SARSAT. Во втором режиме ("радиосвязь") осуществляется двусторонний радиообмен с самолетами и кораблями. Предусмотрена поставка в войска 15 тыс. таких устройств.

Аварийный радиомаяк ELT (Emergency Locator Transmitter) устанавливается на катапультируемом кресле. Под действием перегрузки при выстреле последнего из самолета радиомаяк автоматически включается в режим передачи сигнала, который принимается системой КОСПАС/SARSAT. Эта система определяет географические координаты потерпевшего и через 1,5-2 часа аварийная информация поступает в центр ПСС. Оба устройства позволяют однозначно идентифицировать летчика и самолет. Сигналы бедствия обоих устройств передаются в широком диапазоне волн и поэтому применяются только в условиях мирного времени.

В боевых условиях используются аварийные радиосредства с кодированным сигналом. В 1996 г. командование ВВС США заказало 11 тыс. комплектов системы CSEL (Combat Survivor Evader Locater). В состав комплекта входит персональный приемопередатчик AN/PRQ-7, который обеспечивает с чрезвычайно низкой вероятностью перехвата передачу кодированного аварийного сигнала через спутник связи SATCOM на базовую станцию AN/GRC-242 и радиообмен в зоне прямой видимости с самолетами и вертолетами-спасателями.

Для высокоточного определения местоположения пострадавшего в комплекте CSEL используется приемник спутниковой навигационной системы GPS, погрешность которого не превосходит нескольких десятков метров. Пострадавшему рекомендуется, исходя из условий обстановки, применять радиосредства ограниченно, посылая короткие сообщения, чтоб избежать обнаружения и пеленгации противником. Масса приемопередатчика 0,9 кг, емкость батареи рассчитана на 21 сутки непрерывной работы. В мирное время система CSEL может функционировать и на аварийных международных частотах системы КОСПАС/SARSAT.

Приземлившись, пилот включает комплект, который определяет его точное местоположение и сообщает его ПСС. Необходимости в поиске нет. Сразу же после получения сигнала бедствия к летчику направляются поисково-спасательные группы на вертолетах.

Во время косовского конфликта НАТО развернуло более 20 таких групп по периметру Югославии. Именно они спасли пилота бомбардировщика-"невидимки" F-117A, сбитого в ночь на 28 марта 1999 г.

Последующие разработки связаны с микроминиатюризацией аппаратуры. Так, американская фирма JRC International предложила микроприемник JRL-702B спутниковой навигационной системы GPS/НАВСТАР размером с наручные часы. Его габариты, соответственно:

50х56х29 мм и масса 65 г.

Аппаратура CSEL может быть использована не только в ПСО, но и при ведении разведки в тылу противника, в районах кризисов и конфликтов, при уничтожении и выводе из строя объектов на вражеской территории, при освобождении заложников, защите от террористических акций и для проведения операций против любых деструктивных сил (террористов, незаконных вооруженных формирований и т.д.) и поэтому заслуживает особого внимания.

В заключение заметим, что существует отечественная спутниковая навигационная система ГЛОНАСС-КНС аналогичная американской GPS/НАВСТАР. У наших пилотов также есть в аварийном комплекте аптечка и т.п., но, к сожалению, отсутствуют индивидуальные радиосредства "выживания", подобные вышеописанным. Поэтому целесообразно командованию ВВС и армейской авиации срочно разработать спасательные комплекты для экипажей самолетов и вертолетов, участвующих в локальных вооруженных конфликтах (сначала хотя бы для них, учитывая ограниченность финансирования ВС РФ), куда бы, кроме аварийного запаса продовольствия и стрелкового оружия для самообороны, на первой стадии входили бы и приемоиндикаторы отечественной КНС ГЛОНАСС, и спасательные буи системы КОСПАС/SARSAT, а также необходимые средства связи. Соответствующими средствами обнаружения этих сигналов должны быть оборудованы и поисково-спасательные силы. В дальнейшем нужна разработка специализированных автоматических систем, подобных американским, и обеспечение ими экипажей всех самолетов и вертолетов всех видов и родов ВС РФ, включая корабельную авиацию.

Все-таки самое ценное в нашей авиации - это люди: пилоты, штурманы, бортмеханики. Служба в авиации опасна и в мирное время, а уж тем более во время войны. Поэтому организация гарантированного спасения экипажей летательных аппаратов в любых условиях обстановки должна быть первейшей заботой командования всех степеней.
http://nvo.ng.ru/armament/2000-06-02/6_keeplive.html
In knowledge we trust!  

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru