РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ АВИАЦИОННОЙ ОТРАСЛИ

 
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
?? Serge Pod #05.07.2000 23:23
+
-
edit
 

Serge Pod

администратор

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ АВИАЦИОННОЙ ОТРАСЛИ

/Воздушный транспорт/
В 1997 году Министерством экономики разработана концепция реструктуризации
отрасли. По этой концепции предполагалось в 1998-2000 гг.:

1) Создать на базе основных предприятий отрасли объединения (холдинги,
комплексы, промышленные группы) по направлениям деятельности, сократив тем
самым число ведущих предприятий до: 6-8 объединений - разработчиков и
производителей авиационной техники, в которые войдут свыше десяти существующих
ОКБ и два-три десятка серийных предприятий, в том числе, возможно,
двигательных, приборных и агрегатных, если их продукция используется в основном
на самолетах и вертолетах данного объединения; 4-6 двигательных и 3-4 приборных
и агрегатных объединений, в которые войдут предприятия, разрабатывающие и
производящие продукцию для авиатехники различных типов, выпускаемой разными
объединениями первой группы.

Практически создан комплекс МАПО "МиГ", объединивший в одну юридически единую
структуру под единым руководством серийное предприятие "МАПО" (теперь
Производственный центр им. Воронина), ОКБ "МиГ" и Луховицкий авиационный завод.
Создан решением правительства комплекс "Сухой", объединяющий ОКБ им. Сухого,
Новосибирское, Комсомольское и Иркутское серийные предприятия и Таганрогское
НТК, хотя здесь еще предстоит решить ряд вопросов, связанных с позицией
регионов, в которых расположены предприятия, с различием в формах собственности
входящих в ВПК предприятий (ОКБ, НТК и Иркутское АПО - акционерные общества,
НАПО и КААПО - госпредприятия). Однако создание комплекса уже сейчас
обеспечивает проведение скоординированной политики предприятий - участников на
внешнем рынке. Активно работает корпорация "Ильюшин", куда вошли НТК им.
Ильюшина и ВАСО. Рассматривается вопрос о создании международной корпорации с
участием Ташкентского АПО. Формируется корпорация "Туполев", хотя здесь
остается еще ряд нерешенных организационных вопросов. Несколько запаздывает
формирование вертолетных корпораций, что связано со сложный положением на МВЗ
им. Миля (банкротство, внешнее управление) и с тем, что фирна "Камов" вошла в
ранее созданное АВПК "МАПО". Из корпораций второй группы функционирует
холдинговая компания "Авиаприбор-Холдинг" в области авиационного
приборостроения, объединяющая свыше 10 предприятий авиационной промышленности
России на базе АО "Московский институт электромеханики и автоматики", создается
корпорация "Технокомплекс"; создана корпорация Аэрокосмическое оборудование".
Успешно функционирует ассоциация авиационного двигателестроения, объединяющая
всех основных разработчиков и производителей авиационных двигателей России. В
области авиационного двигателестроения произошло объединение Рыбинского
моторного завода и Рыбинского КБ моторостроения; в настоящее время совместно с
правительством Москвы прорабатывается проект создания интегрированной структуры
по производству двигателей пятого поколения на базе Московского
машиностроительного предприятия "Салют". В состав этой структуры, по видимому,
войдут МКБ "Гранит", Воскресенский машиностроительный завод "Салют",
АНТК "Союз" и Научно-исследовательский институт двигателестроения. Фактически
как единые комплексы функционируют серийное предприятие "Пермские моторы" и
Пермское КБМ "Авиадвигатель". Единый комплекс представляют
предприятия "Двигатели НК" и Самарское моторостроительное КБ.

2) При создании объединений предполагалось осуществить разгосударствление
большинства предприятий отрасли, отнесенных раньше решением правительства
к "имеющим стратегическое значение" и "не подлежащим приватизации", таких как
Новосибирское, Казанское АПО, Комсомольское-на-Амуре АПО, МАПО "МиГ" и др. Эти
предприятия по концепции, как правило, должны были быть преобразованы в
акционерные со 100% акции в госсобственности и с дальнейшей передачей части
акций в управление создаваемому объединению (холдингу, комплексу и т.п.). Так,
предполагалось акционировать государственные Новосибирское и Комсомльское-на-
Амуре АПО и включить их в акционерный холдинг, созданный на основе
государственного АВПК "Сухой". Однако акционирование предприятий, входящих в
АВПК "Сухой", затягивается, и не вполне ясно, состоится ли оно вообще. В.
Путин, посетив в ноябре Комсомольск-на-Амуре, заверил руководство завода, что
акционирований не будет. Рассматривался вопрос об акционировании МАПО МиГ, но
это объединение остается государственным.

3) Существенно сократить перечень предприятий отрасли, в котором, по ранее
принятым решениям, в государственной собственности сохраняются пакеты в 38% и
25,5% акций При этом предусматривалась полная или частичная продажа госпакетов
на торгах, возможно, с ограничениями доли иностранных инвесторов, или передача
этих пакетов (например, по решению по АВПК" Сухой" - 18% акций Иркутского АПО,
50%+1 акция ОКБ им. П. О. Сухого) в управление образуемым объединениям,
возможна также передача госпакетов акции в ведение региональных фондов
управления имуществом с предоставлением им, права решать вопрос о торгах или
трастовом управлении. Здесь также в 1989 г решений о продаже госпакетов акций
принято не было. Наоборот, в рамках политики усиления роли государства в
управлении "оборонкой" был значительно расширен перечень так называемых
стратегически значимых предприятий, по которым продажа госпакетов акций не
предполагается. Если разгосударствление все же состоится, то можно ожидать
острой борьбы за контроль над пакетами акций разгосударствляемых предприятий
между центром и регионами, между банковскими группировками, контролирующими
создаваемые объединения. Поэтому ряд руководителей предприятий возражают против
разгосударствления, опасаясь потерять контроль над предприятием. В ряде случаев
их поддерживает руководство регионов.

Некоторые акционировавшиеся авиационные заводы (Воронежский ВАСО,
Ульяновский "Авиастар") при поддержке региональных властей заявили даже о своем
желании вернуться в государственную собственность через
процедуру "национализации" (практические аспекты этой процедуры пока не ясны,
хотя ее возможность предусмотрена законодательно, в частности Законом "О
господдержке авиационной промышленности") По-видимому, речь идет в этих случаях
о возвращении не в федеральную а в региональную собственность, или по крайней
мере - в госсобственность с решающим участием региона. Вообще, позиции регионов
в управлении авиационными предприятиями укрепляются. Так, на Казанском АПО
значительное влияние имеет руководство Республики Татарстан, финансирующее
освоение предприятием новых образцов техники. Стремится участвовать в
акционировании и контроле над московскими предприятиями отрасли правительство
Москвы.

При реструктуризации "Росавиакосмосу" и Мингосимуществу придется решать
проблемы, связанные с борьбой регионов за контроль над ведущими предприятиями
отрасли, борьбой интересов банков, крупных акционеров при объединении,
разгосударствлении, продаже федеральных пакетов акции, борьбой амбиций
конкретных руководителей предприятий, включаемых в объединения и др.

4) Предполагалось "выведение из состава оборонно-промышленного комплекса"
значительного числа не имеющих оборонного значения акционированных предприятий,
сейчас традиционно входящих в перечень предприятий отрасли, в том случае если у
них нет госпакета акций или если этот пакет может быть передан в ведение
региональных фондов управления госимуществом. Пока, при передаче в
ведение "Росавиакосмоса" эти предприятия из состава авиационной отрасли
выведены не были.

В то же время никакая реструктуризация не решит проблем отсутствия
платежеспособного спроса на большую часть продукции отрасли, развала
кооперации, прекращения производства ряда комплектующих систем, агрегатов,
приборов, прежде всего в смежных отраслях, возможности практически полной
потери в ближайшие 2-4 года производственного и научно технического потенциала
отрасли.
In knowledge we trust!  

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru