Продолжим
Небольшое уточнение по ВВА-14.
ВВА-14 был прототипом более тяжелого аппарата, взлетный вес которого намечался в 2500т. Аэродинамическая схема - составное крыло. Центроплан (футбольное поле) по концам которого находились бортотсеки, в которые в полете убирались эластичные надувные поплавки и кроме того там должны были размещаться 12 подъемных двигателей, обеспечивающих взлет с воды или маленьких площадок.
Было построено два аппарата ВВА-14 1М и 2М.
ВВА-14-1М предназначался для исследований аэродинамической компоновки
ВВА-142М готовился для исследования переходных процессов, переходов от вертикльного взлета к горизонтальному полету.
Первый самолет выполнил весь цикл летных испытаний с 1972 по 1975 - 107 полетов.
Однако, для второй машины подъемных двигателей так и не дождались. История конечно загадочная, представляете разгар "застоя" деньги на оборонку, космос, Луну, Марс не мерянные, а тут ...
Поэтому ВВА-14-1М переделали под поддувные двигатели, которые размещались в носовой части, и должны были дуть под центроплан.
Вот этот экземпляр 14М-1П должен был взлетать с воды, но не взлетел.
Проблемы были вполне решаемые, но тему прикрыли.
Более подробно можно почитать
[b]"Самолет ВВА-14", Панатов, Удалов, Фортинов; Авико-Проесс, Москва, 1994. [/b]
Всячески рекомендую это самая подробная (с чертежами) информация по некогда жутко секретной теме.
Так, что будущее у таких аппаратов как ВВА-14 есть, и может быть "Алексеевское" направление было тупиковым, по многим причинам.
И мне кажется эта тупиковость была заложена в аэрогидродинамическую схему. С коммерческой точки зрения безопасность полетов превыше всего.
Мне кажется самое главное, это низкая высота полета на экране, зависящая в основном от длины хорды несущей поверхности и в силу этого ограниченность для маневров в вертикальной плоскости, например, облет внезапно появившегося из тумана ледокола, при этом скорость экраноплана к примеру 500-600 км/час.
Это концептуальная особенность алексеевских аппаратов.
ВВА-14 при Всах=10.75 м в силу своей компоновки на высоте выравнивания 8м уверено "сидел" на динамической "подушке". Горят, что летчик испытатель просил дать разрешение бросить ручку, что машина сама села. Разрешения не дали, сослались на то, что полосы не хватит.
Так вот возвращаясь к тяжелым аппаратам, Бартини предсказывал, что более тяжелом проекте (2500т, при средней аэродинамической хорде - 250м) экран начнет "работать" на высоте примерно 150-200 м.
Судя по всему, он был прав. И ВВА-14 это подтвердил.
Ух, блин вот это я дал.
Все, в понедельник уезжаю в Геленджик цифровик Nicon CoolPix 990 испытывать
)
[Редактировалось Strek (31-08-2000 в 15:14).]