[image]

Летающий космодром

Теги:космос
 

fast

опытный

Daily "Известия" , № 156, Рауф АХМЕДОВ (22.08.00)
Воронежцы готовятся к международным контрактам

На август намечены переговоры представителей одной из крупнейших строительных и инжиниринговых компаний США "Кайзер Энджинирз" с руководством новой российской аэрокосмической корпорации "Воздушный старт".

Инициаторами "Воздушного старта" два года назад выступили воронежские КБ "Химавтоматика" (КБХА) и авиакомпания "Полет" (ее директор Анатолий Карпов был в свое время руководителем летного предприятия КБХА). Однако оформилась корпорация совсем недавно, в мае-июне, получив поддержку вице-премьера Ильи Клебанова.

В основу идеи положен принцип "летающего космодрома": запуск ракеты-носителя с борта тяжелого транспортника Ан-124-100 "Руслан". В России только "Полет" имеет лицензию на воздушную транспортировку ракетно-космической техники и разработку комплекса собственных средств для такой доставки. Взносом "Полета" в уставный капитал корпорации стали два "Руслана" и ноу-хау "торпедного" выброса ракеты-носителя из чрева самолета - сжатым воздухом. Через 6-7 секунд свободного падения на высоте 11 км ракета начинает самостоятельный выход на запланированную орбиту.

Как заявил "Известиям" президент корпорации Анатолий Карпов, проект позволяет резко - в два раза - снизить затраты на пусковые услуги, поэтому корпорация имеет хорошие шансы захватить значительную долю рынка запусков на орбиты с наклонением от 0 до 115 градусов и высотой от 400 до 10 тыс. км за счет резкого снижения стоимости услуг. Кроме того, концепция "воздушного старта" позволяет существенно снизить риски. Сейчас принято запускать много спутников одной ракетой. Когда в сентябре 1998 года на Байконуре случилась авария ракеты "Протон", погибли сразу 12 спутников (их стоимость измеряется "цифрой с девятью нулями", как скупо сообщили специалисты. - Р.А.). При запуске с воздуха не только ракета стоит значительно дешевле (запуск "Протона" обходится в $80-100 млн), но и в случае отказа гибнет только один спутник. А спутник, как правило, гораздо более уникальная и дорогая конструкция, чем ракета-носитель.

Сейчас в России есть все необходимые компоненты для системы "воздушного старта": самарские двигатели НК-33, базовые ракеты, самолеты "Руслан", авионика и опыт воронежских авиаперевозчиков. Резкий скачок информатизации, развитие Интернета выявили серьезный дефицит околоземных спутников связи - и качественный, и количественный. Так, помимо "Кайзер энджинирз", интерес к российскому проекту выказала и "Дженерал электрик". Сейчас проект вступил в стадию эскизной разработки, а первые запуски намечены на осень 2002 года. Его общая стоимость - $130 млн, поэтому он неизбежно становится международным. Правительство России намерено включить "воздушный старт" в число федеральных программ.

Емкость мирового рынка пусковых услуг на ближайшие полтора десятка лет оценивается в $45 млрд. "Россия должна иметь здесь свою долю, и будет ее иметь. Среди наших учредителей - РКК "Энергия", то есть фирма Сергея Королева, которая и научила человечество летать в космос, так что у нас хорошие перспективы", - подчеркнул Анатолий Карпов. Хорошие возможности открываются и для авиакосмических предприятий Воронежа. Заказы могут быть размещены и на авиастроительном объединении, и на механическом заводе, который делает целую гамму ракетных двигателей.









   

kost

новичок
большие миллиарды - это конечно круто.
но:( амы тоже подсуетились с возд. стартом.
а сценарий дележа будет такой. Производители спутниковых платформ Huges LM Boeing GE сольются в экстазе с новым консорциумом. И юзерам скажуть наш спутник - наш запуск. вспомните историю с бонумом.Нам достанутся отбросы. Ам-х денег в нашем космосе убудет. Как сказал мне один представитель госдепа (в ч. беседе) "русские и так технологически борзые, так что никаких гарантий правительства под русский хай тек не будет. Только под нефть и газ ... " А без гарантий и я бы не подписался.
   

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru