Поскольку спор о МАКСе и многоразовых системах всё более напоминает в лучшем случае философский спор, а в худшем переливание из пустого в порожнее, я решил по старой доброй традиции RU.SPACE пооперировать цифрами (
надеюсь никто не будет против, что я с этой частью своего устава в чужой монастырь;-))), а поскольку данный материал наверняка вызовет много копьев в свой адрес я вынес его в отдельный топик - если кто-то будет поправлять меня в цифрах или снабдит отсутствующими буду благодарен.
Итак сравниваются:<OL>
РН "Союз" РН "Русь" АКА "Союз-2" РН "Ямал" АКА "Аврора" МАКС беспилотный МАКС-Т</OL>При этом хочу отметить, что согласно заявлениям НПО "Энергия" возможно дальнейшее (после РН "Ямал") развитие семейства Р-7 в направлении увеличения грузоподъёмности.
Замечание:<OL>Я сравниваю Р-7 (точнее "Союз") и МАКС как носители (средства вывода ПН на орбиту), а не как пилотируемые аппараты - сравнение пилотируемых аппаратов ещё впереди!Я не рассматриваю МАКС-М, поскольку информации о нём не так и много, а оценка недостающих данных крайне затруднительна.Я мог слегка ошибиться со стартовыми массой и длиной РН "Ямал" - точно не помню, завтра принесу исходный материал (НК 6-2000)</OL>
1. Технические параметры
1.1 Массовые характеристики
<TR>Носитель | Стартовая масса, т | Масса ПН, т | </TR> <TR>PH "Союз" | 298 | 6.9 | </TR> <TR>PH "Русь" | 310 | 7.9 | </TR> <TR>PH "Ямал" | 378 | 11.8 | </TR> <TR>МАКС | 275 | 9.5 | </TR> <TR>МАКС-Т | 275 | 18 | </TR>
Прошу обратить внимание на следующие моменты:<OL>По оценкам British Aerospace грузоподъёмность МАКС составит 8,05 тонн.Стартовая масса МАКС написана исходя из того, что Мрию можно считать (ли?) летающим космодромом - в противном случае стартовая масса всех МАКСов равна 625 тоннам.В обоих случаях считается только масса ПН выводимой на орбиту, последняя ступень - пусть даже это орбитальный самолёт - для носителей полезной нагрузкой не считается.ПН дана из расчёта вывода на орбиту с наклонением 51 градус и высотой 200 км.</OL>
1.2 Габариты
<TR>Носитель | Стартовые габариты носителя, м | Габариты ПН, м | </TR> <TR>PH "Союз" | максимальный диаметр 10, высота 35 | диаметр 3 - 4("Союз-Фрегат"), высота до 10 | </TR> <TR>PH "Русь" | максимальный диаметр 10, высота 45 | </TR> <TR>PH "Ямал" | максимальный диаметр 10, высота 40-45 | диаметр 4, длина 10 | </TR> <TR>МАКС | диаметр около 6, длина около 40 | диметр 2,7, длина 8,7 | </TR> <TR>МАКС-Т | 6х10х40 (ориентировочно) | диаметр 5, длина 13 | </TR>
1.3 Технический риск, и надёжность эксплуатации
<TR>Носитель | Технический риск НИОКР | Надёжность носителя | </TR> <TR>PH "Союз" | уже летает | >98% | </TR> <TR>PH "Русь" | крайне низкая(РН почти готова) | ожидается высокая | </TR> <TR>PH "Ямал" | низкая | </TR> <TR>МАКС | Оптимисты: средняя Критики: от повышенная до высокая | Вызывает вопросы | </TR> <TR>МАКС-Т | </TR>
Хочу обратить ваше внимание, что из всех сравниваемых носителей, летает только РН "Союз". Вообще же надёжность семейства Р-7 учитывая все более чем 1500 пусков превышает 97.5%
1.4 Проблема полей отчуждения
Для МАКСа при штатном полёте отсутствует, хотя предложение Башилова испытывать МАКС в Подмосковье (НК 4-1999) - это, мягко говоря, перебор - может и на голову, в случае аварии, упасть!
Для семёрки присутствует, но решаема, например запуском в океане или управляемым спуском ступеней в заданную точку...
1.5 Стартовые точки
Для МАКСа декларируется запуск с любого аэродрома 1 класса, но это пыль в глаза - реально на аэродроме должно присутствовать оборудование для работы с жидким водородом, которое, мягко говоря, немобильно и недёшево!
Стартовые комплексы для семёрки находятся на космодромах Байконур и Плесецк, одно время планировалось строительство стартового стола в Куру (Французская Гвиана), однако французы отказались от этой идеи во избежании конкуренции с Ариан-5. Теоретически ничто не мешает построить стартовую площадку в районе экватора: либо аналога "Морского Старта", либо на космодроме "Алкантра" в Бразилии.
1.6 Диапазон наклонений орбит
Для МАКСа декларируется всеазимутальность, т.е., при запуске с экватора, на любое наклонение.
Для семёрки ограничивается проблемой полей падения, а так же стартовых точек - как писалось выше эти проблемы решаемы в рамках разумных сроков и финансовых затрат с практически нулевым риском.
1.7 Многоразовость
Семёрка одноразовая, теоретический максимум: парашутный спуск первых ступеней для повторного использования и повторное использование НК-33 со второй ступени РН "Ямал" - но это мои выдумки!
Для МАКСа декларируется до 1000 полётов самолёта-носителя Ан-225(Мрия), до 100 полётов орбитальных самолётов, до 15 полётов двигателей.
В сущности же многоразовость МАКСа, как и других носителей, создание которых возможно на данном этапе развития науки и техники, сродни многоразовости презервативов: можно использовать повторно, но перед этим надо хорошо вложиться, чтобы обеспечить высокую вероятность многократного использования и после каждого использования мыть, тщательно проверять и назад скатывать, чтобы использовать ещё раз!
2. Экономические параметры
<TR>Носитель | Затраты на НИОКР | PC | PC/кг | CC | CC/кг | </TR> <TR>PH "Союз" | уже летает | 4 | ~580 | 10-12 | 1.450 | </TR> <TR>PH "Русь" | крайне низкие(РН почти готова) | Точно не известны, однако удельные показатели не должны сильно отличаться от аналогичных для РН "Союз" | </TR> <TR>PH "Ямал" | в пределах 0,1 | </TR> <TR>МАКС | 3.166 | 8.4 | 884.21 | 60 | 6.136 | </TR> <TR>МАКС-Т | 15.5 | 861.11 | 130 | 7.222 | </TR>
Замечания:<OL>Затраты на НИОКР даны в миллиардах долларов США и рассматриваются потребные затраты начиная с текущего момента. Для МАКСа даны до момента начала самофинансирования проекта и не включают в себя затраты на создание самолёта-носителя Ан-255 и орбитальных самолётов МАКС;РС - себестоимость одного пуска;СС - коммерческая стоимость одного пуска;РС и СС даны в миллионах долларов, РС/кг и СС/кг в долларах;Данные по МАКСу взяты из бизнес-плана, составленного Вадимом Лукашевичем.</OL>
Я намеренно не делаю никаких выводов из приведённых данных, мне интересно какие выводы сделаете вы...
[Редактировалось Asteroid (05-10-2000 в 19:45).]