Г.М.> Alex Mandel
Г.М.> Ряд вопросов к Вам по поводу подрыва Коула...
Оценки мощности взрыва лежат в пределах 200-300 кг ВВ; по результатам расследования, использовалась смесь RDX и TNT.
Общий тон оценок конструкции корабля, ее прочности и живучести по результатам инцидента положительный. Отмечалось, что хотя корабль получил тяжелые повреждения, они тем не менее находились в пределах ожидаемого для корабля подобных размеров и конструкции, при этом корабли предыдущих проектов при подобной атаке, вероятно, получили бы значительно более тяжелые повреждения - в частности от пожаров (на Берках применение горючих легких сплавов сведено к минимуму).
Организацию борьбы за живучесть также в целом оценили высоко: паники и неразберихи не было, экипаж действовал профессионально и эффективно, успешно осуществляя откачку воды и поддержание остойчивости корабля в течении 96 часов. Отмечалось, что наиболее тяжелый момент в борьбе за живучесть наступил не сразу после атаки, а на третий вечер - когда вышел из строя единственный работавший корабельный электрогенератор (при этом аварийный генератор на пирсе не работал), переносные аварийные помпы не справлялись с откачкой, и началось прогрессирующее затопление корабля. При этом вновь запустить генератор удалось не сразу, и в тот момент ситуация действительно была близка к критической (пришлось срочно сформировать бригады с ведрами со сменами через 15 минут, всего задействовали 200 чел.).
Выводы - необходимость увеличения надежности электроэнергетической установки на случай повреждений (в частности, надежности электроизоляции) и мощности водоотливных средств, что и осуществляется на новых кораблях при постройке, на более старых - при модернизациях. Также было обращено внимание на то, что опасно всецело полагаться исключительно на новое высокотехнологичное оборудование, и необходимо продолжать готовить экипажи бороться за живучесть всеми, в том числе и "дедовскими" методами - не боясь, при необходимости, отходить от стандартных, прописанных в инструкциях процедур (т.е. примерно как в "Морском Уставе" - "не держись Устава яко слепой стены, ибо в уставах порядки писаны, а случаев в них нет").
Также отмечалось, что инцидент показал важность наличия на борту для успешной борьбы за живучесть достаточного числа членов экипажа. Это дало дополнительные аргументы сторонникам того мнения, что современное стремление к уменьшению численности экипажей боевых кораблей не может быть безоглядным и должно иметь некий разумный предел (впоследствии эти соображения принимались в расчет при разработке проектов LCS и других новых кораблей).
Еще одним последствием атаки стало массовое вооружение кораблей, по периметру борта и на надстройках, автоматическим стрелковым вооружением (чаще всего - 12,7 мм пулеметами) для поражения атакующих малых плавсредств (типа катеров и пр.)
Ремонт корабля обошелся примерно в 250 млн. долларов и занял 14 месяцев; общая масса поврежденных конструкций и систем, которые пришлось заменить, составила около 550 т.
Еще одним последствием атаки на USS Cole стали некоторые изменения в процедурах испытаний кораблей на взрывостойкость, а также методах математического моделирования подобных испытаний. Если не изменяет память, эти изменения в силе с момента подобных испытаний для головного корабля подсерии Flight IIA - USS Winston S. Churchill (DDG-81).
In God We Trust