O безопасности плавания в морских глубинах

Теги:флот
 
+
-
edit
 

faster

новичок
Topic : вооружение
Date : 10/27/2000
Issue : Daily "Независимая газета"

США отказываются обсуждать предложения России о безопасности плавания в морских глубинах

Большинство экспертов и официальных должностных лиц ВМФ, видевших снимки сделанные глубоководными аппаратами "Мир", не сомневаются в том, что первопричиной катастрофы атомной подводной лодки "Курск", повлекшей взрыв торпедного боезапаса в первом отсеке и гибель корабля, явилось непреднамеренное столкновение с ним иностранной субмарины.

Трагедия в Баренцевом море требует вновь обратиться к проблеме безопасности плавания подводных лодок, тем более что теперь, после окончания холодной войны, нет никакой необходимости консервировать устаревшие подходы.

С 1968-го по 2000 г. произошло около 25 столкновений иностранных АПЛ (в основном американских) с советскими (и российскими) субмаринами в подводном положении. Из них 12 - у наших берегов, на подходах к основным пунктам базирования АПЛ на Северном (девять столкновений) и Тихоокеанском флотах (три столкновения). Как правило, инциденты случались в полигонах боевой подготовки (БП), где подводные лодки после смены части экипажа отрабатывают задачи курса БП.

В период противостояния СССР и США активность подводного флота у берегов потенциального противника еще можно было как-то объяснить: ПЛ вели активную разведывательную деятельность на подходах к военно-морским базам (ВМБ) соперника. Отсюда, например, американские субмарины нередко начинали длительное слежение за советскими стратегическими подводными ракетоносцами (которое, кстати, также иногда заканчивалось столкновением на маршруте боевого патрулирования). Атомные подлодки ВМФ СССР в те годы тоже вели разведку на подходах к ВМБ "вероятного противника".

Казалось бы, после окончания холодной войны такая деятельность должна была если не прекратиться, то хотя бы стать менее интенсивной.

ПРАВО

Проблема, однако, состоит не только в том, что США не спешат пересматривать свои подходы к оперативному планированию. В "НВО" # 34 за 2000 г. указывалось на отсутствие международных правил, устанавливающих порядок действий командиров субмарин разных стран по обеспечению безопасности их плавания и маневрирования в подводном положении в водах открытого моря, то есть на всей акватории Мирового океана за пределами территориальных вод государств.

Существующее с 1972 г. Соглашение между правительствами СССР (РФ) и США о предотвращении инцидентов между кораблями и самолетами ВМФ РФ и ВМС США в открытом море и воздушном пространстве над ним, так же как и аналогичные документы, подписанные правительством нашей страны после 1986 г. с правительствами других 12 стран, не затрагивает вопросы обеспечения безопасности подводного плавания.

Субмарины одной страны или различных стран, выполняющие переходы в надводном положении по рекомендованным путям, обязаны полностью выполнять требования Международных правил предупреждения столкновений судов в море 1972 г. (МППСС-72). Подводным лодкам ВМФ РФ и ВМС тех 13 стран, с которыми правительство РФ подписало двусторонние соглашения о предотвращении инцидентов в открытом море и воздушном пространстве над ним при действиях в надводном положении (в условиях мирного времени) необходимо, насколько это возможно, придерживаться их положений. Но, как показывает практика, этого недостаточно.

Для обеспечения безопасности плавания в подводном положении субмарин каждой страны существуют меры безопасности, принятые в ее национальных военно-морских силах. В ВМФ РФ они предусматривают разграничение действий российских подводных лодок, выполняющих задачи в одном районе моря (или полигоне боевой подготовки), по месту (географические координаты), времени и глубине погружения. В случае аварийного всплытия та из них, которая находится в верхнем горизонте, дает установленный сигнал активным трактом гидроакустического комплекса (ГАК) и всплывает в надводное положение в кратчайший срок в том месте, где произошла авария.

Если же необходимость аварийного всплытия возникла на ПЛ, действующей на нижнем горизонте глубин, то она дает ряд посылок в режиме измерения дистанции (активный тракт ГАК) по всему горизонту и стремится всплыть в назначенном для нее "окне безопасности", если позволяет обстановка. Подлодка, действующая в верхнем горизонте, обнаружив эти сигналы, ложится на курс, обратный направлению на аварийную ПЛ, чтобы не мешать ее всплытию, по возможности старается установить с ней звукоподводную связь (ЗПС) и всплывает через некоторое время в назначенном ей по заданию районе. Эти действия подробно описаны в правилах использования полигонов боевой подготовки каждого флота. Однако международного "кодекса подводной безопасности" до сих пор нет.

ИНИЦИАТИВА

Разработка международных норм, которые позволят избежать инцидентов с участием подводных лодок, уже давно является приоритетной задачей для отечественного политического и военного руководства. Российской стороной еще в мае 1992 г. был разработан проект Соглашения между правительством РФ и правительством США о безопасном плавании подводных лодок за пределами территориальных вод (в дальнейшем по тексту - Соглашение). По различным причинам в ходе штабных переговоров между ВМФ России и ВМС США до 1995 г. американцы уклонялись от подписания документа. После 1995 г. штабные переговоры по этому вопросу вообще прекратились.

Какие же цели преследовала российская сторона при разработке текста Соглашения (полностью оно напечатано в "НГ" # 188 за 2000 г. и представлено на сайте "НВО" в Интернете)?

Во-первых, с окончанием холодной войны наполнить реальным содержанием Соглашение между правительством СССР и правительством США о предотвращении опасной военной деятельности, подписанное в 1989 г. и предусматривающее, среди прочих мер, назначение специальных взаимосогласованных зон безопасности и доверия.

Во-вторых, ограничить данные зоны безопасности и доверия определенными координатами, указанными в одном из приложений к Соглашению. На принципе равенства площадей морских акваторий отвести по одной зоне безопасности для РФ и США на Атлантическом и Тихом океанах в районах мест постоянного базирования АПЛ, в том числе морских стратегических ядерных сил (МСЯС): на Атлантике для РФ район Баренцева и Карского морей, прилегающий к Североморску, для США в районе ВМБ Чарлстон и Кингс-Бей. На Тихом океане для РФ в районе Камчатки и Владивостока, для США в районе ВМБ Бангор (см. схему в "НВО" # 34 за 2000 г.).

В-третьих, повысить безопасность плавания подводных лодок Северного и Тихоокеанского флотов в полигонах боевой подготовки, находящихся внутри зон безопасности и доверия, так как курсовые задачи БП отрабатываются слабо обученными экипажами после смены части личного состава.

В-четвертых, исходя из принципов, изложенных в Хартии российско-американского партнерства и дружбы, подписанной президентами США и России 17 июня 1992 г., установить уведомительный порядок захода и плавания в указанных зонах безопасности и доверия АПЛ другой стороны (АПЛ ВМС США в зоне Североморска и АПЛ ВМФ РФ в зоне Чарлстона и Кингс-Бея, аналогично и для Тихого океана). Уведомление другой стороны производить установленным порядком в рамках Всемирной службы навигационных предупреждений.

Для специалистов ясно, что таким образом были бы решены не только проблемы предупреждения столкновений. Принятие российских предложений позволило бы укрепить стратегическую стабильность, поскольку таким образом удалось бы повысить устойчивость МСЯС обеих сторон. Ведь известно, что баллистические ракеты АПЛ - оружие ответного удара, и такой подход в новых политических условиях укреплял бы режим сдерживания а значит, отвечал бы интересам обеих стран.

СУЩЕСТВО ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Проект соглашения воплотил в себе длительный опыт службы многих заслуженных подводников и анализ обстоятельств и причин столкновений советских и российских субмарин с иностранными. В частности, было предложено в зонах безопасности и доверия исключить самые опасные ситуации, которые, как правило, заканчивались авариями и катастрофами. К ним относятся:

- скрытное слежение или иное маневрирование, которое ведет к взаимному сближению подводных лодок на дистанцию менее 30 кабельтовых (5,5 км);

- боевое маневрирование, перезаряжание торпедных аппаратов, открытие крышек ракетных шахт, покладка на боевой курс, которые могут быть приняты за атаку АПЛ другой стороны;

- постановка помех гидроакустическим средствам наблюдения АПЛ другой стороны дрейфующими (пассивными) или выстреливаемыми самоходными приборами помех (имитаторы подводной лодки);

- движение АПЛ повышенными скоростями, которое затрудняет работу собственных гидроакустических средств наблюдения;

- поворот подводной лодки на обратный курс и увеличение скорости хода после этого, что значительно уменьшает время оценки обстановки, принятия решения и выполнение маневра для безопасного расхождения с АПЛ другой стороны;

- плавание на глубинах около 50 м в зоне безопасности и доверия другой стороны, так как именно на этих глубинах и менее (до перископной) производится наиболее активное маневрирование АПЛ другой стороны при учебных атаках и всплытии на сеансы радиосвязи с берегом (поэтому в "чужой" зоне, если позволяют навигационные условия, следует придерживаться глубин погружения не менее 100 м);

- пересечение курса АПЛ другой стороны по носу у нее, подныривание под нею или прохождение над нею на меньшей глубине погружения, одновременное изменение курса и глубины погружения подводной лодки. В это время субмарина другой стороны согласно своему плану может увеличить скорость или погрузиться, или начать всплытие, что приведет к столкновению.

Проект Соглашения предлагает, чтобы в случае внезапного обнаружения АПЛ другой стороны пассивными средствами наблюдения (тракт шумопеленгования гидроакустического комплекса) выше всего ставить не скрытность, а безопасность плавания подводной лодки, для чего произвести в ее направлении не менее трех посылок трактом измерения дистанции ГАК для взаимного ориентирования и безопасного расхождения субмарин.

Проектом предусмотрены и действия при возникновении аварийных ситуаций, которые, как правило, требуют немедленного всплытия в надводное положение аварийной АПЛ. Если подлодка другой стороны находится на меньшей глубине погружения, то это может привести к их столкновению и перерастанию аварийной ситуации в катастрофическую. Чтобы избежать этого, аварийная АПЛ перед всплытием (насколько это возможно) должна подать трактом ИД ГАК не менее пяти посылок для обеспечения пространственного ориентирования АПЛ другой стороны и отхода в сторону от нее.

В отличие от прежней практики немедленного оставления места столкновения иностранными АПЛ, что противоречит международному праву, Соглашением предписывается после аварийного всплытия установление радиосвязи на частотах, предусмотренных международными документами для радиообмена в радиотелефонных каналах с целью обеспечения безопасности плавания (156,8 мГц - всем известный 16-й канал) и подачи сигналов об аварии (2182,0 кГц).

ПОЧЕМУ МОЛЧИТ АМЕРИКА?

В ходе переговоров между штабами ВМФ РФ и ВМС США американцы не могли отвергнуть или опровергнуть ни один из пунктов подготовленного российской стороной проекта Соглашения. Единственным аргументом, на который они ссылались в своем отказе подписать документ был принцип свободы открытого моря. Он хорошо подходил для холодной войны, ибо никак и ничем не связывал руки. Но президенты США и России 17 июня 1992 г. подписали Хартию, которая лишает наши флоты такой "свободы".

Россия в связи с этим уже давно не посылает свои атомные подлодки к берегам Соединенных Штатов, хотя могла бы это делать. Мы не стали атаковать АПЛ "Батон Руж" в российских территориальных водах, хотя она зашла в них без разрешения. Мы также не стали поднимать на поверхность и атаковать разведывательную АПЛ "Парч" ВМС США, обнаруженную противолодочными кораблями Северного флота во внутренних водах Кольского залива в 1992 г., а ведь могли так поступить. Но наши корабли ПЛО только выгнали ее за пределы территориальных вод.

Они же никак не могут выйти за рамки мышления холодной войны. Или (можно предположить) ведут двойную игру. С одной стороны, президент, госдепартамент и конгресс США договариваются с со своими российскими коллегами об ограничении и сокращении всех видов вооружений и военной деятельности. И Россия реагирует адекватно. С другой стороны (возможно), продвигая границы НАТО на восток и расширяя зону влияния альянса практически на всю планету, ВМС США, особенно их авианосные соединения как главный элемент проецирования силы Соединенных Штатов в ключевых регионах мира и подводные эскадры как скрытый элемент этой силы, продолжают свои тайные операции в морях, омывающих берега России, подрывая и стратегическую стабильность и угрожая безопасности плавания подводных лодок ВМФ России и одновременно ВМС США.

В Соглашении нуждается не только ВМФ. Атомные подводные лодки и их экипажи - это национальное достояние. Вот почему необходимо возобновить переговоры, подготовить и подписать соглашение о предотвращении инцидентов с подводными лодками в подводном положении.

 
?? Alecsandro #29.10.2000 08:32
+
-
edit
 

Alecsandro
Серокой

координатор
★★★
У меня вообще вопрос в другом: а нафига вообще на подлодке годроакустик? Если он не слышит подплывающую чужую субмарину. Раз уж у сонара есть "мёртвая зона" (до неё, правда, ещё и доплыть надо)так пускай он слушает! Или ему трудно отличить шум лопастей от плывущего дельфина?
Больше не раскалятся ваши колосники. Мамонты пятилеток сбили свои клыки. ©  

ruh

втянувшийся
Могу конечно слегка ошибаться, но доктрины существования атомных подлодок наши и амовские отличны не сильно. По этим доктринам АПЛ с момента выхода на БОЕВОЕ дежурство находится в состоянии БОЕВЫХ действий. Соответственно никаких правил для них не существует, кроме одного - остаться незамеченным. Если лодка утратила незаметность - это фактически провал задания - нахрен она сдалась тогда. Это же оружие возмездия.
За любое столкновение подводного ракетоносца - по вине своей или противника без разницы, капитан идет под суд, за неуменее обращаться с оружием.
Вы еще соглашения по правилам шпионажа в связи с окончанием холодной войны предложите.
 
+
-
edit
 

Andrei

новичок

Такое соглашение может быть между собой еще могли бы подписать страны-члены одного блока, да и то сомнительно.
 
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
+
-
edit
 

Nikita

аксакал

М-да, статейка еще та. Особенно пассажи про устойчивость МСЯС и про ВМФ РФ со слабо обученными экипажами.
Учитесь читать.  

в начало страницы | новое
 
1989: МиГ-23 без пилота преодолел четыре европейских страны. (27 лет).
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru