Topic : вооружение
Date : 11/9/2000
Issue : Weekly "Общая газета" #45
Ими пытается спасти свое кресло Главком ВМФ
РЕЗУЛЬТАТЫ операции в Баренцевом море неутешительны. Удалось обнаружить и поднять на поверхность только двенадцать из ста восемнадцати тел погибших моряков. Водолазам не удалось проникнуть в командные отсеки корабля и достать оттуда секретные документы по связи и боевому управлению оружием крейсера, а главное - обнаружить хоть какие-либо весомые доказательства того, что первопричиной катастрофы ракетоносца стал не взрыв двигателя испытываемой торпеды, а таран иностранной подводной лодки.
Именно на ■таранной■ версии трагедии настаивает Главком ВМФ Владимир Куроедов. Он уже не раз заявлял об этом публично. ■Я уверен в этом на 80 процентов■, - сказал он недавно в Видяеве на встрече с родственниками погибших моряков. ■У меня есть факты, но пока не хватает доказательств, - говорит адмирал. - Но они обязательно будут, это вопрос времени■. В качестве фактов Куроедов продемонстрировал телеоператорам РТР часть видеозаписи подводной съемки ■Курска■, на которой отчетливо видны достаточно рельефная вмятина и потертость на легком корпусе лодки между первым и вторым отсеками. ■Удар прошелся по касательной■, - комментирует видеоряд адмирал, а его подчиненные поддакивают: ■Да, именно так■. А в минувшую пятницу главком сообщил ■Интерфаксу■, что ■3 ноября в районе проведения поисковых работ на подводной лодке ■Курск■ атомный ракетный крейсер ■Петр Великий■ обнаружил иностранную субмарину■. По мнению командующего, она занималась сокрытием доказательств того, что причиной катастр!
офы российской АПЛ стало столкновение.
■Что делает эта подлодка в закрытом районе, где погибла АПЛ ■Курск■?■ - заметил главком. В акваторию Баренцева моря немедленно отправлены противолодочные самолеты, гидрографические суда и другие силы флота. Но ■чужак■ замечен не был. Заместителю командующего Северным флотом вице-адмиралу Владимиру Доброскоченко, во избежание международного скандала (на спасательной платформе ■Регалия■ работают и норвежские гидроакустики, которые ничего подобного не слышали), пришлось мягко дезавуировать слова своего начальника: ■Не исключено, что цель, зафиксированная гидроакустиками, - сказал он, - это или мощный косяк рыбы, или реверберация ото дна■.
Неубедительными представляются специалистам и вмятины на борту затонувшей АПЛ. Бывший командующий флотилией подводных атомоходов Герой Советского Союза вице-адмирал в отставке Евгений Чернов сказал мне, что такие следы может оставить даже не очень удачная швартовка крейсера у причальной стенки видяевского пирса. Атомоход промахнул мимо кранца и навалился всей своей тяжестью на стальной понтон. ■Таких случаев на флоте не счесть, - сказал адмирал. - Вмятины - почти на каждом корабле. Оставляют их на корпусах также буксиры и льдины...■
Получается, что все вышеприведенные факты без весомых и убедительных доказательств, о чем говорит сам главком, только призраки, миражи, если не сказать более точно - мифы и домыслы. Зачем же это мифотворчество руководителям ВМФ?
А потому, что если никто не таранил наш атомоход, то за его трагедию ответственны в первую очередь те военачальники, кто дал команду загрузить испытательные (а значит, способные к непредсказуемым действиям) торпеды в отсек, где находилось двадцать с небольшим торпед боевых. А также те командиры, кто спланировал район учений для ■Курска■ на рискованной для кораблей такого класса глубине. Те, кто не принял немедленных мер для оказания помощи погибающему экипажу ракетоносца и, более того, на протяжении целой недели вводил в заблуждение как руководство страны, так и близких родственников терпящих бедствие моряков, общественность страны и мира рассуждениями о том, что воздуха подводникам должно хватить как минимум еще на 48 часов...
Вспоминать об этом больно и горько. Но только не некоторым флотоводцам. Они защищают свои кресла и готовятся к решающим схваткам на правительственной комиссии, заодно оказывают информационное давление на других ее членов и председателя, оглашая те или иные, выгодные для себя ■факты■, обвиняя сомневающихся в некомпетентности.
Так было, кстати, и при расследовании трагедии с атомной подводной лодкой ■Комсомолец■, Руководство тогдашнего ВМФ СССР сделало все, чтобы мы до сих пор не узнали, что стало причиной пожара на той АПЛ и ее гибели в глубине Баренцева моря. Этот же ■прием■, как видно, старается повторить и адмирал Куроедов.
Скорее всего, у него это получится. Самое ожидаемое заявление госкомиссии, как считают специалисты, будет таким: ■Истинные причины гибели атомохода ■Курск■ можно будет выяснить только после ее подъема в будущем году■. А найдутся ли на эту операцию деньги, никто сейчас обсуждать не станет.