боевую машину 2Т

Теги:армия
 
+
-
edit
 

faster

новичок
Topic : вооружение
Date : 11/1/2000
Issue : Daily "Беллорусская деловая газета" #864

В конце октября белорусское предприятие ”Минотор-Сервис” представило свою уникальную разработку ”
боевую машину 2Т.

Хотя показ предусматривал лишь демонстрацию ходовых качеств, никто не остался разочарован.

Становление

История ”Минотора” хотя и весьма короткая, но насыщенная и во многом поучительная. Компания была
создана в 1991 г. бывшими сотрудниками Минского тракторного завода (МТЗ). Как известно, там ранее
существовал цех, где выпускались гусеничные шасси ГМ-352 и ГМ-355, на которые устанавливались
разработанные в России зенитный пушечно-ракетный комплекс (ЗПРК) ”Тунгуска” и зенитная ракетная
система (ЗРС) ”Тор”. На тот момент в ситуации, сложившейся в ВПК да и во всей экономике, новые
шасси оказались не нужны. Тогда-то высококвалифицированные специалисты и решили продолжать дело,
сосредоточившись на ремонте, обслуживании и модернизации различной гусеничной техники военного
назначения. Позже коллектив пополнился бывшими военными, знающими вопросы эксплуатации не
понаслышке. Кстати, конкурс среди желающих устроиться на это предприятие огромный.

Сегодня ”Минотор” ” единственное белорусское предприятие, осуществляющее в массовом порядке ремонт
и сервисное обслуживание военной техники по заказу Минобороны Российской Федерации. При этом
”Минотор” (уникальный случай) является частным производственным предприятием, что не помешало ему
заслуженно завоевать высокий авторитет у заказчиков. Поэтому не стоит удивляться, что, по оценкам
российского министерства обороны, на ”Минотор” приходится около 70% всего объема заказов,
поступающих из России на предприятия ВПК нашей страны. А за время существования ”Минотора” на нем
отремонтировано в общей сложности около 500 гусеничных машин. При этом не было ни одной жалобы от
военных.

Второе рождение

Среди первых обновленных образцов ” значительно модернизированные версии зенитной самоходной
установки (ЗСУ) 23-4 ”Шилка”. Основная часть работ велась совместно с ГУП ”Ульяновский механический
завод”. Так появились ЗСУ-23-4М4 ”Шилка М4” и ЗСУ-23-4-М5 ”Шилка М5”. Первая имеет радиолокационную
систему управления огнем, вторая ” радиолокационную и оптико-локационную. Преимущества второго
варианта на предприятии объясняют просто: радиолокатором можно засечь воздушную цель на значительно
меньшей дальности, чем с воздуха засекут его собственное излучение. Оптика имеет несколько меньшую
дальность действия, но обеспечивает полную скрытность.

Выгодным отличием проекта является и возможность ведения огня по авиации противника прямо на
марше. Это обеспечивается солидным комплексом приборов, состоящим из новой РЛС, лазерного
дальномера, телевизионного оптического и тепловизионного прицелов, телевизионного устройства обзора
механика-водителя, нового бортового компьютера и многого другого.

Гидрообъемная трансмиссия заменила механическую, а все органы управления оснащены
гидроусилителями, что обеспечило легкость управления, знакомую водителям автомашин. Итогом стало
увеличение подвижности ”Шилки” до уровня прикрываемых танков. Повышенная комфортность работы
механика-водителя позволила использовать все возможности машины по таким параметрам, как скорость и
запас хода.

В последние годы одним из самых перспективных направлений в наращивании боевых возможностей стало
внедрение переносных зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) типа ”Игла” в состав различной юоевой
техники. На бортах башни боевой машины ”Шилка М4” установлены по две спаренные пусковые установки
”Иглы”. Уникальным решением стала и замена такой ”мелочи”, как вспомогательная двигательная
установка. Новая потребляет на порядок (!) меньше топлива. Хорошим подарком для потенциальных
заказчиков стало продление срока эксплуатации на 10 лет с полным обеспечением запчастями.

А потенциальный рынок огромен. ”Шилка” была принята на вооружение Советской Армией в 1962 г., а с
1964 по 1984 гг. в 32 страны Ближнего Востока, Азии и Африки было поставлено 2,4 тыс. единиц. ЗСУ
прекрасно зарекомендовала себя еще со времен арабо-израильских войн 1960”70-х годов. ГК
”Росвооружение” (посредник ”Минотора”) сейчас уверенно выигрывает тендеры на модернизацию у
компаний Израиля, Швейцарии, Китая и Украины. В Египте, к примеру, совместный российско-белорусский
проект уверенно обошел предложения шести стран. В итоге был заключен контракт на усовершенствование
125 ЗСУ. Реализация же всего проекта модернизации ”Шилок” позволит заработать Usd 3”4 млрд! При
этом активно идет модернизация ЗСУ для российской армии.

Кроме ”Шилок”, на предприятии занялись и продлением сроков службы (за счет модернизации) такой
”старушки”, как бронетранспортер БТР-50ПК и машин, имеющих аналогичное шасси (БТР-50У, ПТ-76).
Улучшение характеристик позволит им взаимодействовать с современной военной техникой.

Мобильность увеличена за счет применения силового блока, объединяющего трансмиссию и дизельный
двигатель повышенной мощности. Причем силовой блок и системы обслуживания давно отработаны на
боевых машинах пехоты БМП-1 и БМП-2. Новые системы позволяют осуществлять быстрый ремонт.
Применение гидроусилителя в коробке передач и рулевой колонки мотоциклетного типа значительно
улучшило условия работы механика-водителя.

При посредничестве ”Росвооружения” по ”Шилке” и БТР-50 уже через 2”3 месяца будут серьезные
экспортные заказы.

Новый козырь армейской разведки

Создание принципиально новой боевой машины 2Т стало настоящим откровением. Ее цель ”
разведывательно-диверсионная деятельность. Ранее машины подобного типа создавались в основном на
базе БМП за счет облегчения вооружения. Такова и последняя разработка российского Курганмашзавода ”
машина ”Рысь”, созданная на базе БМП-3. У такого подхода есть положительные моменты: унификация
машин и легкость обучения экипажа. Но существует и целый ряд очень серьезных недостатков, среди
которых ” невозможность подавления целей бортовым оружием по причине почти полного его отсутствия.

2Т не является развитием или альтернативой БМП. Это, по сути, легкий танк, но с уникальными
возможностями. Его маневренность и скорость сравнимы с легковым автомобилем, а на пересеченной
местности он вне конкуренции. Это обеспечивается за счет применения давно обкатанного двигателя
В-46. Но силовая установка и трансмиссия могут быть и совершенно иными, в зависимости от требований
заказчика.

Особенно привлекает применение технологии малой заметности, или ”стелс”. Радиолокационная
заметность снижена за счет отсутствия острых кромок и выступающих частей. Кроме того,
предполагается покрытие машины специальной краской. Тепловая заметность минимальна за счет
специальной системы предварительного смешения выхлопа и т.п. Акустическая заметность также очень
мала: звук работающего двигателя сравним скорее с автомобилем, чем с танком. Низкий, ”сплющенный” и
плавный силуэт позволяет машине легко маскироваться даже в обычном оптическом диапазоне.

Насыщенность вооружением и системами обнаружения просто впечатляет. Для поражения целей
предназначена 30-мм автоматическая пушка 2А42 ” такая устанавливается на БМП-2. Ей ”помогают” 30-мм
автоматический гранатомет и 7,62-мм спаренный пулемет ПКТ. Кроме этого, 2Т имеет целый комплекс
ракетного вооружения. Для борьбы с воздушным противником предназначены уже упомянутые ракеты
”Игла”, действующие по принципу ”выстрелил и забыл”. Успешная борьба с танками и иными
бронированными целями обеспечивается сверхзвуковыми ракетами ”Атака”, способными на дальности до
5,5 км поразить объект с очень высокой точностью. При этом на ракеты могут устанавливаться боевые
части различных типов.

Сама боевая машина имеет многослойное бронирование, что позволяет выдерживать попадания даже
танковых снарядов. Предполагается и установка российского комплекса ”Арена”, способного перехватить
все подлетающие ракеты и снаряды в радиусе 30 м. Это значительно увеличит защищенность. Днище имеет
дополнительное противоминное бронирование, а внутри корпуса установлены экраны, снижающие число
вторичных осколков. Ни одна жизненно важная система не закреплена на днище. А сам экипаж
располагается в специальной бронированной капсуле, которая подвешена внутри корпуса. При этом
среднее время нахождения противника в прицеле снижено до 5”6 секунд за счет высокой скорости,
которая может достигать 95 км/ч.

Отдельная тема ” системы обнаружения целей и управления огнем. Для этого имеются оптические
средства, работающие как в дневных, так и в ночных условиях. На складной мачте выдвигаются
оптические средства дальнего обнаружения. Комплекс радиоэлектронного обнаружения в случае
необходимости можно использовать и для радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Собранная информация в сжатом
и зашифрованном виде передается по специальным каналам связи. Центральная вычислительная машина
является фрагментом системы и собрана на базе прекрасной российской разработки ” компьютера
”Багет”.

Особенность 2Т состоит в том, что это пассивная, не излучающая в различных диапазонах
электромагнитного спектра машина. Ведь ее основное назначение ” разведка в глубоком тылу. Но на
машину может быть установлена и радиолокационная станция наземной разведки. Кстати, способность
эффективно действовать на удалении в 250”300 км от линии фронта обеспечена просто беспрецедентным
запасом хода по топливу ” 1 тыс. км.

Для точной навигации могут параллельно использоваться как инерциальная, так и спутниковая системы
навигации. Во втором случае это и российский ”Глонасс”, и американская GPS ” ”Навстар”.

Проблема в психологии

Рассказывая о работе над 2Т, директор предприятия ”Минотор-Сервис” Валерий Гребенщиков заметил:
”Самые большие проблемы были психологические. Машина меняет психологию подхода к такой технике.
Сегодня на вооружении находятся машины, разработанные, по сути, в 50-х”60-х годах. Позже они лишь
дорабатывались за счет новых двигателей, подвески, вооружения. Я считаю, что потенциал их
модернизации исчерпан. Мы изменили сам подход, очень сильно поработали над эргономикой. В этой
машине реализованы те требования, которые были ”предъявлены” войнами в Афганистане, Чечне.
Специалисты предприятия даже находились в Чечне во время военных действий в 1996 году. Война в
Чечне практически заставила поставить новые оптические, лазерные и другие системы”.

На вопрос корреспондента ”БДГ” о возможности применения 2Т для боев в условиях города, горной
местности и защиты колонн Валерий Гребенщиков ответил, что эта машина предназначена для нанесения
удара по разведанным целям. ”Для боев в городе предусмотрена наша следующая машина”, ” сказал он.
Представленная же версия 2Т ”предназначена для действий в пустынных районах”, а зеленую ”окраску
машины можно рассматривать как ориентировку на регион (Ближний Восток)”. Ведь у министерств обороны
Беларуси и России средств на такую дорогостоящею технику сегодня нет.

Гребенщиков уже живет будущим: ”Планируется дальнейшая модернизация 2Т. Мы собираемся показать
машину на выставке в Абу-Даби. Думаю, что результаты динамического показа зрители запомнят
надолго”.

Действительно: буквально ”парящая над землей” машина никого не оставляет равнодушным. На показе
даже те, кто поначалу относился к ней совершенно скептически, через считанные минуты кардинально
изменили свое мнение.



 
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)

Waldi

втянувшийся
=Сама боевая машина имеет многослойное бронирование, что позволяет выдерживать попадания даже танковых снарядов.=
Сомневаюсь в этом...

=Предполагается и установка российского комплекса ”Арена”, способного перехватить все подлетающие ракеты и снаряды в радиусе 30 м.=
"Арена" уже может и снаряды перехватывать?

=Ни одна жизненно важная система не закреплена на днище.=
А где же двигатель и трансмиссия закреплены, на бортах, что-ли?

=А сам экипаж располагается в специальной бронированной капсуле, которая подвешена внутри корпуса.=
Снабжена ли эта капсула системой катапультирования :-)
=При этом среднее время нахождения противника в прицеле снижено до 5”6 секунд за счет высокой скорости=
А кто-то мерял время нахождения машины во вржеских прицелах при всех условиях боя?

=это пассивная, не излучающая в различных диапазонах электромагнитного спектра машина.=
Только на складе машины ничего не излучают...

А вообще это лучше было в новостной рубрике публиковать, чем в этой.
[...падал прошлогодний снег...]  

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru