Потерявшиеся "Черные Акулы"
Три дня назад появилась информация об отправке в Чечне новейших вертолетов Ка-50 (Черная Акула) и ее модификации Ка-52 (Аллигатор). И подавалось это как первое появление в районе боевых действий этих машин, до этого демонстрировавшихся только на авиасалонах.
Но при этом мало кто вспомнил, что чуть более года назад, в ноябре 1999, уже сообщали о появлении в Моздоке тройки Ка-50 и готовности их к боевому применению. Тогда это сопровождалось большой шумихой в СМИ. Через некоторое время все стихло, и через некоторое время стали возникать вопросы, как там Ка-50, как они применяются, почему о них больше не говорят, может, их просто уже сбили?
А все оказалось гораздо проще. После проведения нескольких тренировочных полетов, их отправили домой за ненадобностью.
ТАК ПОЧЕМУ ЖЕ НЕ СТАЛИ ПРИМЕНЯТЬ СОВРЕМЕННУЮ ТЕХНИКУ В ЧЕЧНЕ?
Отговорки о том, что это нецелесообразно опровергаются самими же военными, которые не устают повторять, что все проблемы с обеспечением авиационного прикрытия возникают из-за сложных метеорологических условий и невозможности применения авиации в темное время суток и в условиях гор.
Применяемый в Чечне Ми-24 создавался для действий на равнине, и боевые действия в Афганистане показали его плохую пригодность для войны в горах, продемонстрировали низкую живучесть вертолетов классической одновинтовой конструкции из-за уязвимости рулевого винта и длинной трансмиссии. Его применение в горных условиях, так же как и ночью, сопряжено с большими сложностями.
А вот Ка-50 создавался именно для действия в сложных условиях и больше всего подходит для применения в горах. Бортовой радиоэлектронный комплекс обеспечивает пилотирование и вертолетовождение, в том числе с использованием системы спутниковой навигации, круглосуточно в любое время года. Обзорно-поисковая и прицельная системы, включающие телевизионную, лазерную и тепловизионную аппаратуру, дают возможность обнаруживать цели и применять по ним весь арсенал средств днем и ночью.
Ка-50 - это маневренный вертолет, который, благодаря своей соосной схеме (два несущих винта на одной оси), прост в управлении в ручном, а главное, автоматическом режиме, имеет отличную маневренность, может осуществлять взлет и посадку при ветре любой силы и направления. Летчик размещен в полностью бронированной и экранированной кабине, при поражении вертолета, он имеет возможность катапультироваться. К тому же соосный несущий винт способен повысить боевую живучесть вертолета, а отсутствие рулевого винта, с его сложными механизмами, допускает поражение хвостовой балки без тяжелых последствий.
Ка-50 способен перемещаться боком, т.е. скользить со скоростью 80 км/час, и назад - со скоростью 90 км/час. Перемена направления движения на противоположное происходит за несколько секунд. Это единственный в мире вертолет, способный в течение 12 часов "висеть" на одном месте. Имеющееся на борту вооружение позволяет выполнять боевые задачи, не входя в зону поражения средств ПВО противника. Основу вооружения составляют 12 сверхзвуковых ракет "Вихрь" с дальностью пуска до 10 км и 30 мм пушка с прицельной дальностью стрельбы 4 км.
Так неужели такой вертолет не нужен был во время ведения боевых действий и сейчас, когда основные силы боевиков скрываются в горах? Опыт ведения современных боевых действий показывает, что применение авиации сокращает потери и увеличивает боевую устойчивость подразделений. А значит и трагических инцидентов с гибелью колонн омоновцев, шедших без прикрытия с воздуха, можно было бы избежать.
Вполне возможно, военные просто бояться потерять столь ценные, практически единичные, экземпляры новейшей техники, берегут ресурс и используют старую технику, которой в избытке.
Ведь не надо забывать, что Ка-50 и Ка-52, как и многие другие новейшие образцы военной техники, стоят на вооружении в малых количествах, средств на ее освоение нет, а значит и подготовленных специалистов немного, а признаваться в неумении и непрофессионализме никто не хочет.
Да и заветы Суворова "воевать не числом, а уменьем" давно забыты и потери волнуют больше матерей и жен погибших и покалеченных, чем генералов. Суждено ли нам увидеть эти вертолеты в действии или через некоторое время их вновь, также тихо, отправят домой?
Сергей Кузнецов
Пресс-Центр.ру, (21.12.2000)
Server VPK