[image]

К вопросу о самолете Можайского

Теги:авиация
 
+
-
edit
 

varban

администратор
★★★☆
Сплошной оффтопик развели в Лого космобиблиотеки, давайте продолжим здесь.

История спора такая:

varban> ... А если речь идет о начале начал, надо Флаера искать...

Денис via vjick> Тогда уж лучше паролет Можайского, все почему-то забывают, что документально он первым был. Пиндосы (читай американцы) - так те вообще его не признают, по причине своей недалекости и домушничества

varban> А о паролете Можайского много сказано... но ведь это еще не был самолет.
И вообще, до Райтов толком летал только Лилиенталь, но не повезло ему - ведь он был очень близок к созданию полноценного самолета, и едва ли не больше всех это заслуживал.
А Райты без сомнения были первыми, однако запоздай они хоть немного, самолет все равно был бы создан.

Денис via vjick> Как паролет Можайского не совсем самолет?! Фюзеляж есть, крылья есть, заднее оперение есть, шасси есть, даже винт есть, ну двигатель паровой и летел он (паролет) 20 метров в пикировании..., но чем не все признаки самолета :)
Если есть где нибудь в стандартах (FAR и других :) минимальная дальность полета, чтобы самолетом называться - заберу свои слова обратно.
[This message has been edited by varban (edited 30-01-2001).]
   

Anton

втянувшийся

Лет 10 назад Смитсоновский институт официально, но без лишнего шума (чтобы не раздражать потомков братьев Райт :) ) признал первым самолет Ленгли.

А насчет Можайского по-моему давно (еще Шавровым, если мне не изменяет память) было выяснено, что полететь он мог только с более мощным двигателем, с более высокой удельной мощностью (т.е. лошадей на килограмм веса двигателя), который с имеющимися в то время технологиями не мог быть построен.
   
+
-
edit
 

varban

администратор
★★★☆
Минимальная дальность полета для того, чтобы аппарат назвался самолетом нет. А то Лилиенталь на своих планерах летал лучше, чем Райты в первых полетов на самолете.

Критерий проще и жестче - самолетом называют тот аппарат с неподвижными крыльями и с двигателем, который способен выполнить установившийся полет - т.е. - без изменения скорости и высоты. Кстати, высота не регламентируется :) - первые мускулолеты летели на минимальной высоте, и все-таки это были полеты.

Так вот, мощность двигателей самолета Можайского недостаточна для совершения установившегося полета.
Это не мое заключение, а ЦАГИ.

И еще - это мне Ball в письме вчера послал:
...проще считать Райтов первыми, а то у каждого народа найдется свой Можайский...

И в заключение - сказанное выше не умаляет мое уважение к Можайскому, не поймите неправильно.
К сожалению, в историю сослагательное наклонение отсутствует.
[This message has been edited by varban (edited 30-01-2001).]
   
+
-
edit
 

varban

администратор
★★★☆
По поводу Ленгли:
Речь очевидно идет о его самолете "Аэродром А".
Самолет этот мог летать. Но не летал... вернее летал, но не в 1903, а в 1914 году, в результате работ, проведенными Кэртиссом. Самолет был уже на поплавках, с более мощьным мотором, с более совершенным профилем... в общем - Аэродром А бис
Но, как я уже сказал, в истории нет сослагательного наклонения.

Или мои сведения о Ленгли неверны и вопиюще неполны, или в Смитсоновском институте критерий создания самолета не есть совершение на нем полета.
Тогда - почему не Можайский? Поставим пару Ротаксов и полетит :)
Правда, как будет пилотироваться такое чудо... но не беда - изменим конструкцию крыла (элероны введем), заодно подберем профиль из атласа Полетит? Полетит, куда денется.

Нет-нет, ребята, Ленгли - это несерьезно.
Чем думают эти смитсоновци, я нэ понимаю
   
+
+1
-
edit
 

varban

администратор
★★★☆
Кстати, топливо Можайский планировал по-моему какое-то особое, а не просто дрова или уголь там...

Самолет был на жидком топливе :)
Котел отапливался нефтью. Кстати. машины (изготовленные в Англию по проекту Можайского) были с рекордными характеристиками - 4.7 kg/h.p., a вместе с парогенерирующей системой (котел, сепаратор, воздушный конденсатор, паропровод, клапана) - 5.6 kg/h.p. (10.5 пудов, 30 лошадей; цифры выслал Ball).

Если примем те же параметры силовой установки в 60 лошадей (а они даже улучшатся!), то все моторное хозяйство выло бы 21 пуд при мощности 60 лошадей. Или 336 килограмм...
Эх, какая-то сволочь заныкала мою книжку, в которой есть как раз отчет ЦАГИ по этому вопросу, данные из нее были бы в самый раз Но по памяти - полетел бы... такое заключение выдали спецы ЦАГИ для последнего проекта Можайского. Потому что он заказал еще 2 дубликата 20 сильной машины, но не успел получить их до своей смерти
   

Anton

втянувшийся

quote:
Originally posted by varban:
По поводу Ленгли:
Речь очевидно идет о его самолете "Аэродром А".
Самолет этот мог летать. Но не летал...

 

Может быть. Честно говоря, уже не помню, где была эта инфа. Что-то посвященное столетию полета "Флаера", может AW&ST...

quote:
Originally posted by varban:
Тогда - почему не Можайский? Поставим пару Ротаксов и полетит
 

Так у Шаврова как раз такая аргументация в пользу Можайского... :) Если бы он сделал пару копий со своего 20-сильного двигателя, и поставил бы по двигателю на винт, то он бы ого-го как полетел!... :) Правда, при этом нет оценки, на сколько бы увеличился вес самолета и сколько надо было бы топлива. Кстати, топливо Можайский планировал по-моему какое-то особое, а не просто дрова или уголь там...

А Лэнгли смитсоновцы признали, естественно, под давлением родственников и с какой-то хитрой формулировкой, типа "аппарат, который вполне мог..." :)


[This message has been edited by Anton (edited 31-01-2001).]
   
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆

Что помешало русскому изобретателю создать первый самолет в мире

1 апреля 1890 года этот мир оставил русский самородок Александр Федорович Можайский, пионер авиастроения. Ему не хватило каких-нибудь двадцати лет, чтобы увидеть флоты воздушных судов, бороздящих небесные просторы. Но его дело не пропало даром: Можайский был первым в длинной череде подвижников, усилиями которых Россия стала великой авиационной державой. //  vz.ru
 
Можайский начал думать над этим вопросом еще в 1856-м, вскоре после возвращения из Японии. Вначале внимательно присматривался к птицам, тщась постичь механизмы их полета. Потом начал изготавливать воздушных змеев – и со временем достиг в этом деле такого совершенства, что сам поднимался на них в воздух. Один из последних изготовленных им планеров-змеев имел фюзеляж в виде лодки и четырехколесное шасси. По свидетельству биографов, крестьяне в окрестностях Вороновицы вскоре начали шарахаться от этого странного человека, связавшегося с нечистой силой, которая «носит его по воздуху в корыте».
 


По описанию есть много общего с планером Ле Бри - жаль, никаких подробностей об этих планерах Можайского не сохранилось. Интересно, знал ли Можайских об опытах Ле Бри.


Идея нефтяного двигателя

Путем опытов, проб и ошибок Можайский пришел к довольно верному пониманию того, как должен выглядеть самолетный планер. Главным камнем преткновения стал для него двигатель. К тому времени главным механическим двигателем в мире являлась паровая машина – а для самолета она слишком тяжела и громоздка.

Можайский приступил к поиску обходных путей. «Главный инженер-механик флота. 14 мая 1879 г. № 405. Управляющему морским министерством. Вследствие приказания Вашего Превосходительства узнать систему газовой машины для воздухолетательного аппарата, изобретенного капитаном I ранга Можайским, имею честь доложить, что газовая машина эта состоит из двух цилиндров: одного рабочего и одного воздушного, действующих на общий коленчатый вал винта. Работа этой машины, как это видно из приложенного при сем рисунка, происходит следующим образом: с помощью воздушного насоса воздух гонится в рабочий цилиндр, при этом встречается с нефтью, вгоняемой в трубу же около крышки рабочего цилиндра и пропитывающей войлок, лежащий на решетке и сетке в гнезде», – так в документации того времени описывается двигатель, придуманный Александром Федоровичем для его самолета.

По тем временам это была чрезвычайно смелая и передовая идея, которую требовалось довести до ума.

Принцип действия устройства был следующим: «Нефть вгоняется из цистерны с помощью помпы, действующей посредством эксцентрика, насаженного на коленчатом вале. Воздух, проходя в рабочий цилиндр через пропитанный нефтью войлок, образует через размельчение нефти газ, который воспламеняется от искры электрического прибора Румкорфа, проволоки которого проведены в верхнюю часть цилиндра. При воспламенении газа поршень толкается вниз, для движения же поршня вверх в нижней части цилиндра сделано подобное же устройство. Это попеременное движение поршня дает вращение вала, на котором насажен винт, двигающий воздухолетательный аппарат».

Увы, воплотить уникальный механизм в металле Можайскому не удалось – и не по его собственной вине. Сказались препоны чисто бюрократического свойства.

Прерванный взлет

Государственные ведомства, признавая перспективность самой идеи, отказывались ее финансировать в достаточном объеме. Можайский полагал, что не сможет выстроить свой двигатель, основываясь только на отечественных технологиях. Требовалась командировка за границу – Александр Федорович рассчитывал приобрести ряд элементов, необходимых для его машины, в США. Но ни Морское министерство, ни Минфин средств на такую командировку не нашли. Александру Федоровичу пришлось отказаться от мысли установить на самолете нефтяной двигатель, и он стал проектировать паровую силовую установку.

Работа Александра Федоровича, как часто это бывает, привлекла внимание и прочих талантливых людей, старавшихся ему помочь. В частности, идеей самолета заинтересовался другой самородок – флотский инженер-механик Павел Дмитриевич Кузьминский, изобретатель газовой турбины. «Я посоветовал покойному А.Ф. Можайскому применить к его паровой машине пар бензина. Наверное не знаю, занимался или нет покойный адмирал этим применением легких углеводородных жидкостей. Пока же могу сказать с уверенностью, что машина покойного А.Ф. Можайского, действующая парами бензина, будет такова, что вес ее с котлом и холодильником на одну индикаторную паровую лошадь не превзойдет 5 кг», – вспоминал впоследствии Кузьминский.

В 1880-м Можайский снова обратился в Морское министерство с просьбой командировать его за границу, где он собирался заказать паровые машины по своим чертежам. На сей раз начальство, хоть и «со скрипом», отжалело 2500 рублей. В Лондоне фирма «Арбекер» выполнила две спроектированных Можайским двухцилиндровые машины двукратного расширения с золотниковым парораспределением. Большая машина развивала мощность в 20 лошадиных сил при 300 оборотах в минуту, меньшая обладала мощностью в 10 лошадиных сил при 450 оборотах в минуту. Обе они имели исключительно малый вес – на одну лошадиную силу мощности приходилось менее 5 кг веса двигателя. Для того времени – выдающееся техническое достижение!

Кроме того, Можайский необычайно просто решил сложный вопрос проектирования силовой установки – выбор числа оборотов воздушных винтов. «В те времена часто высказывали мнение, что достаточную силу тяги дают воздушные винты с очень большим числом оборотов. Можайский на своих опытах над моделями доказал, что винту, работающему в воздухе, не надо придавать большого числа оборотов. Уменьшая число оборотов винта, Можайский увеличил его диаметр. Такое простое решение позволило обойтись без специальной передачи на взлете, изменяющей число оборотов», – пишет биограф изобретателя Виктор Крылов.
 


Уже в советские времена авиаконструкторы и историки-архивисты, невзирая на скудость сохранившейся информации, проделали большую работу – пытаясь установить точные технические характеристики самолета Можайского и итоги испытаний. Так, известный авиаконструктор Виктор Болховитинов и другие специалисты считали, что творение Можайского действительно оторвалось от земли, хоть этому могли «помочь» внешние обстоятельства: уклон взлетной полосы и сильный порыв встречного ветра...
 
   51.051.0

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru