Вообще-то я ожидал, что за мое сильно упрощенное объяснение меня закидают помидорами...
В общем, как обещал, объясняю поподробнее (все равно нестрого):
После того, как наше крыло отклонилось вверх (из-за попадания в порыв и т.п.), на него начинает действовать упругая сила, возвращающая его обратно, т.е. вниз. Эта сила сообщает ему ускорение, а раз есть ускорение, то есть силы инерции. Направлены они вверх, а приложены в центре масс. А вот Упругие силы приложены в центре жесткости, который, в благоприятном для флаттера (и неблагоприятном для пилота
) случае лежит впереди центра масс (обычно в районе переднего лонжерона, который стоит в области наибольшей строительной высоты, т.е. наибольшей толщины профиля, или даже еще больше сдвинут вперед). Эта пара разнесенных сил закручивает крыло на уменьшение угла атаки. Соответственно, появляется добавочная аэродинамическая сила, двигающая крыло вниз даже тогда, когда упругая сила уже не действует. Таким образом крыло проскакивает положение равновесия вниз. Снова появляются упругие силы, тормозящие его движение, т.е. направленные вверх. А инерционные силы, действуя, как им и положено, против направления ускорения, т.е. вниз, в паре с упругими начинают закручивать крыло на увеличение угла атаки...
Получается, что крыло совершает изгибно-крутильные колебания (в классическом случае для прямого крыла разность фаз между изгибными и крутильными колебаниями - 90 градусов), в крайнем верхнем и крайнем нижнем положении на него действуют только упругие силы, стремящиеся его возвратить в положение равновесия, в положении равновесия - аэродинамические, стремящиеся его через положение равновесия протащить. В промежуточных положениях добавляются силы инерции, дающие закрутку. Флаттер возникает если а) центр масс лежит позади центра жесткости (чтобы этого не было, ставят противофлаттерные грузы в носке крыла, или на штангах на концах крыла, либо подвешивают двигатели, вынося их вперед на пилонах) б) скорость набегающего потока при этом достаточна для того, чтобы создать те самые аэродинамические силы, способные протащить крыло через положение равновесия до величины отклонения равной или превыщающей величину исходного, случайного отклонения.
Уф...
[This message has been edited by Anton (edited 29-01-2001).]
У нас есть ТАКИЕ приборы!... Но мы вам про них не расскажем! :)