[image]

Дистанционно пилотируемые боевые самолёты

Теги:авиация
 
+
-
edit
 

Bogdan

втянувшийся
АВИАЦИЯ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
Поколение, воспитанное на компьютерных играх,
будет чувствовать себя за пультом ДПС, как рыба в воде
Анатолий Ганнота
НЕМНОГО ФАНТАСТИКИ
В небольшой южной республике проводится миротворческая операция. Высоко в горах выявлено гнездо террористов. По данным разведки, именно здесь оборудованы подвижные склады оружия, лагерь подготовки боевиков, вертолетная площадка и небольшой радиовещательный центр. Уничтожение этого объекта по плечу только авиации, но он прикрыт сильной системой ПВО, состоящей из всепогодных ЗРК и зенитной артиллерии. Плотность прикрытия настолько велика, что избежать потерь летного состава нет никаких шансов.
Летним утром с одного из российских аэродромов поднимается в воздух звено штурмовиков во главе с опытным боевым летчиком. Вслед за ними взлетает транспортный самолет. Через несколько часов полета машины приземляются на аэродроме примерно в 200 км от объекта удара. Из транспортного самолета выкатывают небольшой контейнер, который быстро ощетинивается антеннами.
Летчик занимает в контейнере свое рабочее место. Это почти точная копия кабины штурмовика, окруженная со всех сторон сферическим экраном на жидких кристаллах. Из "кабины" видно стоянку и самолеты своих ведомых. Летчиков в них нет. Они рядом, в таких же "виртуальных кабинах". Звено выруливает на полосу, взлетает и берет курс на объект удара. Небольшие камеры, расположенные по периметру фюзеляжа и под ним, снимают всю обстановку вокруг самолета. Со скоростью несколько мегабайт в секунду эти данные через спутник поступают на управляющий компьютер наземной кабины управления. На подходе к цели ведомый докладывает: "По мне пуск!" Секунды спустя он "подпускает" ракету поближе, а затем с перегрузкой, от которой у человека рассыпался бы позвоночник, самолет, пилотируемый с земли, совершает успешный противоракетный маневр. Звено на боевом курсе. Маневрируя между трассами зениток, самолеты наносят мощный удар, от которого сотрясаются горы. Цель уничтожена. В одной из кабин гаснет экран - самолет сбит зенитной артиллерией. "Сбитый" летчик может отдыхать. Оставшиеся самолеты заходят на посадку. Задание выполнено, все живы.
Похоже на фантастику? Может быть. Однако в ближайшие десятилетия сказка может стать былью.
Дистанционно пилотируемые летательные аппараты (ДПЛА) давно и прочно вошли в военную практику. Сегодня активно используются или находятся в полномасштабной разработке более 60 типов ДПЛА. Практически все развитые страны в той или иной степени занимались этой проблемой. Чего стоит один знаменитый беспилотный перелет советского МиГ-23 Северной группы войск с аэродрома Колобжег в Бельгию? Впрочем, шутки в сторону. В СССР всерьез занимались этим вопросом и были некоторые успехи в разработке разведывательных и даже ударных ДПЛА.
Израиль первым использовал ДПЛА на поле боя в 1973 г. Они применялись для разведки и в качестве ложных целей, вызывая на себя огонь арабских ЗРК и истощая запасы зенитных ракет. Сегодня израильтяне вкладывают значительные средства в разработку новых ДПЛА. Программы Великобритании сосредоточены на беспилотном разведчике "Феникс", предназначенном для обнаружения и автосопровождения целей для реактивной артиллерии и гаубиц AS-90. В 1990 г. в Японии проводились эксперименты с беспилотным F-104J. После того как в 1960 г. сбили Пауэрса, США выделили средства на развитие беспилотной авиации. Большинство этих программ так и не было доведено до конца.
ОТСЧЕТ НОВОЙ ЭРЫ
В 1996 г. Научно-консультативная комиссия ВВС США выпустила 15-томный доклад под названием "Перспективы нового мира". Даже сегодня один из этих томов все еще засекречен. Одна из новых технологий, упомянутая в докладе как перспективная на следующие три десятилетия, касалась беспилотного боевого самолета.
До недавнего времени авиационная промышленность и военные полностью сконцентрировались на развитии пилотируемой авиации. Современные истребители могут выполнять маневры с перегрузкой в 20 g, что позволяет уйти от большинства ракет. Но пилот даже в противоперегрузочном костюме будет фактически без сознания уже при 9 g. Человек, сделанный из "плоти и крови", ограничивает самолет и не дает ему реализовать свой потенциал. Перегрузка в 20 g является пределом и для сегодняшних реактивных двигателей. При перегрузке больше двадцати, лопатки турбин цепляют внутреннюю поверхность корпуса двигателя, и он разрушается.
Успешное применение беспилотных ЛА в качестве разведчиков сделало неизбежным рассмотрение вопроса об их использовании в роли боевого самолета. Замена человека компьютером и создание полностью автономного самолета-робота было бы наиболее очевидным путем создания беспилотного боевого самолета. Уже сегодня большой спектр боевых задач выполняется в автоматизированном режиме. Компьютеры могут, например, управлять практически всем боевым полетом F-117 при нанесении ударов.
Наибольшая трудность состоит в подмене квалификации и опыта пилота. Люди очень хорошо действуют интуитивно при выборе разумного курса действий, когда информация об обстановке перепутана и неполна. Трансформация боевого опыта пилота в машинные алгоритмы пока что не под силу текущему или обозримо перспективному программному обеспечению.
Другая проблема касается распознавания целей. Удары по своим войскам и не поражение целей - не редкость для пилотируемой авиации. Полностью автоматизированный беспилотный боевой самолет потенциально способен на гораздо более катастрофические ошибки. Поэтому человек всегда будет присутствовать в цикле управления боевым полетом. Даже когда он управляет полетом с земли, глаза его должны смотреть на поле боя с борта самолета, чтобы принять единственно правильное решение на применение оружия.
Создание дистанционно пилотируемого боевого самолета (ДПБС) сулит немалые выгоды, а именно:
возможность высокого риска при выполнении задач;
избежание потерь летного состава;
отсутствие необходимости выделения сил и средств на поиск и спасение;
относительно небольшая стоимость аппаратов, малые затраты на их обслуживание и подготовку личного состава;
возможность выполнения маневров с перегрузками, лежащими за пределами возможностей человека;
малые геометрические размеры и эффективная отражающая поверхность;
способность применять вооружение с очень малых дистанций;
большие дальность и продолжительность полета благодаря небольшому весу и отсутствию влияния фактора усталости экипажа;
возможность дистанционного пилотирования посменно несколькими операторами.
Как упоминалось, беспилотные ЛА пока использовались исключительно для разведки. Но на заре своего развития вся военная авиация рассматривалась только как средство разведки, и не более того. Сегодня очевидно, что создание ДПБС является точкой отсчета новой эры в развитии боевой авиации.
"БОИНГ" НАЧИНАЕТ И ВЫИГРЫВАЕТ
Первый этап разработки ДПБС начался в мае 1998 г., когда фирмам "Нортроп", "Локхид", "Боинг" и "Рейтеон", было выделено из бюджета по 4 млн. долл. на первоначальные исследования. В рамках этого контракта подразделение фирмы "Боинг" - "Фантом Воркс" - разработало свою концепцию ДПБС, которую Управление перспективного планирования МО и ВВС США признали лучшей. Было решено, что "Боинг" продолжит исследования в 42-месячной программе второго этапа. До 2002 г. будет построена и облетана демонстрационная система ДПБС. Причем "Боинг" финансирует из своих средств почти пятую часть 130-миллионной программы.
27 сентября 2000 г. перед большой аудиторией клиентов, поставщиков и служащих была продемонстрирована система ДПБС фирмы "Боинг", включающая первый из двух летательных аппаратов, пульт управления полетом и контейнер хранения. Правительственные чиновники были осторожны в выдаче разрешения на презентацию с привлечением СМИ. Окончательного решения фирма ожидала несколько недель.
Система ДПБС фирмы "Боинг" включает собственно ДПБС X-45A и систему управления полетом.
X-45A построен по схеме "летучая мышь", что снижает эффективную поверхность рассеивания и затрудняет его уничтожение в воздухе. Длина самолета - 8,2 м, размах крыла - 10,3 м, вес пустого самолета - около 3,6 т, максимальный вес - около 7 т, высота на шасси - два метра. Самолет изготовлен из графитно-эпоксидных композитов, наложенных на алюминиевый каркас, имеет реактивный двигатель с отклоняемым вектором тяги, две точки подвески для ложных целей или управляемого оружия. Он оснащен радаром с синтезированной апертурой и другой самой современной авионикой, включая спутниковую связь.
Плоскости, которые сделаны примерно по той же технологии, что и доски для серфинга, легко демонтируются, и весь самолет может быть упакован в прямоугольный контейнер. Это делает X-45A достаточно транспортабельным. В один транспортный самолет типа C-5 помещается 12, а в C-17 - 6 таких контейнеров. Аппарат рассчитан на 20-летнее хранение в контейнере с функциональной проверкой раз в пять лет. Сборка занимает не более часа. Каждый серийный ДПБС будет стоить приблизительно 10 млн. долл., что почти в три раза меньше стоимости пилотируемого самолета следующего поколения, а обслуживание на 75% дешевле, чем для современных авиационных комплексов. Это немаловажно, так как ВВС США ежегодно расходуют около 2 млн. долл. на первоначальное обучение одного пилота и примерно 1 млрд. - на поддержание уровня натренированности около 2000 пилотов F-16. Кроме того, по сравнению с крылатыми ракетами, каждая из которых стоит более 1 млн. долл., ДПБС более выгоден, так как предназначен для многократного использования.
Система управления полетом оснащена закрытыми спутниковыми и обычными линиями связи для управления в любой возможной ситуации воздушного боя. Автоматизированное рабочее место оператора X-45A состоит из компьютера с двумя мониторами с плоским экраном, клавиатурой и мышью. На первом мониторе отображается карта местности, примерно такого же вида, как в военных компьютерных играх, а на втором - информация с борта самолета. По прикидкам фирмы "Боинг", оператор должен быть способен эффективно управлять одновременно четырьмя ДПБС с одного автоматизированного рабочего места.
Все продемонстрированные элементы системы в конце октября отправлены в Летно-испытательный центр НАСА в Калифорнии. Первый полет пройдет весной 2001 г. "Зачетная задача", в которой будет уничтожена реальная цель, запланирована на 2002 год. Осуществляется сборка второго самолета для испытания системы дистанционного пилотирования и связи "самолет - самолет".
Если демонстрационная программа пройдет успешно, то министерство обороны США планирует принять ДПБС на вооружение. Сейчас в ВВС проводится предварительная разработка концепции боевого применения. Предполагается использование ДПБС в боевых действиях после 2010 г. для наращивания усилий пилотируемой авиации, в первую очередь при выполнении задач с высоким риском. Первой такой задачей является подавление ПВО в интересах пилотируемой авиации. Она состоит в том, чтобы "в первый день войны" спровоцировать систему ПВО, а затем истощить и подавить ее.
ВАРИАНТ "ЛОКХИД" БЫЛ НЕ ТАК УЖ ПЛОХ
Фирма "Локхид", проигравшая тендер "Боингу", выдвигала весьма интересное предложение, которое предусматривало создание ДПБС на базе F-16. Были исследованы возможности дозаправки и перевооружения в воздухе, и "Локхид" заявила, что в варианте ДПБС возможно выполнение всего спектра задач
F-16, а круглосуточное патрулирование может быть достигнуто силами лишь трех самолетов вместо эскадрильи из 12 пилотируемых.
Вначале предлагалось модифицировать под ДПБС отслужившие истребители F-16A с базы хранения в штате Аризона. Однако помешали некоторые проблемы. Разработанный в начале 70-х, F-16A не имеет оборудования для ночной навигации на малых высотах, а также для применения любого высокоточного вооружения, кроме ракет AGM-65 "Мейверик".
Поэтому было предложено переделать эксплуатируемые в войсках F-16C, имеющие средства ночной навигации и способные применять практически весь спектр авиационного вооружения, в самолеты "двойного предназначения" - для использования в качестве пилотируемых самолетов и как ДПБС. По расчетам "Локхид", для этого требовалось установить на F-16С около 150 кг оборудования дистанционного управления. Если понадобится использовать такой самолет в качестве ДПБС, он немедленно будет готов к этому без дополнительного обслуживания. По оценкам экспертов, на доработки по управлению потребовалось бы 300-400 тыс. долл., а на установку спутниковой связи и дополнительных закрытых каналов связи и антенн - еще 200-300 тыс. долл. на каждый самолет.
Для увеличения боевого радиуса действия при выполнении задач при дистанционном пилотировании планировалась быстрая установка в кабину топливного бака емкостью около тонны. Предполагалось, что F-16C мог бы перелетать океан как пилотируемый самолет. После посадки, не требуя дополнительного обслуживания, он должен был быть способен немедленно вылететь на выполнение беспилотной задачи. В качестве рабочего места оператора предлагалось использовать доработанный тренажер летчика. По всей видимости, ВВС США все еще имеют некоторые виды и на этот вариант.
ПЕРСПЕКТИВЫ
Разработка ДПБС создает возможность использования их для выполнения новых задач. Вот некоторые варианты.
1. Маленький винтовой аппарат, наподобие существующих беспилотных разведчиков, вооруженный только автоматической пушкой.
Такой ДПБС имеет сравнительно небольшую скорость, но относительно большую дальность и продолжительность полета. Это качество можно использовать при ведении боя в городе или в горах для обнаружения и уничтожения пехоты.
2. Малозаметный ДПБС, предназначенный для уничтожения самолетов ДРЛО.
Этот маленький самолет будет очень трудно обнаружить, а если какой-то участок маршрута он пройдет автономно, без излучения, то сможет незаметно подойти к цели и пустить ракеты в последний момент.
3. Замена для пилотируемой морской авиации.
ДПБС морской авиации можно запускать с легкого авианосца или любого большого военного корабля при помощи ракетного двигателя. Они могли бы выполнять множество задач, включая противовоздушную оборону и удары по морским и береговым целям.
4. Транспортно-боевые ДПБС, применяемые для доставки грузов в условиях высокого риска.
Джон Варден, консультант программы ДПБС и архитектор воздушной кампании войны в Заливе, считает, что к 2025 г. около 90% боевых самолетов будут беспилотными. Остальные 10%, пилотируемые, будут находиться в резерве для выполнения наиболее ответственных задач в условиях неопределенности.
По некоторым оценкам, для управления ДПБС потребуются совершенно иные навыки, чем у обычного летчика. Поколение, воспитанное на компьютерных играх, вероятно, будет чувствовать себя за пультом ДПБС, как рыба в воде.
Несмотря на овации и некоторую эйфорию по поводу презентации в "Боинге", на пути к успешному принятию на вооружение и серийному производству столько подводных камней, что возникают сомнения.
АХИЛЛЕСОВА ПЯТА
ДПБС требуется два канала передачи данных - прямой и обратный. Телевизионный сигнал для ДПБС должен иметь намного большее разрешение, чем для существующих разведывательных аппаратов. Кроме того, связь должна быть непрерывной. Задержка, даже на несколько секунд, в критический момент, может привести к потере ДПБС и срыву выполнения задачи. Эти требования создают множество технических проблем.
Во-первых, проблема количества информации, которая может быть передана в секунду. По последним оценкам, это более 2 мегабайт. Если же в боевых действиях будут одновременно участвовать десятки ДПБС, то появятся серьезные проблемы с электромагнитной совместимостью.
Во вторых, дистанционное пилотирование ограничивает дальность действия ДПБС. Из-за кривизны земли самолет управления с высоты 10 000 м сможет управлять ДПБС, летящим на той же высоте, на дальности около 450 км. Но на максимальной дальности ДПБС не удастся снизиться для атаки цели или уклониться от атаки вражеских истребителей. Применение закрытых и помехоустойчивых спутниковых каналов связи, хоть и заявленных на презентации, по некоторым соображениям пока проблематично.
В-третьих, два канала связи с пунктом управления будут демаскировать местоположение ДПБС и служить предупреждением об ударе. Хотя преднамеренное создание ложных сигналов, предшествующих удару, было бы неплохим способом держать противника в постоянном напряжении.
В-четвертых, любая серьезная разработка ДПБС неизбежно повлечет инвестиции в технологии и методы подавления линий управления и передачи данных, а также в разработку способов увода, перехвата управления и т.д.
Откровенно говоря, некоторое продвижение Штатов в направлении создания ДПБС не радует. Возведение подавления ДПБС мощной системы ПВО в ранг первоочередной задачи наводит на размышления. А против какой страны они будут применяться? Из стран, которые вольно или невольно создают помеху реализации амбиций США, сравнительно сильная система ПВО есть только у России.

Интересно узнать мнение авиационной общественности
   

Anton

втянувшийся

ИМХО, все не так просто и безоблачно.
Информационно-психологическая нагрузка на оператора будет очень большая. В запас по психике они будут увольняться раньше, чем летчики по здоровью. Это может съесть весь выигрыш от уменьшения средств на подготовку по сравнению с летчиками.

ДПЛА будут дешевле, чем ПЛА, но и "расход" их будет больше, так что опять же надо смотреть, будет ли выигрыш.

Если смотреть по пунктам:
ДПЛА первого типа - вещь очень нужная, но при действиях в городе, когда за КАЖДЫМ окном может скрываться человек с автоматом, который сам себе ЗСУ - никакой реакции не хватит уворачиваться. Или же надо делать ту штуку сильно бронированной.

ДПЛА второго типа требуют очень умной автономной электроники.

С ДПЛА третьего типа по-моему будет таже проблема, что и с обычной морской авиацией - посадить малый ЛА на малый авианосец ни чем не проще, чем большой ЛА на большой авианосец. Опять же проблемы с радиусом действия и т.п.

ДПЛА четвертого типа - наиболее перспективные. Особенно если представить картину типа "дистанционно пилотируемый транспортник высаживает десант дистанционно управляемых танков" :)
   
+
-
edit
 

Balancer
Guest

гость
Доходили до меня какие-то слухи о беспилотном штурмовике "Тень" ОКБ Сухого, но вот ничего более конкретного - увы, нет...
   
IL Serge Pod #31.01.2001 22:27
+
-
edit
 

Serge Pod

администратор

Пара слов о боевых беспилотниках.

Они уже давно существуют. Амеры применяли их во Вьетнаме. Это был БПЛА на базе Firebee. Фактически это были испытания новой системы. На вооружение ее не приняли.
Програм по созданию боевых БПЛА у амов много. От малых с взлетной массой менее 100 кг (LOCAAS) до больших со взелной массой порядка 20 000 кг (Global Hawk).

Один из вариантов американских боевых БПЛА близок к принятию на вооружение (может уже и приняли). Если не запамятовал, то это вариант БПЛА Predator с вооружением.

Теперь про автоматическую посадку БПЛА на корбль. Система (если не ошибаюсь, израильского производства ) прошла успешные испытания в ВМФ США. Если интересны подробности, то вб лижайшем будущем могу выложить на базу.

   

LBS

старожил
Подробности - интересны.
Так же, как ссылки на первоисточники.
В целом, тема ДПЛА - суперинтересна.
   
+
-
edit
 

Mortius

втянувшийся
Для описываемой автором в начале статьи ситуации, на мой взгляд гораздо лучше разрабатывать крылатые ракеты пониженной заметности.

>ДПЛА будут дешевле, чем ПЛА, но и "расход" их будет больше, так что опять же надо смотреть, будет ли выигрыш

Согласен, оператору будет трудно избавиться от ощущения того, что это всего лишь комьютерная игра, и в любой момент можно будет сделать рестарт.

[This message has been edited by Mortius (edited 03-02-2001).]
   
IL Serge Pod #03.02.2001 22:34
+
-
edit
 

Serge Pod

администратор

БПЛА тем и хороши, что они могут использоваться как крылатые ракеты. Пример : БПЛА РЭБ MALD = КР - перехватчик КР MALI
[This message has been edited by Serge Pod (edited 04-02-2001).]
   
+
-
edit
 

saturn

новичок
quote:
Originally posted by Anton:
ИМХО, все не так просто и безоблачно.
Информационно-психологическая нагрузка на оператора будет очень большая. В запас по психике они будут увольняться раньше, чем летчики по здоровью. Это может съесть весь выигрыш от уменьшения средств на подготовку по сравнению с летчиками.

ДПЛА будут дешевле, чем ПЛА, но и "расход" их будет больше, так что опять же надо смотреть, будет ли выигрыш.

Если смотреть по пунктам:
ДПЛА первого типа - вещь очень нужная, но при действиях в городе, когда за КАЖДЫМ окном может скрываться человек с автоматом, который сам себе ЗСУ - никакой реакции не хватит уворачиваться. Или же надо делать ту штуку сильно бронированной.

ДПЛА второго типа требуют очень умной автономной электроники.

С ДПЛА третьего типа по-моему будет таже проблема, что и с обычной морской авиацией - посадить малый ЛА на малый авианосец ни чем не проще, чем большой ЛА на большой авианосец. Опять же проблемы с радиусом действия и т.п.

ДПЛА четвертого типа - наиболее перспективные. Особенно если представить картину типа "дистанционно пилотируемый транспортник высаживает десант дистанционно управляемых танков" :)

 


ИМХО перегрузок-то не боится!!!

   
+
-
edit
 

saturn

новичок
quote:
Originally posted by Alecsandro:
Насчёт игры... я не спец в данной области, в смысле, в игровых приставках, но США подозревало Ирак в покупке PlayStation-2 для пилотирования беспилотников (не сочтите за "масло масляное" :) ). Якобы намеривались каскадировать штук по 8, что ли. я как-то постил по этому поводу. Вообще, такое возможно? Просто я практически не знаю характеристик PS-2 и тем более её команд, а в интернете сплошная реклама...
 


А на хрена? как тренажер?
PS-1или2 по сути своей графическая станция.
Ни какой супер-пупер компутер не сможет в скорости принятия
решения с мозгом спорить.
Мы думаем ассоциативно исходя из предыдущего своего опыта
и переосмысливаем опыт других.,компутер-отражает образ
мыслей своего программиста не более того.
Самые наворченные боевые системы работают рефлекторно-
как лапка от лягушки.
Попытки заложить в "мозги" оружия готовые сценарии
только ограничивают его возможности.
Круче всех во всем мире система на нечетких компьютерах
которая на С-300 и его клонах,
она специально становится тупее и тупее
по мере приближения к цели.
(Такая-вот неотвратимость, как источник холодного пота)
   
RU Alesandro #04.02.2001 09:43
+
-
edit
 

Alesandro
Серокой

координатор
★★★★
Насчёт игры... я не спец в данной области, в смысле, в игровых приставках, но США подозревало Ирак в покупке PlayStation-2 для пилотирования беспилотников (не сочтите за "масло масляное" :) ). Якобы намеривались каскадировать штук по 8, что ли. я как-то постил по этому поводу. Вообще, такое возможно? Просто я практически не знаю характеристик PS-2 и тем более её команд, а в интернете сплошная реклама...
   

LBS

старожил
Люди, о чём это вы?
Какое к чёрту распознавание образов? К тому же крутое?

EmotionEngine, граф. процессор PS2, самый мощный графический чип нашего времени. Среди всех когда либо созданных графических систем любого класса и назначения.
Самое то для создания дешёвых систем ВР, где основная проблема (кроме создания софта) -уровень реализма графики. EE - это 6GFLOPS, причём, не в графическом конвеере, а как векторный процессор, навроде SIMD в iPIII или AltiVec в PowerPC G4.
На последней SigGraph самой крутой граф. системой был кластер из 8 EE.

Такая штука - классная железная база для военного пилотажного или тактического тренажёра. Дёшево и сердито, как считать в реальном времени модель, так и показывать.

А для распознавания образов вообще-то нет ничего круче нейросетей, реализованных на чипах русской разработки, пр-ва Samsung. Много где используются в совершенно гражданских, но фантастических по возможностях системах.
   
+
-
edit
 

Balancer
Guest

гость
>PS-1или2 по сути своей графическая станция.

Процессор очень не плох для систем распознавания образов.
Из-за этого у Sony были пролемы с экспортом в ряд стран.

Меня другое интересует - на PS3 обещают на три порядка (1000раз) более мощный процессор...
   

KRoN
Guest

гость
Распознавание образов - это не обязательно нейросети :)
   

LBS

старожил
Само собой необязательно, но нейросети наиболее эффективны, во всех отношениях.
   
+
-
edit
 

Balancer
Guest

гость
Нет, не во всех.
Яркий тому пример - недавние сообщения о выделении маскированной техники на фоне природных объектов с помощью фрактальных технологий. Маскировка обычно обладает цельноразмерной геометрией, природные объекты - дробноразмерной. Вот такие тонкости нейросети не замечают :)

Но в общем случае, обычно - да, выгоднее НС.
   

Anton

втянувшийся

quote:
Originally posted by Mortius:
Согласен, оператору будет трудно избавиться от ощущения того, что это всего лишь комьютерная игра, и в любой момент можно будет сделать рестарт.

 

Во-во... А если он будет к этому относиться серьезно, то каждое "сбивание" будет для него сильнейшим стрессом, а переживать оператору их придется чаще, чем нормальным летчикам.

   

LBS

старожил
Из участвующих кто нибудь пилотировал радоуправляемую модель с размахом крыльев 2м и стомостью $750? Вот самое оно.
   

Anton

втянувшийся

quote:
Originally posted by LBS:
Из участвующих кто нибудь пилотировал радоуправляемую модель с размахом крыльев 2м и стомостью $750? Вот самое оно.
 

Я - нет, а что?.. :) Имеется в виду мысль "Что будет, если я грохну об землю эти $750?" :)
Кстати, стоить ДПЛА будет раз в 10 больше (в самом лучшем случае)


[This message has been edited by Anton (edited 08-02-2001).]
   
IL Serge Pod #09.02.2001 09:38
+
-
edit
 

Serge Pod

администратор

Боевые БПЛА должы быть дуракоустойчивыми. Т.е. автоматическое предотвращения действий оператора, способных привести к гибели аппарата. Это увеличивает стоимость аппарата, но увеличивает его выживаемость.
   

Anton

втянувшийся

quote:
Originally posted by Serge Pod:
Боевые БПЛА должы быть дуракоустойчивыми. Т.е. автоматическое предотвращения действий оператора, способных привести к гибели аппарата. Это увеличивает стоимость аппарата, но увеличивает его выживаемость.
 


А еще должна быть система автономного пилотирования на случай кратковременной потери связи. И система самоликвидации на случай, если по истечении определенного времени связь восстановить так и не удалось.

Мне поэтому так и непонятно, откуда у ДПЛА будет выигрыш в массе/размерах - на место летчика и средств его жизнеобеспечения/спасения столько всего придется поставить. Уж лучше тогда сделать дистанционно управляемый танк - у него экипаж и средства жизнеобеспечения больший относительный объем занимают.

   
RU Владимир Малюх #09.02.2001 10:22
+
-
edit
 

Мне поэтому так и непонятно, откуда у ДПЛА будет выигрыш в массе/размерах - на место летчика и средств его жизнеобеспечения/спасения столько всего придется поставить


Вспомни сколько на Су-25 брони для защиты летчика,
оттуда и вес меньший будет.
   

KRoN
Guest

гость
Гм.
Ну, аппаратуру тоже желательно бронировать...
Вообще, на малых аппаратах выигрышь конечно будет, и большой.
А вот на тяжёлых машинах... Тут всё равно СЖО составляет не основную массу :)
   
RU ferret (saturn) #10.02.2001 02:31
+
-
edit
 
quote:
Originally posted by LBS:
Само собой необязательно, но нейросети наиболее эффективны, во всех отношениях.
 

Кого позвать? Какие нейросети? - пока фантастика.

 
RU ferret (saturn) #10.02.2001 02:46
+
-
edit
 
quote:
Originally posted by KRoN:
>PS-1или2 по сути своей графическая станция.

Процессор очень не плох для систем распознавания образов.
Из-за этого у Sony были пролемы с экспортом в ряд стран.

Меня другое интересует - на PS3 обещают на три порядка (1000раз) более мощный процессор...

 

И что ? он только сценарии обрабатывает и все !

 
EU CaRRibeaN #10.02.2001 13:59
+
-
edit
 

CaRRibeaN

координатор

>>Кого позвать? Какие нейросети? - пока фантастика.

Что? Хм они уже лет 15 как существуют и прекрасно работают :)
Вот например самый мощный граждански нейропроцессор - NM6403, он эмулирует сетку 1024х1024 нейронов в 665 слоев за секунду (прямое распространение).
Еще такая штцка - этот проц делает преобразование Уолша-Адамара
за 0,45 секунд, что важно в сотовой телефонии (в основном в базовой станции). Т.е. 8 таймслотов*64 канала за 0,45 - почти реалтайм. Ладно, это оффтопик :)

Кстати КроН тут говорил, что нейронные сети плохо распознают маскировочные сети на природном фоне. Так вот - масксети то сделанны против НАШИХ нейронных сетей (которые в голове)... так что не удивительно :)
   

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru