Автор: Записала Юлия СМИРНОВА
Источник: Комсомольская правда
Дата: 19.04.2001
Город: Москва
ЮРИЙ ЕРМАК, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ЦЕНТРАЛЬНОГО АЭРОГИДРОДИНАМИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА: ЭТО НЕ ПАССАЖИРСКИЙ
.......
- Самолетом все это называть пока трудно. Во всяком случае, прежде американцы заявляли в специальных журналах и на научных конференциях о двух этапах проекта: первый - создание сначала боевой ракеты, второй - беспилотного многоразового гиперзвукового самолета-бомбардировщика для глобального контроля земного шара. Там не будет никаких людей, это боевая машина без экипажа. Она решает военные задачи и не имеет никакого отношения к Гражданской авиации.
К тому же сейчас есть даже не ракета, а демонстратор для испытаний. И, насколько мне известно, испытания должны начаться в конце мая (по той программе, о которой рассказали и вы, - сброс ракеты с бомбардировщика, она должна разогнаться и пролететь несколько секунд на высоте 30 - 40 километров с работой гиперзвукового прямоточного двигателя с последующим падением в океан). Есть информация, правда, довольно сомнительная, что и от этих испытаний отказались. Может, на самом деле решили повернуться в сторону Гражданской авиации?
- А теоретически можно создать пассажирский самолет такого типа?
- Теоретически можно все. Это одна из возможных ипостасей "Хайпер-Икс", но в таком случае у самолета будет совсем другой облик. При полете на такой высоте с гиперзвуковой скоростью люди будут ощущать перегрузки при выведении на нужную высоту, и при снижении в стационарном полете перегрузок не будет.
- А выдержат ли пассажиры перегрузки?
- Перегрузки, которые им придется испытать, довольно серьезные - порядка 4g. Вынести такой полет могут только очень здоровые люди.
Для сравнения: космонавты при старте испытывают перегрузки до 8g, а при посадке - до 6g. Впрочем, пока полет за 40 минут от Нью-Йорка до Лондона - лишь разговоры. Я думаю, в Гражданской авиации такие летательные аппараты появятся в 2030 - 2040 году. 2016 год - это прогноз для бомбардировщика.