ДРАКОН ВООРУЖАЕТСЯ

Теги:армия
 
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)

R_D
RD

опытный

Автор: Евгений РУМЯНЦЕВ, кандидат филологических наук, китаевед.
Источник: Российские вести
Дата: 04.04.2001
Город: Москва


ДРАКОН ВООРУЖАЕТСЯ.
.......
Вице-премьер Илья Клебанов в свое время пообещал рассмотреть "весь комплекс вопросов" военно-технического сотрудничества с Китаем, Цена этого "комплекса" было названа в зарубежных источниках. По их оценкам, стоимость программы военного сотрудничества России и КНР на ближайшие пять лет может составить 15 миллиардов долларов. В среде китаистов-политологов перспективы этого сотрудничества оцениваются далеко не однозначно.
Напомним, что реально Пекин приступил к крупным закупкам оружия за рубежом начиная с 1991 года. Это было обусловлено следующими обстоятельствами. Во-первых, на военно-политическое руководство КНР произвели глубокое впечатление ход и исход войны 1990 года в Персидском заливе, во время которой, как известно, широко применялись и столь же широко рекламировались новейшие средства вооруженной борьбы. Во-вторых, вскоре после окончания этой войны очень кстати для Китая был ликвидирован Советский Союз, в результате чего на мировых рынках возникло большое предложение оружия из России по очень сходной цене. Все это было тем более вовремя, что после кровопролития в Пекине в июне 1989 года военное сотрудничество стран Запада с КНР было приостановлено. В-третьих, к тому времени Китай начал вставать на ноги экономически, и у государства появились валютные резервы, которые руководители страны решили частично употребить на военные нужды. Так что не случайно именно в начале 90-х годов в выступлениях китайских лидеров зазвучал тезис о том, что "необходимо использовать благоприятный случай для ускорения модернизации нашей армии".
"Случай" был использован. В 1992 - 1999 годах Китай подписал контракты на закупку оружия за рубежом на общую сумму свыше 10,9 миллиарда долларов, в результате чего вышел по этому показателю на восьмое место в мире. Главным, как любят выражаться китайские коммерсанты, "источником товара" стала Россия. Кроме того, важную роль в зарубежных поставках оружия в Китай играл и продолжает играть Израиль.
По взаимной договоренности сторон содержание конкретных сделок, включая их стоимость, российскими и китайскими представителями не разглашается. Из сообщений же российских и зарубежных СМИ и заявлений официальных лиц вырисовывается такая картина.
Ударная позиция в российских военных поставках в КНР - самолеты семейства "Су". В 1992 - 1996 годах было поставлено 74 самолета "Су-27" нескольких модификаций. В 1996 году Китай приобрел лицензию на право производства 200 самолетов "Су-27 СК". Общая стоимость сделок оценивается в 4,2 миллиарда долларов.
Начато выполнение многомиллионного контракта на поставку самолетов "Су-30 МКК". В первой половине текущего года планируется отправить в Китай более 20 таких машин. В случае, если будет реализован контракт на поставку в КНР четырех (по другим данным, шести) самолетов дальнего радиолокационного обнаружения А-50Е, это обойдется китайцам в 200 миллионов долларов за самолет.
Крупные контракты реализуются в области военно-морских вооружений. В их числе - поставка в КНР четырех подводных лодок и двух эскадренных миноносцев. Стоимость контракта по подлодкам оценивается в 1 миллиард долларов, цена двух миноносцев - 800 миллионов (по другим данным - миллиард) долларов. В Китай также поставляются зенитно-ракетные комплексы "С-З00", "Тор-М 1 ", вертолеты и многое другое. В московских газетах со ссылками на "информированные источники" сообщалось, что представители главного управления вооружений китайской армии "проявили предметную заинтересованность" в закупках крупных партий реактивных огнеметов "Шмель", 120-мм самоходных артиллерийских установок "Нона-СВК", боевых машин пехоты БМП-3, З00-мм реактивных установок залпового огня "Смерч", самоходных гаубиц "Мста-С", трехкоординатных РЛС различных типов, зенитных ракетных комплексов корабельного базирования "Штиль", комплексов разведки и радиоэлектронной борьбы и другого оружия, а также лицензий на самостоятельное производство ряда систем.
Активно ведется работа по передаче Китаю военных технологий и технологий двойного использования. По некоторым данным, публиковавшимся в нашей стране и за рубежом, в КНР работает значительное число ученых и специалистов российского ВПК. Уже несколько лет обсуждается и, возможно, близок к решению вопрос о передаче КНР информации с российских разведывательных спутников.
Осуществляется также программа передачи Китаю космических технологий. Китайцы приобрели ряд образцов космической техники: спускаемый аппарат корабля "Союз", стыковочное оборудование, систему аварийного спасения, скафандры и т.д. В 1997 - 2000 годах в Звездном городке прошли подготовку около 120 специалистов из КНР, в том числе два космонавта.
Подписан генеральный контракт на обучение китайских военнослужащих в российских военно-учебных заведениях.
Очевидно, что военное сотрудничество в последние годы превратилось в один из важнейших факторов развития российско-китайских отношений в целом, если не в важнейший. В свою очередь эти отношения, как неоднократно подчеркивали руководители Российской Федерации, имеют для нашей страны приоритетное значение. Кроме того, есть мнение, что эти отношения должны быть одним из определяющих факторов мировой политики. Отсюда следует, что и военные поставки из России в Китай - это тоже существенный фактор международной политики, и по этой причине данную проблему следует рассматривать в широком историко-политическом контексте. И самое главное в этой большой игре - жестко отстоять интересы России и избежать печальной традиции игры в поддавки со "срединной империей".
Сегодня мы являемся свидетелями третьего периода военного сотрудничества между Москвой и Пекином. Первый пришелся на годы китайско-японской войны (1937 - 1945) и гражданских войн в Китае. На нем мы в данной статье останавливаться не будем, а перейдем ко второму этапу, который начался с образованием КНР и закончился прекращением советско-китайского военного сотрудничества в 1964 году.
В эти годы в Китае при участии нашей страны было построено и пущено в эксплуатацию около 100 крупных предприятий военной промышленности. Пекину было переданы вооружение в количестве, достаточном для оснащения 60 пехотных дивизий, а также техника и сооружения в Порт-Артуре. Были заложены основы китайской атомной и ракетной промышленности. Возмещенная китайской стороной за поставленное советское вооружение сумма составляла, в соответствии с условиями двусторонних соглашений, 20 проц. его действительной стоимости.
"Вечной дружбы", однако, не получилось, а получилось совсем наоборот, что неопровержимо свидетельствует о провале "ленинской внешней политики СССР в отношении Китая", как это не так давно называлось. Это признавал, например, В.М. Молотов, который в 1979 году говорил в частной беседе: "Я... отношусь к числу людей, которые ошибались в этом (китайском. Е. Р.) вопросе. Надеялся на лучшее... А оказывается, нас Мао Цзэдун и вся эта кучка надули. По-китайски мы плохо научились читать".
А некоторые советские военные специалисты предвидели подобное развитие событий намного раньше. Например, в 1960 году в аппарат главного военного советника СССР в КНР поступил донос двух офицеров на своего товарища, который неправильно понимал политику партии и лично Н.С. Хрущева. Этот человек, инженер-полковник А.Писаржевский, говорил: "Надо думать... А разве мы это делаем? Не понимаем, что каждый танк, каждая подводная лодка, передаваемые китайцам, вредят больше нам самим, чем нашим империалистическим противникам".
Известно, что в дальнейшем так и получилось. Обычно вспоминают про Даманский. Не будем зацикливаться на этом прискорбном эпизоде в наших отношениях с Китаем, хотя совсем забывать об этом тоже, видимо, не следует. Но вот Афганистан, о котором в связи с рассматриваемой нами проблемой вспоминают значительно реже. А ведь там на протяжении большей части 80-х годов имел место не отдельный эпизод, а хорошо спланированная тайная операция китайских спецслужб, осуществлявшаяся по решению высшего руководства КНР. В рамках этой операции в Афганистан поставлялось разнообразное китайское вооружение, в том числе системы залпового огня Тип-61 -3, орудия полевой артиллерии Тип-59-1, зенитные пулеметы Тип-54, зенитные пушки Тип-55 и т.д.
Видимо, не все читатели знают, что означают цифры после слова "Тип". А означают они год начала производства данного образца вооружения в Китае. Отсюда следует, что наших солдат в Афганистане убивали оружием, производство которого было налажено в КНР в конце 50-х - начале 60-х годов на заводах, построенных с советской помощью, по советским чертежам и с участием советских специалистов.
По имеющимся сведениям, вся эта китайская операция в Афганистане была оплачена ЦРУ США. И, кстати, помощь моджахедам совершенно не отвечала государственным интересам КНР, о чем убедительно свидетельствует нынешняя ситуация в районах КНР, где компактно проживает мусульманское население. Видимо, при принятии решений по Афганистану в Пекине верх взяли эмоции. Но не стоит удивляться теперь тому, что в современном российском обществе существуют разные, в том числе и негативные, настроения в отношении военного сотрудничества с Китаем.
Между прочим, не только в российском. В 1996 году делегация КНР вела переговоры о закупке части оборудования завода компании "Макдоннел-Дуглас" в Коламбусе, штат Огайо. Оборудование было высокотехнологичным и могло использоваться в производстве боевых самолетов и ракет. По этой причине намечавшаяся сделка вызвала сильное недовольство среди рядовых рабочих. Дело дошло до того, что они загромождали проходы в цехах всем, что попадалось под руку, чтобы помешать китайским представителям осматривать помещения. Администрации пришлось перенести экскурсии по заводу на нерабочее время.
Представляет большой общественный интерес и вопрос о финансовой стороне российско-китайского военно-технического сотрудничества. Как достаточно широко известно, в первой половине 90-х годов наши самолеты и ракеты поставлялись в Китай в обмен на пуховики и зажигалки . Сейчас в основном речь идет о расчетах в СКВ. Заметим, однако, что иногда даже в некоторых китайских публикациях указывается, что цены на российскую военную технику весьма умеренны. Так что вопрос следующий: не слишком ли дешево обходится нашим китайским партнерам продукция российского ВПК? И какая часть денег достается промышленности и науке, а какая - "специалистам по управлению финансовыми потоками"?
При всем при этом не будем забывать, что торговля оружием - это весьма специфический вид бизнеса, где главную роль играют не коммерческие, а военно-политические соображения. Приведем один поучительный, на наш взгляд, пример. В 1939 году в Кремле обсуждалось предложение Германии о покупке у нее двух крейсеров. Проблему цен И.В. Сталин сформулировал таким образом: "Если немцы предлагают нам купить крейсер, его надо купить. Если немцы предложат нам купить всю их армию, то и ее надо немедленно купить. Запомните: уничтожение корабля в бою обойдется гораздо дороже той цены, которую они за него просят".
Ну а каких политических целей могла бы достигнуть Россия путем военного сотрудничества с Китаем? Число сторонников такого сотрудничества в нашей стране растет по мере продвижения НАТО на Восток и все новых недружественных шагов со стороны США. В этих условиях, конечно, хочется дать Западу какой-то "асимметричный ответ". Например, разыграть что-нибудь наподобие "китайской карты", как поступила в свое время сама Америка. Вот и С.Коэн пишет: "Это поистине кошмарный сценарий... Регион, являющийся, по сути, центром мира, - а это два миллиарда человек в Китае и Индии, - приобретет устрашающую технологическую мощь России. Это будет катастрофа для Соединенных Штатов".
Может, и стоило бы предпринять что-нибудь в таком роде, но предварительно следует ответить на один вопрос: не будет ли это катастрофой не только для США, но и для самой России?
Так или иначе, но российско-китайское военное сотрудничество уже привело к изменениям в балансе сил в Восточноазиатском регионе. И прежде всего в Тайваньском проливе.
Ситуацией в том районе мира общественность нашей страны не очень интересуется. Оно и понятно: слишком далеко. А между тем обстановка там складывается взрывоопасная. Еще около 10 лет назад в Китае была издана книга, ставшая бестселлером. Она называлась "Желтая угроза". Краткое содержание: Пекин принимает решение об "объединении Родины" военным путем. Тайвань оказывает сопротивление. Вмешиваются США, затем и наша страна, начинается мировая война. Если вернуться из мира литературы в мир политики, то отметим, что в прошлом году некоторые китайские печатные издания обсуждали проблему участия Тихоокеанского флота России в ходе конфликта в Тайваньском проливе в совместных с ВМС КНР действиях против ударных авианосных групп ВМС США.
Весьма серьезные заявления по поводу Тайваня можно услышать от официальных лиц КНР. Очень жесткую позицию занимает военное руководство страны. Например, не так давно на совещании по вопросам вооружения НОАК заместитель председателя Центрального Военного совета КНР Чжан Ваньнянь заявил, что "в ближайшие пять лет обязательно будет война в Тайваньском проливе".
Так что силовой сценарий совершенно реален. И в таком случае китайцы будут убивать китайцев оружием из России (конечно, не только из России). Вряд ли в долгосрочной перспективе это будет способствовать дальнейшему укреплению дружбы народов наших стран. Уже сейчас некоторые представители китайской интеллигенции указывают, что в районе Тайваньского пролива развернулась настоящая гонка вооружений, в которой одну сторону снабжают оружием США, а другую -Россия, китайскому же народу эта гонка совершенно не нужна. Со временем такой взгляд на вещи может получить в Китае преобладающее распространение.
В общем, в связи с военным сотрудничеством с Китаем есть над чем подумать.
Существуют, однако, два аргумента в пользу такого сотрудничества, которые могут перевесить все остальные.Первый из них заключается в том, что 15 миллиардов долларов, которые можно получить в течение ближайших пяти лет за оружие, поставляемое в Китай, - это приличные деньги. Это просто: если руководство страны не сможет или не захочет радикальным образом укоротить экономическую преступность и пресечь перекачивание валюты за границу темпом в 25, а то и больше, миллиардов долларов в год, то китайские миллиарды - это действительно деньги.
Второй аргумент так же просто опровергнуть вряд ли удастся. Речь идет о том, что, к сожалению, мир устроен так, что если Китаю не продаст оружия Россия, то это с радостью сделают другие. Так и с международным сотрудничеством в этом вопросе, на которое вроде бы намекают сейчас США, говоря об участии России в "управлении процессом роста Китая". С уверенностью можно прогнозировать лишь один результат такого участия, а именно: место российских поставщиков оружия в Китай займут западные.
Правда, как говорится, нет худа без добра. Может быть, тогда наша военная промышленность будет больше работать на свою, а не на чужую армию.
 

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru