ЛОНДОН ОЦЕНИВАЕТ РОССИЙСКУЮ МОЩЬ

Теги:армия
 

R_D
RD

опытный

Автор: Евгений Москвин
Источник: Независимое военное обозрение
Дата: 06.04.2001
Город: Москва


ЛОНДОН ОЦЕНИВАЕТ РОССИЙСКУЮ МОЩЬ.
.......
Военные расходы по отношению к ВВП в три раза выше, чем в США и других странах НАТО
В своем последнем ежегоднике "Военный баланс 2000-2001" Лондонский международный институт стратегических исследований (ЛМИСИ) значительное место уделил анализу современной российской военной политики и Вооруженным силам РФ. Выводы, сделанные английскими экспертами, мы предлагаем вниманию читателей.
НАИБОЛЬШЕЕ влияние на политику России в области обороны и безопасности в прошлом году, по мнению ЛМИСИ, оказали следующие события:
- вторая военная кампания в Чечне, которая стала проверкой боеготовности, тактики и вооружения ВС РФ;
- восстановление военного сотрудничества России с основными западными державами -как двусторонних, так и через НАТО:
- прогресс в области контроля над вооружениями, достигнутый новым президентом Путиным и новым составом Госдумы, например, ратификация СНВ-2.
ВОЕННАЯ РЕФОРМА
После десяти с лишним лет сокращений, низкой общественной и политической поддержки, российские Вооруженные силы и спецслужбы явно выигрывают от более координированной, целенаправленной и экономически жизнеспособной военной реформы при Путине, считают в Лондонском институте.
Открытая конфронтация между министром обороны Игорем Сергеевым и начальником Генштаба Анатолием Квашниным по поводу стратегического направления военной реформы, видимо, вынудила российского президента искать новую команду для выполнения своих планов. Так, он поручил Совету безопасности - органу, возглавляемому бывшим генералом КГБ Сергеем Ивановым, который долгое время был сослуживцем Путина, - сформулировать программу военных реформ и контролировать ее выполнение. Главный результат - решение о приоритетном развитии обычных ВС, которые были ослаблены в ходе непродуманных реформ 90-х годов. При увеличении финансирования Сухопутных войск приоритет будет отдан росту числа постоянно боеготовых подразделений. Другое важное решение - начать переход к структуре, состоящей из трех видов Вооруженных сил: армии, ВВС и ВМС.
СБ также решил не заменять межконтинентальные ракетные системы после завершения срока службы и допустить сокращение некоторых из них. План состоит в уменьшении числа стратегических боеголовок до 1000-1500 и пересмотре статуса стратегических ракетных войск в 2006 г. Производство ракет "Тополь-М" продолжится, но в более скромных масштабах.
Еще одно важное решение - отказ от принципа равного финансирования для всех видов ВС и переход к рациональному распределению средств в зависимости от их задач. Совещание поставило долгосрочную задачу: к 2015 г. половину оборонных расходов затратить на операции и содержание ВС, а вторую половину - на исследование, развитие и закупки вооружений.

НОВЫЕ ВОЕННЫЕ ДОКТРИНЫ
Задачи государства в области обороны вытекают из новой концепции национальной безопасности и военных доктрин. Ключевыми документами здесь, по заключению ЛМИСИ, являются:
- концепция национальной безопасности, опубликованная 10 января 2000 г.;
- доктрина развития ВМС до 2010 г., увидевшая свет 4 марта 2000 г.;
- Военная доктрина (21 апреля)
- Концепция внешней политики (28 июня).
Военная доктрина строится на концепции национальной безопасности, признающей, что прямая военная агрессия против России маловероятна, но некоторые внешние и внутренние угрозы сохраняются. Некоторые из них усиливаются, особенно возможные локальные конфликты вдоль южных границ. Доктрина по-прежнему связывает внешние опасности с расширением НАТО и его готовностью к проведению операми вне зоны ответственности альянса. Внутренние угрозы включают террористические и другие насильственные действия, способные подорвать территориальную целостность России, а также распространение оружия и организованную преступность. Новая доктрина выдвигает четыре приоритетные задачи военной перестройки:
- создание комбинированных групп из "разных типов" ВС РФ (включая МО, внутренние войска, пограничные силы и др.)
- совершенствование мобилизационной системы и боеготовности войск МО и других ведомств;
- совершенствование вооружения и подготовки для выполнения постоянными обычными ВС своих задач:
- усиление способности ВС осуществлять стратегическое сдерживание, в том числе ядерное сдерживание.
Новая военная доктрина впервые допускает использование войск МО не только для отражения внешней агрессии, но и во внутренних операциях для защиты государства от антиконституционных действий и незаконного вооруженного насилия, угрожающего территориальной целостности России.
Согласно доктрине, ВС будут использоваться в таких операциях: стратегические (крупномасштабные и региональные войны); вооруженные конфликты (локальные войны и контртеррористические операции; совместные операции с другими силами во внутренних вооруженных конфликтах); в рамках развивающегося военного сотрудничества стран СНГ и особенно союза России и Белоруссии. Доктрина не устанавливает планов профессионализации основных ВС РФ военно-морская доктрина
Новая доктрина, полагают лондонские эксперты, предусматривает расширение роли Военно-морского флота в стратегических ядерных силах РФ. После выполнения СНВ-2 ВМФ будет отвечать за 60% общей стратегической мощи. Россия имеет многие тысячи километров береговой линии, морские границы со многими странами, обширную исключительную экономическую зону, значительную морскую торговлю и океанский торговый флот. Поэтому РФ должна обладать эффективными ВМС. Военно-морская доктрина отражает эти интересы, устанавливая следующие приоритеты:
- обеспечение Российской Федерации гарантированного выхода к мировым океанам:
- предотвращение дискриминационных действий против России и ее союзников со стороны отдельных государств, вооруженных сил или политических союзов;
- предотвращение доминирования на море со стороны государств или союзов, нарушающего интересы РФ;
- помощь в решении международных конфликтов, возникающих из-за использования морей на условиях, которые противоречат интересам России.
Последние события ясно показывают, какие трудности испытывают ВМС РФ при выполнении требований доктрины. Как и все крупные морские державы, Россия провела количественное сокращение ВМС после окончания холодной войны. Однако в России этот процесс с начала 90-х годов проходил очень резко: подводный и надводный боевой флот уменьшился на 80%. Сейчас российские ВМС имеют примерно такое же количество надводных боевых средств, как военно-морские силы Великобритании, но традиционно сильный подводный флот РФ значительно превосходит их. Даже если ВМС России получат большую долю бюджета, чем запланировано, сомнительно, что их мощь значительно вырастет до 2010 г. Более того, вызывает сомнение способность РФ поддерживать боеготовность имеющегося флота. Самый крупный надводный корабль российских ВМС, авианосец "Адмирал Кузнецов", предполагалось направить в Средиземное море и держать там в сопровождении эскадренного миноносца, фрегата и танкера поддержки в августе и сентябре 2000 г. Теперь сроки перенесены из-за финансовых трудностей. Выполнение этих планов было поставлено под сомнение после того, как в августе в Баренцевом море затонула ядерная подводная лодка "Курск" класса "Оскар-2". Если будет выделяться больше средств, приоритетом ВМС после ядерных ПЛ со стратегическими ракетами на борту, которые финансируются отдельно, будет, видимо, содержание и обновление ударных субмарин, эсминцев с управляемым ракетным оружием, фрегатов, а также авианосцев и кораблей поддержки для обеспечения глобального развертывания.

ВТОРАЯ ЧЕЧенская МША
Многие элементы военной доктрины, говорится в "Военном балансе 2000-2001", были проверены в ходе второй военной кампании в Чечне. Она была определена как антитеррористическая операция, что позволило президенту применить силу без одобрения Думы и использовать силы МО вдобавок ко внутренним войскам. Однако по всем объективным стандартам и принятым определениям международного права, война в Чечне - внутренний вооруженный конфликт.
В хронологии кампании можно выделить три этапа:
1-и этап. 2 августа - 30 сентября 1999 г. Антиповстанческая операция в Дагестане силами войск МО (106-я бригада), внутренних войск (102-я бригада), местной милиции и сил самообороны. Они провели оnерацию по вытеснению чеченских вооруженных групп (1700-2000 человек) из Ботлихского района. При этом использовались боевые вертолеты Ми-24 и Ми-8, главные горные проходы усиленно минировались. Несмотря на некоторые недостатки, существовала хорошая координация между командованием МО и ВВ. Однако были жертвы от собственного огня из-за недостатка совместных учений ВВС и внутренних войск. На данной стадии российские войска потеряли 118 военнослужащих, три вертолета и один Су-25.
2-й этап. 1 октября 1999 г. -22 апреля 2000 г. Крупномасштабная военная интервенция в Чечню для установления контроля над территорией. Кульминацией явился штурм Грозного в декабре 1999 г. - январе 2000 г. Наибольшее число войск было в январе 2000 г. (примерно 100 тыс. человек), постепенно оно сократилось до 80 тыс. к концу апреля. Тактика включала интенсивное применение артиллерии и воздушных ударов для уменьшения необходимости ближнего боя. Основными причинами такого порода были требование минимизации потерь и низкий уровень подготовки. С чисто военной точки зрения, подобная тактика оказалась успешной при захвате таких основных чеченских городов, как Грозный, Аргун, Гудермес. Однако российские войска все же понесли значительный урон - более 2000 военнослужащих погибли и около 5800 были ранены. К маю российские войска потеряли два Су-25, два самолета морской разведки Су-24 и десять вертолетов. Применение артиллерии и воздушных ударов привело к значительным жертвам среди мирного населения.
3-й этап. С 18 апреля 2000 г. до настоящего времени. Партизанская война малочисленных чеченских групп против российских баз, опорных пунктов и конвоев, а также террористические атаки в крупных городах. Эта фаза началась 18 апреля, когда зам. начальника Генштаба Валерий Манилов объявил о завершении в основном военной операции в Чечне. Однако бомбардировки и столкновения с небольшими чеченскими группировками продолжались, операции велись главным образом подразделениями спецназа внутренних войск. Силы МО продолжают оказывать артиллерийскую и воздушную поддержку. Около 500 российских военнослужащих погибли и более 2000 были ранены в период с середины июля по конец августа 2000 г. Снижение темпа и изменение характера операции позволили начать вывод войск из Чечни, и к августу они сократились до 48 тыс. человек. В конце апреля многие части были передислоцированы в соответствии с фланговыми ограничениями Договора об обычных вооружениях в Европе (четыре мотострелковых полка, один артиллерийский полк, один воздушно-десантный полк, два танковых батальона, один парашютно-десантный батальон и одна мотострелковая бригада). До конца июня из Чечни были отправлены 167 танков, 540 бронемашин и 134 единицы артиллерии.
По данным Минобороны РФ, российские ВС (МО и ВВ) потеряли 2585 человек убитыми и 8050 ранеными (из которых только 2500 вернулись к военной службе). Для сравнения: в кампании 1994-1996 гг. урон составил 3826 человек. Потери среди чеченских боевиков оценить трудно. По данным МО. они превышают 13 тыс. убитыми. Эта цифра явно завышена. Потери среди мирного населения, как считает МО, менее 1000 человек. Данная цифра, вероятно, занижена. Специалисты Лондонского института стратегических исследований предполагают, что число жертв среди мирного населения в период 1999-2000 гг. - около 5000 человек.
ПРОВЕДЕНИЕ КАМПАНИИ
Российские военные, уверены эксперты ЛМИСИ, явно извлекли немало уроков из унизительного поражения 1994-1996 гг. Та кампания вскрыла серьезные недостатки в боевой подготовке и способности сухопутных войск и ВВС-к координации совместных операций. Интенсивный второй этап продемонстрировал улучшения в следующих областях.
Совместные операции. Во время этой кампании сухопутные войска делились на небольшие оперативные группы полкового и батальонного уровня. Тактические группы выигрывали от поддержки артиллерии и вертолетов, находившихся под их прямым контролем, и, что более важно, они проходили совместную подготовку до развертывания.
Разведка. Серьезное внимание уделялось эффективной разведке и сбору информации с воздуха. Были задействованы силы электронной разведки, специальных войск, внутренних войск. Воздушная разведка в основном велась самолетами Су-24МР, Су-25 и МиГ-25РБ; электронная - АН-ЗОБ и Ан-50. Использовалось усовершенствованное беспилотное воздушное средство "Пчeлa-1T" как часть разведывательной системы "Строй-П", которая позволила российским командирам получать в режиме реального времени данные о позициях боевиков. Все это помогло российским войскам точнее определять местонахождение мобильных групп боевиков и ограничить поставки им оружия и снаряжения.
Личный состав. В этой кампании войскам были созданы лучшие условия, а общественная поддержка и сильное политическое руководство означали более высокий моральный дух. В подразделениях стало больше контрактников и лучше подготовленных призывников, чем раньше. Многие части прошли специальную подготовку, имели боевой опыт прошлой войны. Однако по-прежнему ощущалась нехватка специального персонала, прежде всего в ВВС, авианаводчиков и специалистов по горным операциям как в МО, так и ВВ. В результате период ротации для личного состава равнялся 90 дням в ВВ (в прошлой кампании 45) и 60 в МО. В отличие от первой кампании российские военнослужащие получают финансовое вознаграждение и социальные льготы за участие в операции. Рядовым платят 800-950 руб. за каждый день активных боевых действий. Средняя зарплата офицера в чине майора эквивалентна 400 долл. США в месяц.
Тыловое обеспечение организовано намного лучше, чем в первую кампанию, хотя оно остается одним из самых слабых мест. По-прежнему не доставало снаряжения, лекарств, продовольствия и горюче-смазочных материалов, но в меньшей степени, чем раньше, поскольку МО приготовило тыловые силы и средства в соседних районах Северного Кавказа до начала операции.
Новое оружие. В ходе кампании, особенно в конце 1999 г., ВС начали получать новые приборы ночного видения, артиллерийские системы, легкое оружие, разведывательное оборудование и средства связи. Но по-прежнему многого не хватало, прежде всего приборов ночного видения для самолетов. Прошли испытания модернизированный истребитель Су-25Т, вертолет Ка-50 "Черная акула" и боевая машина пехоты БМП-З. Однако российские войска все-таки главным образом использовали старую технику: Су-24, Су-25, Ми-24 и Ми-8. Более современные машины - Ка-50, Су-30, МиГ-29СМТ -мало подходят для действий в горах по таким целям, как малые группы боевиков. ВС усовершенствовали связь земля-воздух с помощью тактических авиационных групп и подготовки дополнительных авианаводчиков.
Раздается критика, пишут эксперты ЛМИСИ, о нарушении военными прав гражданского населения в Чечне. По данным из военной прокуратуры, ведется расследование дел более 467 военнослужащих. Однако более серьезным недостатком кампании является то, что она опирается исключительно на военные средства, не подкрепленные параллельно политическими. В результате после окончания крупномасштабной военной операции ВС были вовлечены в затяжную партизанскую войну, которую невозможно выиграть только силовыми методами, особенно без поддержки местного населения.
Стоимость ЧЕЧЕНСКОЙ кампании
По официальным данным, указано в последнем "Военном балансе", в 1999 г. расходы на чеченскую кампанию составили 5 млрд. руб., что вдвое превысило сумму, выделенную бюджетом. За первые три месяца 2000 г., когда проводились основные операции и уровень развертывания сил был наивысшим, истратили еще 6 млрд. руб. В пересчете на доллары (на основе паритета покупательной способности, а не официального курса) эти 11 млрд. руб. примерно равны 3 млрд. долл. США. Однако независимые источники считают, что ежемесячные траты составляют 4 млрд. руб. Видимо, за 12 месяцев до августа 2000 г. на кампанию в Чечне и Дагестане ушло по меньшей мере 20 млрд. руб. или примерно 5 млрд. долл. Расходы на менее интенсивную первую кампанию 1994-1996 гг. оценивались в 3, 8 млрд. долл.
ВОЕнные РАСХОДЫ. 1999 ГОД
Оживление российской экономики и связанный с ним рост доходов правительства, особенно от экспорта нефти, сделали возможным рост военных расходов, по крайней мере в номинальном выражении впервые с момента образования РФ. В отличие от прошлых 10 лет оборонный бюджет полностью выполнили без секвестров: было истрачено 116 млрд. руб., что на 24% выше, чем предусматривалось в бюджете на этот год (94 млрд. руб.). Расходы правоохранительных органов, включая внутренние войска, действующие в Чечне, также превысили на 10% намеченные бюджетом 75 млрд. руб. Но официальные ассигнования на оборону продолжают снижаться в реальном выражении по сравнению с 1998 г. из-за инфляции (правительственная оценка 37%), хотя и меньше, чем в предыдущие годы (см. таблицу 1).
2000 ГОД
По проекту на 2000 г. оборонный бюджет в 143 000 млн. руб. на 30% выше, чем на 1999 г. Финансирование закупок должно увеличиться на 62 млрд. руб. (2, 2 млрд. долл.), включая приобретение запасных частей, ассигнования на ремонт, содержание техники, НИОКР (см. таблицу 2).
Программы ВООРУЖЕНИй
Масштабы разработки, пред-производственной подготовки и производства систем вооружений в России остаются самыми большими по сравнению с любой другой страной, за исключением США, технические возможности РФ сопоставимы с совокупными ресурсами ведущих европейских государств НАТО. План закупок 2000 г. в 62 млрд. руб. не включает доходы правительства и промышленности от оружейного экспорта, оцениваемые в 30-40 млрд. руб. в 2000 г. В пересчете на основе паритета покупательной способности, совокупный бюджет закупок составляет более 25 млрд. долл. (для сравнения: суммарный показатель европейских членов НАТО равен 50 млрд. долл.).
Серийное производство баллистических ракет ограничивается новыми SS-27 ("Тополь-М"), следующие десять из которых были развернуты в 1999 г., вслед за введением в строй первых 10 в 1998 г. В 2000 г. этот процесс может замедлиться. Производство баллистических ракет, запускаемых с ПЛ SS-NX-28 прекратилось в августе 1998 г. после трех неудачных испытаний. Также была приостановлена работа над ПЛАРБ "Долгорукий" до создания новых проектных критериев для ракет и подлодок. Продолжалось обновление SS-25 1СВМ с целью продлить срок ее службы. В 2000 г. должна завершиться разработка SS-X-26, преемницы баллистической ракеты малого радиуса "Скад".
Россия усиливает свою стратегическую авиацию, начиная с приобретения восьми бомбардировщиков Ту-160 и трех Ту-95 у Украины в 1999-2000 гг. и модернизации имеющихся самолетов западных типов. В прошлом году стратегическая авиация вложила немало средств в дальние учебные полеты, чтобы повысить уровень боеготовности, пострадавший в 90-х годах. Около 20% от общего состава ВВС России может считаться современным и только половина полностью боеготова. Проблема снаряжения усугубляется нехваткой ресурсов для обеспечения командам достаточного количества летных часов. Кроме летчиков, задействованных в Чечне, каждый пилот в среднем летает около 20 часов в году, в некоторых подразделениях эта цифра еще ниже.
В 1999 г. сухопутные войска должны были получить тридцать танков Т-90 и первую партию новых бронемашин на базе БТР-80. Разработка новых ОБТ, известных как Т-95, началась в 2000 г. Основная часть производимой российской военной техники продолжает экспортироваться.
ОборонНАЯ ПРОШленность
Промышленная стратегия правительства с 1993 г. строится на конверсии и приватизации, но ни та, ни другая не добились особенных успехов. Использование конверсии для сохранения оборонной промышленности было, видимо, дорогостоящей ошибкой. В результате, отрасль остается обширным нереформированным набором проектных и производственных мощностей. Они составляют около 1/5 совокупной промышленной мощи России, с общим числом занятых примерно 2 млн. человек, из которых около 400 тыс. полностью заняты оборонной работой. В 1999 г. оставалось примерно 1500 специализированных оборонных компаний, но постоянно сокращающийся оборонный бюджет означает, что 2/3 из них - явные банкроты. Только 670 фирм получили правительственные заказы в 1998 г., а в 1999 и гг. это число сократилось примерно до 500, лишь 80 из которых имеют экспортные доходы. Военная доктрина России намечает ряд приоритетов для оборонной промышленности. Предложения по защите и поддержке отрасли включают следующие меры:
- предпочтение избранной группе предприятий в проведении государственных закупок;
- гарантированные фиксированные цены на технику;
- поддержание способности независимых исследований и разработки на ряд систем вооружений и при необходимости субсидии.
В 1999 г. доходы от экспорта оружия, конвертируемые в рубли, более чем вдвое превысили бюджетное финансирование НИОКР и закупок вооружений.
ЭКСПОРТ ОРУЖИЯ
В условиях снижения правительственных контрактов, отмечается в "Военном балансе", продажа оружия за рубеж является одним из главных источников доходов для российской оборонной промышленности. В целом российский экспорт ВВТ в 1999 г. достиг до 3, 5 млрд. долл. по сравнению с 2, 8 млрд. в 1999 г. В 2000 г. ожидался рост продаж до 4 млрд. долл., несмотря на острую конкуренцию на мировом рынке вооружений. ВВТ составляют 40% российского экспорта продукции машиностроения. Девальвация рубля в августе 1998 г. привела к снижению цен на российскую технику на международных рынках, что определенным образом повлияло на спрос наиболее бедных стран, особенно воюющих государств Африканского Рога, Центральной Африки и Анголы. Почти половина российского оружейного экспорта приходится на две страны Китай и Индию - около 2 млрд. долл. в 1999 г. Одним из крупнейших российских покупателей остается Иран (см. таблицу 3).
ОЦЕНОЧНЫЕ ВОЕННЫЕ РАСХОДЫ РОССИИ
Оценка реального уровня российских военных расходов сопряжено с определенными трудностями. И не только потому, что они окутаны тайной, но и из-за того, что многие статьи, которые обычно относятся к оборонным, оказываются в разных частях государственного бюджета. Как считают СМИ, ассигнования на военные цели в 2000 г. составят 2, 6% ВВП, но сюда не включены военные пенсии и финансирование военной реформы. Но независимо от статей бюджета, правительство продолжает классифицировать военные пенсии как оборонные расходы и, похоже, что также классифицируются и расходы на военную реформу.
Принимая во внимание затраты, связанные с укреплением обороны вне поля деятельности МО, показатель совокупных военных расходов значительно повышается. Промышленные субсидии и финансирование науки и техники в бюджете Министерства экономики, наряду с финансированием из региональных и местных бюджетов и доходами от оружейного экспорта, поднимают эту цифру до 5% ВВП. Оценочный ВВП России в 1998 г., рассчитанный по среднерыночному обменному курсу, составлял 277 млрд. долл., но в пересчете на основе паритета средней покупательной способности. он был равен 600-700 млрд. долл., поднимаясь до 1100 млрд. долл. на пике паритета покупательной способности. По данным МВФ, опубликованным в октябре 1999 г., ВВП России, рассчитанный на основе паритета покупательной способности, составлял в 1998 г. 945 млрд. долл. США.
Обменный курс доллара к рублю применим только к внешнему сектору и дает искаженное представление. Важно принять во внимание, что можно купить на рубль, не на внешних рынках, а в самой России, и что можно купить на рубль из продукции оборонной промышленности. Потребительские цены на российские товары и сервис в Москве в 4-5 раз ниже, чем на западные аналоги, при том что оптовые цены и цены на продовольственные товары могут быть меньшими в 6-7 раз. Вне крупных городов России они зачастую еще ниже. Если перевести российский оборонный бюджет в доллары по среднерыночному курсу, он составит в 2000 г. 5 млрд. - сумма, примерно равная военным расходам Сингапура. Однако не следует так низко оценивать военные усилия России. ЛМИСИ определяет реальную покупательную способность рубля по отношению к доллару США как 5: 1. основываясь на собственном исследовании, проведенном в Москве в начале 2000 г. Это примерно вдвое выше используемой SIPRI оценки Всемирного банка. Хотя мало кто спорит, что военные усилия России резко снизились после окончания холодной войны, но ее реальные военные расходы составляют примерно 5% ВВП и были равны 57 млрд. долл. в 1999 г. Только США превосходит этот уровень в реальном выражении. Причем российские военные расходы относительно ВВП в 2-3 раза выше, чем США и их основных союзников по НАТО.
 

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru