РОЖДЕННЫЕ ПОЛЗАТЬ
Валерий Лебедев
По-моему, первый раз после многочисленных техногенных катастроф после гибели очередного ТУ-154 под Иркутском (город буквально забомбили самолетами, особенно памятен "Руслан", рухнувший прямо на дома 6 декабря 1997 года) в России 5 июля объявили траур. Даже после подлодки "Курск" этого не было. Там объявили, но как то очень не сразу и не помню, по всей ли стране. Теперь, может быть, осознали и созрели. Восполнили за того парня.
Сказать, что это хорошо, совершенно невозможно. Что нехорошо - тем более. Цугцванг. Примем как данность, без оценки.
Но что если таких дней будет много? Наши трудовые будни - наши праздники ? Наши выходные - наши траурные дни?
Касьянов-Клебанов с примкнувшим к ним Шойгу извещали, что 80 процентов всех основных фондов изношены до неузнаваемости. Скажем, из выпущенных всего ТУ-154 (самый массовый самолет в России - их 1000 штук) тоже 80 процентов исчерпали свой ресурс, им более 15 лет. А в целом парк истратил ресурс на 99 процентов. За 10 лет рыночных свершений, в результате которых по международным рейтингам Россию опять не включили в список стран с рыночной экономикой, зато она в передовиках в списках стран по коррупции, было выпущено всего 10 новых самолетов, да и те, кроме двух, ушли на экспорт. При нужде на срочную замену как минимум в 200 бортов.
Да, еще в прошлом году Шойгу предвещал эру техногенных катастроф. Приморье показывает, что дело даже не в запасах угля, а в том, что прогнили трубы и не по чему подавать в дома тепло. Электрические самопальные спирали обесточивают хилые электростанции. Да и неуплата притом. Снятые и украденные провода высоковольтных проводов для продажи в Китай не покрывают долгов за потребленное электричество. Даже снятые на ходу со скорого поезда Свердловск-Иркутск крыши вагонов и проданные во Вторцветмет на спасают положения.
Все эти дни экран телевизора полон интервью, беседами и экспертизами со специалистами и знатоками. Выступают конструкторы Тушки, двигателисты, прибористы, электронщики, планеристы и керосинщики. А также летчики-инструкторы и охранники. Все как один говорят, что по их части самолет упасть никак не мог. Невозможно, чтобы отказали сразу три двигателя, как об этом заявил по началу неугомонный Шойгу. Конструкторы двигателей готовы сами сесть в падающий самолет в доказательство этого.
И горючее никак не могло кончится, тем более замерзнуть или забить фильтры - бензинщики-керосинщики готовы пить самый чистый в мире керосин. Да как же не могло, пишет в НГ от 6 июля Иван Сас, когда в самолете есть так называемый стоп- кран, перекрывающий подачу топлива сразу во все двигатели (это если нужно срочно сбросить полностью тягу двигателей). Один из пилотов по ошибке этот кран и закрыл.
Самолет-то куплен у Китая, там китайские мастера, привыкшие читать сверху вниз, поставили тумблеры по-своему, наши не знали, не туда повернули. Нет, нет, говорит эксперт с 35-летнем стажем авиатор Михаил Кузнецов, первый пилот, командир Гончарук - высококлассный профессионал. Уж он никогда бы подобного не допустил.
Взрыв террористов? Да вы что ?! ФСБ ни за что не допустит. Проверка, учет и контроль на высоте. Учет на высоте - да. Но самолет - то стремительно упал вниз.
Все знают свое дело, все ручаются, все ничего такого не допустили бы. Но якобы, говорят, закрылки были поставлены неточно, угол атаки велик, вот самолет, делая коробочку, на третьем повороте и дал большой крен вверх, потерял скорость и свалился в штопор. Упал плоско, даже никакой борозды на земле не оставил. Или потому упал, что случайно кто-то или "сам-то" один двигатель включился на реверс, вот самолет и развернуло на 180 градусов, он как бы остановился в воздухе и плюхнулся жабой.
А то, пишут, и вовсе крыло отвалилось в полете, как когда-то у АН-12 (тогда еще в нем погиб пародист Чистяков, ударник Журавлев и .. все остальные), за что их вообще сняли с полетов. Планерщики возмущены - уж они-то никогда бы любимой Тушке этого не разрешили. Приборы врали ! Да ни в жизнь - кричат прибористы. Электрика отказала, коротнуло - за это и засветить можно от электриков.
Виноваты диспетчеры и навигация ! Все что угодно, но только не это ! Но "это" случилось вопреки всем заверениям и уверениям.
Скорость при плоском ударе была 250-300 километров, потому часть тел можно опознать. При большей скорости (как это было 3 января тоже под Иркутском и тоже с Ту-154), например, при 700 км/час от тел не остается ничего - оно, состоящее на 75 процентов из воды, просто разбрызгивается. Потом собирают от 124 человек два кг. слизи с деревьев и выдают общий прах на всех родственников.
Приводятся списки катастроф российских самолетов. Летать после этого не тянет. Рожденный ползать...
Как-то бывший министр финансов, а ныне вице-президент фирмы или банка Александр Лившиц в духе своих афоризмов ("делиться надо"), нарисовал образную картинку. Дескать, Запад ездит на машинах, а мы в силу нашей истории на телеге. Можно ругать кучера, можно хвалить его. Сам кучер может стегать лошадь, а может, забегать вперед, кормить ее с ладони сахаром, все равно телега останется телегой и как автомашина не поедет. Так и будет себе хардыбачить по буеракам.
Ну, что сказать... Первый автомобиль Даймлера ведь и был обычным кабриолетом, на который просто поставили хилый моторчик в две лошадиных силы.
Но сейчас-то конструкция известна. Закрывайте каретный цех. Открывайте автомобильный завод. Денег нет... Лучшее качество денег - это их количество (Спиноза), но главная особенность денег - их всегда нет.
Как собирать на фиктивную березовскую АВВУ, так есть. На строительство пирамид для своих карманов и удержания инфляции в обещанной МВФ норме - тоже есть. На передачу огромных заводов и промыслов по залоговым аукционам за бесценок своим олигархам - тоже есть такая возможность. Содержать 600 тыс. казенных автомобилей для чиновников и тратить только на их обслуживание 1,5 миллиарда долларов - всегда готовы.
А вот построить нормальную машину - нет. Машина здесь- это просто образ.
Не много ли в телеге сидит мешочников ? Может быть, в расход их? БАБа с воза...
А что? Эпоха Сталина осталась в народном сознании в виде символа-эмблемы колючки с вышкой и попкой. Хотя сидело все-таки значительное меньшинство, да и не только лагерями эпоха стала известной. Эпоха демократического взятия и большого хапка останется в виде волосатой лапы, вырывающей кусок хлеба у старушки.
В расход - это слишком. Не гуманно и вовсе нецивилизованно. Мораторий, Совет Европы, ай какая дикость и не стыдно ли? Хотя вот Китай... Периодически отстреливает своих коррупционеров, даже и публично. И уже давно поставляет на мировой рынок тонкую хайтековскую электронику. А у нас и самолеты разучились делать. И даже летать на них.
Кучер, вроде бы, это понимает. Не затянуть бы.
lebed.com