Модернизированная боевая авиатехника поколения "четыре плюс" получила на полигоне Грошево "пятерку"
8 августа 2001 г.
Владимир Сертюк, Астрахань/ Более 20 модернизированных самолетов и вертолетов Военно-воздушных сил России были продемонстрированы в действии 6 и 7 августа на полигоне "Грошево" Государственного летно-испытательного центра имени Чкалова (ГЛИЦ). 7 августа на испытания прибыли вице-премьер правительства РФ Илья Клебанов, Главком ВВС Анатолий Корнуков, председатель Совета Безопасности РФ Владимир Рушайло, начальник Генштаба Анатолий Квашнин, командующий Западно-Кавказским военным округом Геннадий Трошев и астраханский губернатор Анатолий Гужвин.
Для справки: Государственный летный испытательный центр имени Чкалова в Ахтубинске, которому в этом году исполняется 81 год, и полигон Грошево созданы для окончательного испытания всех истребителей, бомбардировщиков, транспортных самолетов и вертолетов ВВС России. Фирмы, которые с первого шага начинают работать по вопросам модернизации авиатехники с ГЛИЦем, намного сокращают сроки создания самолетов и новых систем вооружения, уменьшают расходы. Кроме того, необходимо учесть, что только ГЛИЦ выдает сертификат годности для серийного производства авиационной техники.
Почему испытывалась не новая, а модернизированная техника? Отвечая на этот вопрос корреспондента "Страны.Ru", генерал-лейтенант авиации, заместитель командующего ВВС по вооружению Юрий Клишин заявил: "В течение последних лет на вооружение армии не поступило ни одного нового самолета. Решить эту проблему можно только за счет модернизации, которая обойдется государству примерно в 20 раз дешевле закупки новых самолетов. Качество при этом не пострадает, так как, совмещая высокоточное оружие с более широкими возможностями маневрирования, конструкторы значительно улучшают возможности самолетов, имеющихся на вооружении. Это основной путь, по которому пойдет российская авиация в ближайшие несколько лет. На новые самолеты денег пока нет, но есть возможность провести модернизацию имеющегося парка не только российской авиатехники, но и тех самолетов, которые мы в свое время продали за рубеж".
Учитывая это обстоятельство, в 1999 году была разработана и одобрена программа модернизации военной авиации, которая стала сегодня одним из самых важных компонентов в концепции развития Военно-воздушных сил России. В основу модернизации положено совершенствование бортовой электроники, что значительно повысит точность навигации, использование бортового оружия, а также уровень безопасности полетов. На первом этапе подобную модернизацию прошла истребительная авиация и боевые вертолеты. Внешне эти машины мало чем отличаются от тех, что стоят на боевом дежурстве в полках. Все отличия скрыты внутри машины. Это, прежде всего, новые компьютерные технологии, специально разработанные, например, для самого массового фронтового бомбардировщика Су-24, позволяющие ему не только точно выходить на цель, но и столь же точно поражать ее. На полигоне они применялась впервые.
Еще одна новинка - модернизированный истребитель Су-30КН. После доработок, сделанных на Иркутском авиационно-производственном объединении, этот самолет кроме привычных качеств перехватчика, получил возможность вести разведку, работать по наземным целям и даже воевать на море. Причем все эти качества по-прежнему сочетаются с уникальной маневренностью машины. Этот самолет, управляемый заслуженным летчиком-испытателем России Анатолием Квочуром, прилетел с Феодосийского морского полигона, где успешно провел пуски сверхзвуковых противокорабельных ракет Х-31А по морским целям. Вот как прокомментировал возможности этого самолета сам Анатолий Квочур: "Самолет идеально подходит для модернизации с целью наращивания боевой эффективности, а также использования в качестве многофункциональной летающей лаборатории. По маневренности ему нет равных. Высокоточное оружие может использоваться истребителем на большой дальности, вне зоны поражения ПВО противника. Теперь крупная наземная и даж! е морская цель может быть обнаружена и подбита с расстояния 400 километров. Это должно существенно повысить экспортную привлекательность самолета, который начнет поступать на вооружение ВВС через несколько месяцев".
Кроме него, к концу года в авиационные полки Военно-воздушных сил России будут направлены еще около 20 летательных аппаратов, в том числе Су-30МКИ, Су-32, Су-30МКК, Су-27, УБМ-1, Ил-20, Ан-70, а также вертолеты Ми-8МТКО, Ка-50, Ми-24.
Большое внимание в Государственном летно-испытательном центре сегодня уделяется российско-украинской программе по созданию нового транспортника АН-70. Сейчас эту машину учат работать с десантом. И выброс боевой машины десанта на парашютах, а вслед за ней и десанта, подтвердил, что у этого транспортного самолета имеются широкие возможности.
Увидев авиацию в действии, Илья Клебанов отметил: "Боевые испытания на полигоне показали, что предприятиям оборонного комплекса России за короткий период удалось разработать различные варианты модернизации для самолетов и вертолетов четвертого поколения, а также подтвердить их высокую боевую эффективность. Теперь российская фронтовая, армейская и военно-транспортная авиация имеют реальные образцы сертифицированной техники так называемого "поколения четыре плюс". Эти самолеты и вертолеты стали многоцелевыми и круглосуточными. Они имеют более высокие боевые возможности при оптимальном критерии "стоимость-эффективность". Широкомасштабную модернизацию парка боевой авиации ВВС планируется начать в рамках государственного оборонного заказа 2002 года".
А заместитель командующего по вооружению, генерал-лейтенант Юрий Клишин заявил: "Если правительство и парламент одобрят программу модернизации, то высокую боеспособность российской авиации можно будет обеспечить в течение 15 лет". Его слова подтверждает и генеральный конструктор - генеральный директор Военно-промышленного комплекса МАПО Николай Никитин. По его словам, "еще примерно 10-12 лет военная авиация России будет нормально существовать на самолетах четвертого поколения и глубокой их модернизации".
Учитывая, что наши самолеты стоят на вооружении примерно в 40 странах мира, понятен интерес, который проявили к испытаниям на полигоне Грошево и военные атташе из 25 государств. Так, например, присутствовавший на показе военный атташе Индии в России Экомодо Барбора, увидев изделия КБ "Сухого" в действии, заявил: "Это очень хорошие самолеты, которые нашли бы свое достойное место в индийских военно-воздушных силах".
Если же сравнивать четвертое и пятое поколения боевых машин, то между ними должен быть колоссальный скачок по технологиям и по интеллекту, считает Юрий Клишин. В частности, он подтвердил, что работы по пятому поколению самолетов в России ведутся, но имеют, естественно, закрытый характер. Уже отработана концепция такого самолета и технико-технические задания, над которыми работали многие институты и академии военно-воздушных сил. А над его созданием будут трудиться в кооперации все фирмы, которые производили СУ-27, СУ-30, МИГ-29, ЯК-130.
Новости он-line