Гарпунер>Вот тут не согласен. Броневики были очень эффективны как связные машины, имели приличное оружие для самообороны от разведдозоров немцев. Второе эффективное применение - в наших разведбатальонах, наряду с Т-37
У-у, Т-37 это монстр. Машина-зверь.
Давайте лучше обратимся к документам и узнаем как ее оценивали.
Возьмем конкретные примеры применения этих танков в финской войне. 142 стрелковая дивизия, начало декабря 1939 года. Неподавленные огневые точки финнов не дали возможности навести понтонный мост, поэтому переправившиеся подразделения оказались без снабжения. Было решено отправить на плацдарм танки Т-37, но часть из них ввиду сильного течения в протоке озера Суванто-ярви вынуждены были вернуться обратно, а те, кто добрался до противоположного берега, не смогли взобраться на ледяную кромку у берега из-за слабого мотора. Это неудивительно, мощность мотора была 42 л.с. Для сравнения современный автомобиль Фиат Уно имеет двигатель мощностью 45 л.с. Вооружение танка, один пулемет 7.62 мм калибра, было слабым. Броневая защита не позволяла долго находиться под огнем стрелкового оружия противника. В ходе переправы три боевых машины затонули, похоронив в ледяной воде свои экипажи. То же самое произошло, когда в 90 сд попробовали применить плавающие танки при форсировании реки Вуоксен-Вирта в начале декабря 1939 г. Для поддержки плацдарма направили роту Т-37 339-го танкового батальона, но успеха они не имели: 5 танков застряли на подводных камнях и препятствиях у самого берега, один перевернулся, а два оставшихся не смогли выбраться на противоположный берег. В результате в дальнейшем от активного использования Т-37 в бою отказались, их использовали как пулемет на гусеницах для обороны штабов, иногда для связи. Д.Г.Павлов на совещании при ЦК ВКП(б) 14-17 апреля 1940 г., посвященном разбору финской, говорил: «…маломощные танки Т-37 не способны ходить по мало-мальской грязи». Комбриг Пшенников, командир 142 сд на том же совещании также был не в восторге от плавающих танков: «..танки Т-38 и Т-37 себя не оправдали.» Речи шла о применении плавающих танков собственно в стрелковой дивизии. Вы скажете: «Так это же зимой, в Финляндии!». В теплое время года были другие поблемы. Рассмотрим мнение танковых командиров о Т-37 и Т-38 по итогам боевых действий в Польше в сентябре 1939 г. В отчете о боевых действиях танковых войск Украинского фронта, подписанный комбригом Ю.Н.Федоренко написано: «Танки Т-37 – во время передвижения по пересеченной местности, особенно после дождя, танки Т-37 не поспевали даже за пехотой». Боевые качества плавающих танков как средства разведки командир 22 танковой бригады Белорусского фронта И.В.Лазарев охарактеризовал так: «танки Т-38 совершенно не отвечали возложенной на них задаче проведения разведки. На протяжении всей операции эти машины оказывались позади Т-26. На разведку приходилось отправлять исключительно Т-26, что приводило к распылению сил и снижению боеспособности бригады». С технической точки зрения реальную ситуацию с боевыми качествами Т-38, наследника Т-37, рисует цитата из статьи М.Свирина в журнале М-Хобби за 1997 г. «Проходимость танка по пересеченной местности была недостаточной, эффективность подвески — никакой, а о маневренности на мягком грунте говорить избегали. Ввиду недостаточной удельной мощности двигателя танк не мог нормально эксплуатироваться вне дорог, а недостаточная эффективность охлаждения двигателя привела к тому, что почти половина танков Т-38, участвовавших в летних учениях 1937 г. (19 шт. из 31), во время марша при температуре воздуха 27-29°С, вышли из строя от перегрева двигателя, причем 11 танков требовали большого ремонта вплоть до полной замены силового агрегата. Неутешительные итоги летних маневров привели к тому, что осенью 1937 г. танк был объявлен небоеспособным, его производство было ограничено, а на заводе начала работать спецкомиссия НКВД.» Танки Т-38 тонули при выполнении маневров на воде, резком сбросе газа, входе и выходе из воды на малые береговые крутости.