Эх, годы
Но поскольку Halogen перешел на штатные пороха, расскажу и я что-то в струю
Только это не в детстве, а в НИИ было
> Тогда мы поняли, зачем на РДТТ со вставной шашкой нужна колосниковая решетка.
[skip]
> Вот оно задымилось, вышло на режим, подлетело, а потом заглохло и упало. Через 2 секунды - как даст, что звон в ушах !
Аналогичная картинка:
Делали мы заряд для двухрежимного двигателя. Циллиндрическая шашка с полуэллиптической законцовкой, со стороны сопла - глухой канал, боковая поверхность и законцовка забронированы, часть бронировки со стороны сопла снята на токарном станке.
Заряд выглядел весьма основательно - в дуре не меньше 5 кило было... для простоты не прессовали порох, а брали штатные заряды к изд. 9Х111 (122 mm НУРС), а сквозной канал затыкали вклеенной пробкой из пороха... так набазурились, что на срезах нельзя было разглядеть, где канал
Голь на выдумки хитра
Короче, выкладывались по полной программе - на все про все - 2 недели. И на расчет, и на разработку, и на изготовление.
Народу не верилось, что мы за 2 недели 10 зарядов сбацали
Но решил поддержать марку - двигателисты стали ударными темпами разрабатывать и запускать в производстве стендовые и летные двигатели...
И быстро сделали - мы уточнили закон скорости горения и рассчитали площадь критсечения, а они с бумажкой - прям в цех, сопла точить. К готовому уже стендачу.
Отдали им заряды, они снарядили двигатели... все, как всегда.
Вывозим на полигон.
Перед запуском - дежурные пикировки:
А щас кааак бабахнет! Потому как вы, пороховики, площадь критсечения из верхнего правого угла потолка берете... сколько стали во Вторчермет сдали, вон в том году опять план перевыполнили.
На это мы отвечали отраслевой крылатой фразой
кривой ракете Космос мешает (Внимание! Линк указывает на рессурс с непристойным содержанием).
Но я увлекся... трепло я
Короче, установили на стенд, все проверили, подключили, ушли в укрытие.
Проходят команды на запуск регистраторов, на снятие блокировки...
Огонь!
И вместо свистящего рёва всем телом ощущаем мощьный взрыв
Вместе с давлением и тягой записывается и звук в пультовой (это удобно для дальнейшей обработки - не спутаешь чья запись где) - много доброго и ласкового было сказано в наш адресс. Потому как в таких случаях виноват однозначно заряд - стендовой двигатель делается тек, что прочностной расчет абсолютно излишен: стены - дюймовой толщины; резьба - упорная, 20 витков.
А заряд - наш, и критику сопла мы считали.
Естественно, испытания прекратили и сели разбираться.
Для илюстрации на столе взгромоздили движок, которому предварительно расслабили крышку.
Сняли мы ее, и перед глазами предстал
свободно вложенный, ничем не укрепленный заряд
Дальше - непереводимая игра слов, состоящаяся из местных идиоматических выражений, но на этот раз двигателисты молчали, как партизаны на допросе
Выяснилось, что для ускорения работы в стендовом двигателе они решили обойтись без крепления заряда.
Двигатель испытывался соплом вверх, а поскольку шашка - торцевого горения, газы должны прижать ее к крышке, вниз. Это, конечно, по их мнению.
С тех пор стендовые двигатели мы разрабатывали всегда сами - меньше вероятности появления подобного.
А мне стендовые двигатели стал разрабатывать тот же конструктор, который и инструменты делал. К шнек-прессу включительно
(инструмент к шнек-прессу для шнура диаметром около 100 mm - довольно-таки монументальное сооружение из стали и бронзы, его длина достигает 2 m, а масса - с полтонны)
Один раз был срыв бронировки, давление подскочило с 8 до 130 MPa, но двигатель выдержал!
На вопрос как двигатель держит такое орудийное давление конструктор скромно ответил, что делал его из куска расстрелянного танкового ствола
А вот датчик тяги - на выброс. Необратимые деформации.
Правда, зарядов мы крепили, и очень тщательно