Як-2 (ББ-22, № 22) - ближний бомбардировщик, двухмоторный, двух-, трехместный низкоплан с разнесенным вертикальным оперением. Двигатели М-103 по 960 л. с., потом М-105 по 1050 л. с. Это первый боевой самолет А.С.Яковлева, выпущен в 1939 г. Первый экземпляр самолета (Я-22) проходил госиспытания в варианте ближнего разведчика без вооружения, но с бомбоотсеком. Первый полет был совершен 20 февраля 1940г с лыжного шасси. Вскоре было принято решение о серийной постройке ББ-22 на двух заводах.
ВВС заказали самолет не только в качестве разведчика (Р-12), но и ближнего бомбардировщика с внутренней подвеской бомб 400 кг. В связи с этим ВВС потребовали перекомпоновать самолет: кабину штурмана расположить непосредственно за кабиной летчика, изъять фюзеляжные бензобаки и перенести бомболюк назад, увеличив его размеры, а емкость крыльевых баков увеличить. Было предложено также установить стрелковое вооружение, а затем доработать его, поместив пулемет ШКАС для обстрела задней полусферы на тяжелой стандартной турели с экраном.. Эти изменения привели к ухудшению устойчивости и к значительному увеличению массы.
Самолет утратил и свое первоначальное аэродинамическое совершенство. Скорость его существенно снизилась. Самолет получил название Як-4.
Осенью 1940г самолет был запущен в серийное производство под обозначением Як-2 с двигателями М-103 и Як-4 с М-105. Но самолет не получил широкого применения.Як-4 состоял на вооружении недолго. Уже в первый период Великой Отечественной войны его заменили более мощные пикирующие бомбардировщики Пе-2. Всего в части попали 198 самолётов..
ОПИСАНИЕ
Конструкция ББ-22 - смешанная. Крыло было выполнено неразъемным, деревянным, двухлонжеронным, с фанерной обшивкой. Центральная часть фюзеляжа деревянная, составляла одно целое с крылом. Носовая часть фюзеляжа дуралюминовая, хвостовая - отъемная ферменная, сварная из хромансилевых труб, с полотняной обшивкой. Элероны и хвостовое оперение - дуралюминовые с полотном, щитки - дуралюминовые. Шасси - по типу СБ, с вилками колес. Никаких усложняющих дело особенностей в конструкции не было, она повторяла то, что было уже освоено и проверено в других самолетах. Но для столь скоростного и относительно крупного самолета ферменная конструкция фюзеляжа была уже анахронизмом.
ВАРИАНТЫ
В ходе освоения и внедрения ББ-22 было еще две модификации:
Р-12: (смотри рисунок ниже) разведчик, проходил только заводские испытания. Был вооружён 2 7,62мм ШКАСами и мог нести 8 20кг осветительных бомб. Моторы М-103
И-29 (ББ-22 ИС): модификация Р-12, истребитель сопровождения, вооруженный двумя неподвижными пушками ШВАК, размещенными под фюзеляжем. Боезапас к ним размещался в бомбоотсеке. И-29 (ББ-22 ИС) был построен в 1941 г.(испытывался летчиком-испытателем П.М.Стефановским), доводился в 1942 г., но дальше опытного образца дело не пошло.
__________________________________________________________
А.Медведь, Д.Хазанов. Бумажный тигр ВВС РККА.
Авиация и Время 4-1996, стр.2-12
Содержание