Электрический самолет

Теги:авиация
 
Вспомнил, что где-то лет 5-7 назад в Канаде построили и испытали самолет, получавший энергию с земли (в виде радиолуча, по-моему). Кто-нибудь знает где можно найти информацию по этому проекту? Или о подобных проектах?
 
Научно-исследовательский центр министерства связи Канады в октябре 1987 г. впервые в мире осуществил полет аппарата SHARP-5, силовая установка которого работала на микроволновой энергии, передаваемой с земли.

Исследования, направленные на реализацию идеи такого аппарата, начались еще в середине 70-х годов в США, Японии, ФРГ и других странах. В Канаде под руководством профессора Дж. Делорье в течение семи лет работу вели сотрудники национального института авиации и космонавтики, специалисты и сотрудники университета в г. Торонто.


Источник: Крылья Родины, №7 1988г.
Экспериментальный беспилотный самолет SHARP -5 изготовлен полностью из сверхлегких конструкционных материалов. Его взлетная масса 4,5 кг, размах крыла 4 м, воздушный винт — двухлопастный. Первый полет продолжался 20 минут. На старте, при взлете и наборе высоты винт вращался с помощью небольшого бортового электродвигателя с питанием от никель-кадмиевых батарей. После подъема на высоту 90 м батареи были отключены. В дальнейшем полет выполнялся за счет энергии, передаваемой с земли параболической антенной. Эту энергию принимала специальная антенна микросамолета, выполненная в виде двух полудисков, вделанных в фюзеляж. Система преобразователей, находящихся в антенне, превращала микроволновую энергию в переменный, а затем — в постоянный ток, который подавался на электродвигатель, а от него — на винт. Аппарат летал по кругу на высоте 110 м, управлялся по радиокомандам.

Журнал Popular Science сообщил о возможности создания более совершенного аппарата, который будет летать на высоте около 3 км. Сотрудники университета считают, что это будет самолет с крылом размахом 36 м, длиной фюзеляжа более 24 м. Диаметр его дискообразной антенны для приема микроволн превысит 9 м. На аппарате предполагается установить более 10 тысяч преобразователей, которые будут размещены не только на самой антенне, но и на нижней поверхности крыла и фюзеляжа. Самолет сможет нести до 90 кг полезной нагрузки. В перспективе возможно создание еще более внушительного аппарата с антенной диаметром свыше 30 м. Он должен летать на высоте 21 км со скоростью 220 км/ч в течение одного-двух лет.

Аппараты типа SHARP могут использоваться для телефонной и телевизионной связи с движущимися объектами, контроля за экологической обстановкой и т. д. Заинтересовались такими машинами и военные. Их привлекает способность самолета круглосуточно, в течение длительного времени вести патрулирование границ, прибрежной зоны, обнаруживать низколетящие аппараты и крылатые ракеты, вести радиоэлектронную разведку.

Однако, очень трудно создать узкосфокусированный микроволновый луч. Для этого на земле нужна антенна диаметром 70 м и соответствующее оборудование — выпрямители, генераторы и т. д. Поэтому в 20 веке таких пилотируемых самолётов не появилось
 
Спасибо, Юрий Кузьмин! Я как раз этот самолет и имел в виду.

А не известна ли мощность применявшегося микроволнового сигнала? И продвинулись ли разработки дальше с тех пор?
 
+
-
edit
 
это все фигня
вот амеры в свое время сделали "Гелиос" - это что-то! размах крыльев - метров на 60 если не меньше , все покрыто солнечными батареями ,фюзеляж - не фюзеляж даже а 5 или 6 блоков под этим мегакрылом ,в нем водородные элементы ,в котроых и запасается энергия от батарей , там же и пропеллеры . Предназначен такой самолет для полетов в стратосфере (километров 15-20) ,теоретическая продолжительность - до месяца (пока он у них дольше 2 дней не летал правда) ,а разрабатывалось все это как альтернатива спутником связи - летает себе над штатом и обеспечивает сотовую и прочую связь - и дешево и экологично ,вопчем загляните на насовский сайт dryden researh center - это их рук дело
 
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
RU Юрий Кузьмин #29.11.2001 16:02
+
-
edit
 

Юрий Кузьмин

новичок
Нет, мощность неизвестна. У меня есть картинка передающей наземной антенны, так у неё диаметр метров 10. Как радиотелескоп.

О дальнейших разработках не слышал, вероятно, возникли сомнения: а не поджарится ли экипаж? Для здоровья сидеть в таком пучке не полезно. То есть, нужна очень серьезная экранировка. А микроволны - это такие проныры, при больших интенсивностях они полезут через диэлектрические уплотнители вывода проводов из гермокабины и т.д. Кроме того, летать можно только в пределах прямой видимости антенны.

Helios действительно аппарат уникальный, но всё-таки источник питания более привычный.

На всякий случай - текст про Helios:

HELIOS

Первый полёт экспериментального высотного БЛА Helios состоялся на Гавайских островах 5 июля 2001г. Уже 14 июля Гелиос поднялся на 23200м.

РЕКОРД

13 августа 2001г Helios поднялся на высоту 29523м. Это мировой рекорд высоты горизонтального полёта (не считая самолётов с ракетными двигателями). Самолёт летел на такой высоте около 40 минут, а весь полёт занял 17 часов: от старта в 8ч 48мин до посадки ночью в 1ч 43мин на следующий день.

Во время снижения пропеллеры вращались от набегающего потока воздуха и заряжали генераторы, что было использовано для посадки.

Рекорд высоты для взлетающих с земли самолётов больше - более 37км на советском Е-266, но это динамический потолок, то есть высота, достигаемая на горке. Максимальная высота установившегося горизонтального полёта для самолётов была достигнута на SR-71A в июле 1976г. (25928м). Максимальная же высота полёта винтовых самолётов ещё меньше: 24445м, достигнутых на предшественнике Гелиоса - беспилотном аппарате той же фирмы Pathfinder Plus в августе 1998г.

ОПИСАНИЕ

Самолёт оснащен 14 электрическими двигателями (!), каждый мощностью в две лошадиные силы. Каждый двигатель вращает свой двухлопастный пропеллер. Электричество создают солнечные батареи, которые размещены на прямом крыле размахом 75м и хордой 2,5м. Кроме крыла и нескольких вертикальных поверхностей под ним у самолёта ничего нет: ни фюзеляжа, ни оперения.

Самолёт явно статически неустойчив и держится в воздухе благодаря электронной системы обеспечения устойчивости. Основные органы управления: изменение тяги отдельных двигателей и отклонением закрылков.

По замыслам NASA, самолет Helios - это первый шаг к созданию аппарата, который будет летать на высоте 30 км, то есть. Helios сможет летать на таких высотах в течение нескольких месяцев, и приземляться только для ремонта. В результате, он сможет выполнять функции спутника, но за существенно меньшие деньги. Через самолёт можно будет передавать радио- и телевизионные сигналы со значительно меньшими расходами, чем через спутники. Кроме того, "солнечные самолёты" будут работать метеорологическими зондами. Однако, были сообщения, что пока не удаётся как следует отладить водородные топливные элементы, которые позволяют электродвигателям работать ночью

На весь проект до первого запуска было потрачено 15 млн дол.
 

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru