Научно-исследовательский центр министерства связи Канады в октябре 1987 г. впервые в мире осуществил полет аппарата SHARP-5, силовая установка которого работала на микроволновой энергии, передаваемой с земли.
Исследования, направленные на реализацию идеи такого аппарата, начались еще в середине 70-х годов в США, Японии, ФРГ и других странах. В Канаде под руководством профессора Дж. Делорье в течение семи лет работу вели сотрудники национального института авиации и космонавтики, специалисты и сотрудники университета в г. Торонто.
Источник: Крылья Родины, №7 1988г.
Экспериментальный беспилотный самолет SHARP -5 изготовлен полностью из сверхлегких конструкционных материалов. Его взлетная масса 4,5 кг, размах крыла 4 м, воздушный винт — двухлопастный. Первый полет продолжался 20 минут. На старте, при взлете и наборе высоты винт вращался с помощью небольшого бортового электродвигателя с питанием от никель-кадмиевых батарей. После подъема на высоту 90 м батареи были отключены. В дальнейшем полет выполнялся за счет энергии, передаваемой с земли параболической антенной. Эту энергию принимала специальная антенна микросамолета, выполненная в виде двух полудисков, вделанных в фюзеляж. Система преобразователей, находящихся в антенне, превращала микроволновую энергию в переменный, а затем — в постоянный ток, который подавался на электродвигатель, а от него — на винт. Аппарат летал по кругу на высоте 110 м, управлялся по радиокомандам.
Журнал Popular Science сообщил о возможности создания более совершенного аппарата, который будет летать на высоте около 3 км. Сотрудники университета считают, что это будет самолет с крылом размахом 36 м, длиной фюзеляжа более 24 м. Диаметр его дискообразной антенны для приема микроволн превысит 9 м. На аппарате предполагается установить более 10 тысяч преобразователей, которые будут размещены не только на самой антенне, но и на нижней поверхности крыла и фюзеляжа. Самолет сможет нести до 90 кг полезной нагрузки. В перспективе возможно создание еще более внушительного аппарата с антенной диаметром свыше 30 м. Он должен летать на высоте 21 км со скоростью 220 км/ч в течение одного-двух лет.
Аппараты типа SHARP могут использоваться для телефонной и телевизионной связи с движущимися объектами, контроля за экологической обстановкой и т. д. Заинтересовались такими машинами и военные. Их привлекает способность самолета круглосуточно, в течение длительного времени вести патрулирование границ, прибрежной зоны, обнаруживать низколетящие аппараты и крылатые ракеты, вести радиоэлектронную разведку.
Однако, очень трудно создать узкосфокусированный микроволновый луч. Для этого на земле нужна антенна диаметром 70 м и соответствующее оборудование — выпрямители, генераторы и т. д. Поэтому в 20 веке таких пилотируемых самолётов не появилось