=KRoN=>Кстати, насколько я понимаю, при соосной схеме вихрь получается меньше?
Это смотря что и как мерить
Например: Ка-50 летит довольно тихо, если стоять в стоне от его траектории полета (слышны характерные приглушенные хлопки). Но, если оказаться под ней (попасть в вихрь) - ужо больно шумит
даже сигнализации у автомобилей срабатывают.
При равных взлетных весах машин и "равной" нагрузке на винт, несущий винт соосной схемы меньше, чем одиночный. Слово "равной" стоит в кавычках, т.к. тут участвуют две теории эквивалентного винта: увеличенного диаметра и двойного заполнения. По последней теории интенсивность вихревой пелены у соосного винта будет повыше.
Но в расчетах, обычно, рассматривается пелена до 3..5 диаметров НВ. Зона наибольшей интенсивности - где-то около 2х диаметров, как раз тут и проявляется эффект "земной подушки". Через 10 диаметров НВ вихрь уже окончательно размывается и не заметен.
--
Когда создавался "Апач", у американцев был принцип: "Страшнее Шилки зверя нет". Перед создателями стояли задачи, чтобы машина могла скрытно перемещаться к полю боя, первой обнаружить противника и выжить при огневом контакте с ним. По заявлению американцев, цитирую: "С появлением у русских комплекса "Тунгуска" вопрос о выживании AH-64 был снят".
История повреждений вертолетов вообще чудная: во время панамского конфликта, США потеряли больше вертолетов в результате аварий от столкновения с проводами, чем от огня противника. Во время "Бури в пустыне" "Апачи" очень сильно страдали от неподготовленности аэродромов. Мелкие камни и песок быстро изнашивали или просто ломали лопасти рулевого винта.
История с "Команчем" может напоминать историю A-10 во Вьетнаме. Штурмовик создавался для условий противодействия ЗРК (ПЗРК), но "эти макаки залазили на пальмы и лупили по самолетам из ДШК" (извиняюсь за "макаки", но это тоже цитата). А пули не осведомлены, что старший по званию имеет привелегии
Разница тут невелика: достаточно нарваться на таких "зенитчиков" и, в одном случае будет металлолом, в другом - просто хлам.
У нас с западными странами несколько разный подход к защите. Наши Ми-28 и Ка-50 забронированы, насколько позволила фантазия конструктора. Когда переделывали Ка-50 в Ка-50-2 "Эрдоган", все недоумевали: "Зачем им на носу такая теплица? По летчикам же можно из рогатки стрелять". Турки невозмутимо отвечали: "У нас другой подход - мы страхуем летчиков". На это аргументов не нашлось.