РДТТ-области применения точки над Ё

Теги:космос
 
+
-
edit
 
Хочется поставить ВСЕ точки над Ё.
МНЕ ОЧЕНЬ НРАВЯТСЯ РДТТ!
То что я фантазирую (и уже и реализовываю потихоньку свои фантазии) на счет ГРД связанно не с предпочтениями и чувствами, а с трезвомыслием.

Поэтому я сел и написал вот это – обоснование моего ИНТУИТИВНОГО ощущения.
(прим. Я считаю, что в науке есть лишь два истинных, взаимодополняющих пути – ИНТУИТИВНЫЙ и ЧИСЛЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ).

ДОСТОИНСТВА РДТТ

А. ПОСТОЯННАЯ ГОТОВНОСТЬ К СТАРТУ. И вытекающие и связанные с ней –хранимость и транспортабельность. На сегодняшний день только РДТТ (особенно в конструктиве транспортно-пусковых комплексов-капсул) обеспечивают мгновенный запуск, практически без предстартовой подготовки после 10 и даже 12 лет хранения.

B. ВЫСОЧАЙШАЯ ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ МАССОВОГО ПРОИЗВОДСТВА, Вытекающие и связанные с этим простота конструкции, однообразность в больших сериях – в массовом производстве, на долгосрочной основе РДТТ малого и среднего размера ВНЕ конкуренции по совокупной стоимости использования. (НИОКР+производство+хранение+использование)

C. ВЫСОКАЯ ТЯГА.
Наивысший показатель тяги как абсолютный, так и на единицу массы конструкции. Наиболее мощным РД в мире как раз и является РДТТ – стартовый ускоритель Шаттла (о нем же позже.)


НЕДОСТАТКИ РДТТ.

D. НИЗКИЙ УДЕЛЬНЫЙ ИМПУЛЬС.
Это ГЕНЕТИЧЕСКИЙ порок термодинамических процессов протекающих в ТВЕРДОМ теле (а на самом деле они протекают в газовой фазе, а вначале тратится энергия на возгонку). Рекордным на сегодняшний день является импульс двигателя IUS = 2863 м/с. Теоретически можно увеличить импульс до 3100-3200 мс применяя перхлорат нитрония с гидридным топливом (BeH или Li(Al4) ) на боросодержащих связках – но даже этот ПРЕДЕЛЬНЫЙ ТЕОРИТИЧЕСКИЙ импульс ниже,чем практический у керосин -кислородных двигателей. Не спасает ни высочайшее конструкционно-массовое совершенство (у того же IUS топливо составляет более 90 процентов массы), ни высокая плотность топлива (при использовании перспективных гидридов она может оказаться даже ниже, чем у углеводородно-кислородных ЖРД).

E. ОЧЕНЬ ВЫСОКАЯ ЦЕНА РАЗРАБОТКИ-НИОКР.
Настолько, что даже СССР, где денег отродясь не считали, поначалу считал эту область не доступной. И лишь богатейшие США рискнули разрабатывать ТЯЖЕЛЫЕ РДТТ. Разработка РДТТ состоит из сложнейшего процесса увязки конструктива с технологическими и химическими разработками.

F. ОПАСТНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА.
Самая знаменитая авария космического корабля по вине РД произошла именно с РДТТ в главной роли. Причем непосредственной причиной стало всего лишь небольшое отклонение в метеоусловиях использования и хранения. Надо отметить, что производство РДТТ представляет из себя типичное производство ВВ, со всеми вытекающими из этого последствиями.

Мы не будем касаться некоторых НЕСУЩЕСТВЕННЫХ недостатков РДТТ , таких как короткое время работы и связанные с этим чрезмерные нагрузки на объекты приложения,невозможность (или крайняя ограниченность) управления тягой-старт-стопным режимом и т.д.

Небольшая таблица
(+) - положительно(дважды -ОЧЕНЬ)
(±) - малозначительно
(0) – не играет роли
(-) - отрицательно(дважды- ОЧЕНЬ)

                    A   B   C    D    E    F
Военное 
ракетостроение      ++  ++  ++   -    0    0
-в  т.ч. МБР        +   +   ++   -    0    0
Космическое 
ракетостроение
-научное            0   0   ±   -+   -    --
-коммерческое       ±  ±  ±   --   --   -
Любительское 
ракетостроение
-рекордное          0   0   0    --   --   -
-коммерческое 
 серийное           +   +   0  +  -   --

Присвойте каждому значку баллы, можно применить «весовые» коэффициенты. И ПОСЧИТАЙТЕ какой должна быть РЕКОРДНАЯ ЛЮБИТЕЛЬСКАЯ…

С уважением, Ник

P.S. Эта сволочь неживая жрет пробелы, как я сахар :mad:
Объективная реальность - вариант бреда, обычно вызывается низким уровнем концентрации алкоголя в крови.
 
+
-
edit
 

varban

администратор
★★★
Nick_Crak>Хочется поставить ВСЕ точки над Ё. :smile: Надо всеми :tongue: ?

Nick_Crak> МНЕ ОЧЕНЬ НРАВЯТСЯ РДТТ!

Мне - не очень. Тут явно зависить от дозы... не тебе объяснять :wink: Nick_Crak>То что я фантазирую (и уже и реализовываю потихоньку свои фантазии) на счет ГРД связанно не с предпочтениями и чувствами, а с трезвомыслием.

Нуу... местами :smile: По-моему все мы тут - кандидаты на освидетельствование :tongue: Nick_Crak>ДОСТОИНСТВА РДТТ

Nick_Crak>А. ПОСТОЯННАЯ ГОТОВНОСТЬ К СТАРТУ.

Ага

Nick_Crak>B. ВЫСОЧАЙШАЯ ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ МАССОВОГО ПРОИЗВОДСТВА,

Массового - да. Наш завод больше зарядов делал, чем мясокомбинат - сосиски :biggrin: Nick_Crak>C. ВЫСОКАЯ ТЯГА.

И это верно. Плюс к тому - и суммарный импульс. 570 килотонн-силы.секунда по оси одним движком - это Энергия. Но суммарно...

Nick_Crak>Наиболее мощным РД в мире как раз и является РДТТ – стартовый ускоритель Шаттла.

Серийный. Были и раза в четыре с чем-то больше. 2300 тонн топлива.

Nick_Crak>НЕДОСТАТКИ РДТТ.

Nick_Crak>D. НИЗКИЙ УДЕЛЬНЫЙ ИМПУЛЬС.

Так. Но в плюсах забыл высокую плотность. А она очень даже разменивается на импульс. Для МБР на 10 000 km повышение удельного импульса на 1 m/s эквивалентно повышению плотности на 0.01 g/cm3 или уменьшения степенного показателя в законе горения на 0.01 (с) проф. Рогов, мой лектор по СТРТ и завкаферды 0815 родной техноложки.

Nick_Crak>Это ГЕНЕТИЧЕСКИЙ порок термодинамических процессов протекающих в ТВЕРДОМ теле (а на самом деле они протекают в газовой фазе, а вначале тратится энергия на возгонку).

Нууу. Не возгонка... но ладно, не суть.
На самом деле причнина - не энергия, которая теряется на инициирования реакции горения (постоянно и послойно), потому что этот вид потерь типичен и для ЖРД (раз), а главное - энергия-то тратиться в камере и ей некуда деться - все равно выдет через дырочку :biggrin: (ДВА).

> Рекордным на сегодняшний день является импульс двигателя IUS = 2863 м/с.

Это с охеренным расширением сопла. На земле в стандартных условиях (40 атмосфер в камере, 1 - на срезе) импульс врядь ли больше 2600.

> Теоретически можно увеличить импульс до 3100-3200 мс применяя перхлорат нитрония с гидридным топливом (BeH или Li(Al4) ) на боросодержащих связках

... но я к такому заводу ближе, чем в пару кэмэ не подойду :wink: По-настоящему ограниченность РДТТ следует из его однокомпонентности. Раз один компонент, чем больше энергии мы в нем запасем, тем он нестабильнее, чувствительнее и опаснее.
Кстати, американцы легко могли увеличить удельный импульс боковушек Шаттла на 5...6 единиц, введя процентов 20 октогена в рецептуру, но не захотели - такое топливо устойчиво детонирует со скоростью 7000 m/s. :eek: :eek: :eek: Nick_Crak>E. ОЧЕНЬ ВЫСОКАЯ ЦЕНА РАЗРАБОТКИ-НИОКР.

А вот тут ты в корне не прав. В том-то и фишка, что РДТТ дешевле в разработке, чем даже движок автомобиля :smile: Мы их клепали как правило в составе трехчленки - пороховик, механик и чертежник. С нуля (и в плане рецептуры) - за полгода.
Если на основе существующей - за 3 мес.

Nick_Crak>Настолько, что даже СССР, где денег отродясь не считали, поначалу считал эту область не доступной.

На это были скорее исторические, чем эконемические причины. СССР пошел по пути развития баллиститов сразу после войны (а там преимущество для мелких зарядов - кило стоило несколько рублей!), а американе - по пути смесевых. И поэтому и сегодня советская технология производства баллиститов - классика всех времен и народов... правда, в 70...80 годы советские смесевые сделали качественный рывок (сначала в связи с ПЗРК и авиационные УРы, а потом - со стратегами).
Но в СССР были сильнейшие конкуренты и со стороны ЖРД (ампульные жидкостные ракеты у Штатов не так часто встречаются... Ланс помню только).

Nick_Crak>F. ОПАСТНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА.
Nick_Crak>Самая знаменитая авария космического корабля по вине РД произошла именно с РДТТ в главной роли.

А самая крупная в истории ракетной техники - с ЖРД

> Причем непосредственной причиной стало всего лишь небольшое отклонение в метеоусловиях использования и хранения.

По большому счету причнина обоих аварий одна - ответственные за пуск прогнулись перед начальством. Небольших отклонений в ракетной технике не бывает :frown: > Надо отметить, что производство РДТТ представляет из себя типичное производство ВВ, со всеми вытекающими из этого последствиями.

Верно. До последнего слова.

Nick_Crak>Мы не будем касаться некоторых НЕСУЩЕСТВЕННЫХ недостатков РДТТ , таких как короткое время работы и связанные с этим чрезмерные нагрузки на объекты приложения,невозможность (или крайняя ограниченность) управления тягой-старт-стопным режимом и т.д.

Для нас они на сам деле несуществены. Вот для больших ракет - да.

Nick_Crak>Небольшая таблица

[поел]

Nick_Crak>P.S. Эта сволочь неживая жрет пробелы, как я сахар :mad: :biggrin: Для того, чтобы не жрала, надо использовать пара тэгов:
[cоde]
     То    что         мы         хотим         иметь 

     в     таком       псевдо     табличном     виде
[/cоdе]

 
+
-
edit
 
varban>Нуу... местами :smile: По-моему все мы тут - кандидаты на освидетельствование :tongue: Как отличник по психиатрии :smile: - психической болезнью является такое отклонение в психике которое мешает ОБЩЕНИЮ :smile: А тут самое место :smile: varban>Серийный. Были и раза в четыре с чем-то больше. 2300 тонн топлива.

Это какой блин такой монстр!!!!А?

Nick_Crak>>F. ОПАСТНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА.
Nick_Crak>>Самая знаменитая авария космического корабля по вине РД произошла именно с РДТТ в главной роли.

varban>А самая крупная в истории ракетной техники - с ЖРД
Это когда маршал Советского Союза Недельченко (по моему?)(а с ним до 200! чел)сгорел? Так это ОТВРАТИТЕЛЬНАЯ организация стартовых работ - когда вокруг ЗАПРАВЛЕННОЙ ракеты люди СОТНЯМИ крутятся -слышал, что у американцев после заправки все автоматизированно - и на стартовой никого.

>> Причем непосредственной причиной стало всего лишь небольшое отклонение в метеоусловиях использования и хранения.

varban>По большому счету причнина обоих аварий одна - ответственные за пуск прогнулись перед начальством. Небольших отклонений в ракетной технике не бывает :frown: С Шаттлом понял, а второй раз?

А с самой таблицей ты согласен?

Ник
Объективная реальность - вариант бреда, обычно вызывается низким уровнем концентрации алкоголя в крови.
 
+
-
edit
 

Campus

втянувшийся
varban>>Нуу... местами :smile: По-моему все мы тут - кандидаты на освидетельствование :tongue: varban>>А самая крупная в истории ракетной техники - с ЖРД
Nick_Crak>Это когда маршал Советского Союза Недельченко (по моему?)(а с ним до 200! чел)сгорел? Так это ОТВРАТИТЕЛЬНАЯ организация стартовых работ - когда вокруг ЗАПРАВЛЕННОЙ ракеты люди СОТНЯМИ крутятся -слышал, что у американцев после заправки все автоматизированно - и на стартовой никого.

Как сказал Варбан, там "ответственные за старт перед начальством прогнулись". Перед самым стартом обнаружилась неполадка и ее решили быстренько на месте исправить По ТБ запрещено производить операции на запрвленной ракете. А так как рядом был маршал, то ТБ решили подвинуть (пуск был еще и показательный, а слив топлва вещь долгая и нудная). Один из корифеев нашего факультета был на этом пуске и когда пошла такая пьянка снял свою группу со старта и ушел от ракеты подальше. Потому и смог рассказать что там произошло.
 
+
-
edit
 

algor17

опытный
Нутром чую :smile: Правда, я упразднил систему спасания и полезный груз предложил заменить на 2 кг проволочек, а ракету подорвать на вершине траектории :smile: Ну вот плавно подошли что ракета будет с БЧ.Заметут,ой заметуть,и будем вместо нета перестукиваться между камерами,причем о следующей конструкции.
 

muxel

Энтузиаст реактивного движения

varban>>>Серийный. Были и раза в четыре с чем-то больше. 2300 тонн топлива.

Nick_Crak>>Это какой блин такой монстр!!!!А?

varban>Серия SL, если не глючу. Это я с лекции Сиротинкина по технологии зарядов запомнил и так не удусужился нарыть инфы и Вейда. Но это была альтернатива Сатурна - Нова.
varban>Твердотопливный сверхтяжелый носитель. Луна, Марс, то-сё.
varban>Сделали штуки 5 моторов. Во время первого запуска из критсечения монстра вырвало полутонный кусок. Но стенд выдержал эксцентриситет тяги, а сопло не прогорело.
varban>Дальнейшие запуски были в норме. Но лететь ЭТО не летело.

Самый большой РДТТ это Aerojet AJ-260-2. Вот только ты с его массой перебрал сильно :) Хотя были проекты и побольше 325 in solid, на 7 000 тонн тяги...
 
+
-
edit
 

varban

администратор
★★★
muxel>Самый большой РДТТ это Aerojet AJ-260-2. Вот только ты с его массой перебрал сильно :smile: Хотя были проекты и побольше 325 in solid, на 7 000 тонн тяги...

Ага, перепутал, раза в 3... ладно, что не на порядок :smile: Но серию SL, а также факт аварийной работы помню. Еще запомнилось, что это - крупнейший заряд - более 6 метров.
В остальном - коктель... 15 лет прошло как-никак :confused: :eek:
 
+
-
edit
 

varban

администратор
★★★
varban>>Серийный. Были и раза в четыре с чем-то больше. 2300 тонн топлива.

Nick_Crak>Это какой блин такой монстр!!!!А?

Серия SL, если не глючу. Это я с лекции Сиротинкина по технологии зарядов запомнил и так не удусужился нарыть инфы и Вейда. Но это была альтернатива Сатурна - Нова.
Твердотопливный сверхтяжелый носитель. Луна, Марс, то-сё.
Сделали штуки 5 моторов. Во время первого запуска из критсечения монстра вырвало полутонный кусок. Но стенд выдержал эксцентриситет тяги, а сопло не прогорело.
Дальнейшие запуски были в норме. Но лететь ЭТО не летело.

varban>>А самая крупная в истории ракетной техники - с ЖРД
Nick_Crak>Это когда маршал Советского Союза Недельченко (по моему?)(а с ним до 200! чел)сгорел?

Неделин. Человек 70 было.

> Так это ОТВРАТИТЕЛЬНАЯ организация стартовых работ

Так у Шаттла - тоже. Принятие решения о запуске - это есть вершина работы руководителя стартовой команды. Дальше все делают подчиненные и автоматика.

> когда вокруг ЗАПРАВЛЕННОЙ ракеты люди СОТНЯМИ крутятся -слышал, что у американцев после заправки все автоматизированно - и на стартовой никого.

Там все же МБР была. А на Байконуре тоже не бурлаки дьюары подтягивают :smile: Это все из-за нештатки было, а во время нештатки и видно руководителя.
Но соблазн полезть и устранять "боб" силён... сам грешил немало, правда, один... Перун миловал.
Поэтому я может и перегнул палку (но слегка). Психологически это (в оба случая) - совсем не простая ситуёвина. Правда, руководителю в оба случая надо было не думать, а инструкцию выполнять.
Э, в одном случае положил бы партбилет и пошел бы по шпалам, а в другом... даже не знаю, что в другом было бы...
Ладно, увлекся я.
Но это тебе на зарубку (не на приклад :wink: ).
Если (дай Перун) будеш участвовать в опасных работ, то выполнять все распоряжения руководителя до команды "отбой". Если же будешь руководителем, не прогибаться :smile: Хотя в стартовой команде твоя должность меньше всего сомнений вызывает - врач :wink: Nick_Crak>А с самой таблицей ты согласен?

Постольку-поскольку. Это, конечно, попытка упростить.
Пример простой и конкретный. По 200H :wink: Если идет речь о РД суммарным импульсом до 7...8 тонн-силы.секунда, то РДТТ - без конкуренции. (масса заряда около 30 килограмм).
Если же речь идет о полутонных зарядов, то такой РДТТ можно и попросту не сделать.
Правда, я не понимаю одно.
Почему ракета обязательно должна быть большой?
Я ведь год назад говорил, 200 км можно взять и маленькой. Нутром чую :smile: Правда, я упразднил систему спасания и полезный груз предложил заменить на 2 кг проволочек, а ракету подорвать на вершине траектории :smile: Робкие возражения, что это опасно я отмел сравнением массы первой (неспасаемой) ступени и второй. А потом, в варианте 200Н ver. 2000 обе-три ступени должны были быть с самоликвидацией. Удлиненными зарядами :biggrin: Правда, тогда точно октогена придется искать :rolleyes::eek:
 
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
+
-
edit
 

varban

администратор
★★★
Вот в процессе перечитывания нарыл:
Дядя Сидор:
quote:
Вот тут какая мысль пришла, в процессе выпивания пива, и заедания его креветкой.
Берётся пара (первое приближение) пузырей водки, и у прапорщика (дембелей) из соотв. воинской части приобретается либо весь летательный аппарат, либо его ключевые агрегаты, с использованием которых и достигается искомый результат. А вы говорите удельный импульс.

Тут вам не америка

 

// [html_a href=http://airbase.ru/forum/Forum3/HTML/000044.html]Исторический топик</а>, в конце :biggrin:
 

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru