[image]

Хруничев, Ангара и Байкал

Теги:космос
 
1 2 3 4 5 6 7 12
+
-
edit
 
Все, что связано с subj'ем...
 
RU Старый #21.12.2001 10:31
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
ratman>Все, что связано с subj'ем...
а что это за слово? (правда не знаю)
Ангара мне вот чем не нравится. По публикациям в НК выходит, что её тяжёлый керосиновый вариант выводит из Плесецка 21 тонну на ЛЕО. А 26т - это криогенный вариант. Таким образом мы рискуем израсходовав уйму времени и денег и получить в плесецке второй Протон. А 21 т из Плесецка это не одно и то же, чем с Байконура, тут ведь на ГСО труднее лететь. Поэтому она по моему мнению не будет способна заменить Протон. Насчёт цифры 21т надо уточнить, возможно она относится к прежнему варианту с блоком "И" на третей ступени. Сейчас туда предлагают новый блок с диаметром 3.2 метра и увеличенной в полтора раза заправкой, возможно это увеличит ПН, а может всего лишь доведёт до заявленных 21т.
   

hcube

старожил
★★
Так ГСО-шный вариант же будет выводить 'прямо', и с использованием КВРБ. За счет этого и лучше. А в остальном - Протон Протоном. Поворот орбиты будет происходить в апогее. Тут по большому счету нет разницы, Плесецк, Байконур или остров Рождества. Ну, плюс минус 100 м/с, не больше. Право слово, лучше бы делали на основе Зенита ракету. С водородной второй ступенью на одном РД-120 Зенит может вытащить на LEO IMHO до 15-17 тонн. А то и 25, если ступень большая. Как-никак, четвертинка Энергии. О, кстати, вопрос! Можно ли к Зениту в качестве второй ступени прицепить КВРБ? И половинку можно было бы использовать, буде необходимость возникнет - Энергию-М. Хотя... кто мне скажет, насколько РД-191 дешевле РД-171? Точнее - дешевле ли 4 РД-191 одного РД-171?
   
RU Старый #21.12.2001 14:54
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
Vladimir.>Привет!

Vladimir.>http://space.city.tomsk.net/angara.htm
Vladimir.>http://space.city.tomsk.net/baykal.htm
Vladimir.>И мои фото с Авиасалона.
Vladimir.>http://maks2001.city.tomsk.net
На первой из этих ссылок перечислены судя по названию интереснейшие фотографии, а доступ дан только к десяти :frown: .
Нельзя ли эту проблемку решить, или я не так пытался?
Что касается Байкала, жаль. что нет крупных планов, пусть бы все посмотрели, как технологические лючки нарисованы краской по металлу. :smile: Интересно, в тексте написано, что шасси от Як-42 и Су, а на макете - от МиГ-23 (на снимках видно) а это СОВСЕМ не одно и то же. :wink:
   
RU Старый #21.12.2001 14:57
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
Vladimir.>Привет!

Vladimir.>http://space.city.tomsk.net/angara.htm
Очень хочу посмотреть все фотографии. Как это сделать?
   
RU Старый #21.12.2001 15:12
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
hcube>Так ГСО-шный вариант же будет выводить 'прямо', и с использованием КВРБ. За счет этого и лучше. А в остальном - Протон Протоном. Поворот орбиты будет происходить в апогее. Тут по большому счету нет разницы, Плесецк, Байконур или остров Рождества. Ну, плюс минус 100 м/с, не больше.

Нет, на поворот плоскости тратится большая характеристическая скорость, и чем на больший угол, тем хуже. Поэтому и стараются ставить космодромы ближе к экватору. Чтобы ту же ПН вывести на ГСО с Плесецка нужно (при прочих равных в т.ч. одинаковых РБ)ПН на ЛЕО 26т. Это было в условиях конкурса.

Право слово, лучше бы делали на основе Зенита ракету. С водородной второй ступенью на одном РД-120 Зенит может вытащить на LEO IMHO до 15-17 тонн. А то и 25, если ступень большая. Как-никак, четвертинка Энергии. О, кстати, вопрос! Можно ли к Зениту в качестве второй ступени прицепить КВРБ? И половинку можно было бы использовать, буде необходимость возникнет - Энергию-М. Хотя... кто мне скажет, насколько РД-191 дешевле РД-171? Точнее - дешевле ли 4 РД-191 одного РД-171?

Зенит использовать нельзя: обязательное условие - только отечественная техника. Что мешает сделать УРМ на основе центр. блока Протона? (тот же диаметр как у зенита). Мешает стремление Хруничевцев обязательно втянуть в унификацию и лёгкий носитель, но этому отнюдь не технические причины.
Я думаю, любой другой вариант был бы лучше, чем нынешняя Ангара. Например типа Энергия-М с боковыми блоками на основе баков Протона и упрощённого РД-171
   

hcube

старожил
★★
Не, использование одного блока для всех носителей - это плюс. Это серийность производства. И очень может быть, что 4 УРМа будут стоить меньше одной первой ступени Зенита. Потом, никто не мешает использовать усиленный водородный блок, который сможет вытащить IMHO до 35 тонн. То есть ту же нагрузку Энергии-М.
   
RU Старый #21.12.2001 16:33
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
hcube>Не, использование одного блока для всех носителей - это плюс. Это серийность производства. И очень может быть, что 4 УРМа будут стоить меньше одной первой ступени Зенита. Потом, никто не мешает использовать усиленный водородный блок, который сможет вытащить IMHO до 35 тонн. То есть ту же нагрузку Энергии-М.

На ВСЕХ носителях не получится. Только на тяжёлой Ангаре и Космосе 3М. Циклон заменять вобще не нужно, его легко заменит Союз с блоком Фрегат. Союзы менять никто вроде не собирается. Остаётся только лёгкая ангара, того же класса, что и Космос-3М. Он летает два раза в год, вот и вся унификация.
Если оснащать Ангару криогенным центр. блоком, то тогда УРМ реально вырождается до обычного бокового ускорителя. На это и нужно ориентироваться. Нужно СРАЗУ его делать как боковой ускоритель для тяжёлой криогенной ракеты, на базе Протона и РД-171.
   
RU Старый #21.12.2001 16:48
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
Кстати, о наклонении.
Идея летать на геостационар с Плесецка вызывает большие сомнения. Слишком уж сильно приходится разворачивать наклонение. Необходимо не спешить, как следует подумать, и отказаться от этой идеи. Для геостационарного носителя нужно строить площадку как можно южнее. Лучшее место по всем параметрам юг дагестана, в р-не г. Дербент. Широта - 42гр!.
Доставка водным путём в сборе и с минимальными затратами. Климат - курорт. Единственная но очень существенная проблема - ступени будут падать в пустыню каракум. Если удастся как-то решить эту проблему с Узбекистаном, то путь открыт. Решить наверно будет не очень сложо - вряд ли он найдёт другой способ получить с пустыни хоть какие-то деньги.
В качестве альтернативного варианта - приморье или южный сахалин (45град). Южный сахалин - это конечно не северный кавказ :smile: , но жить можно. Проблема - доставка, возить нужно морем через полсвета. Но если выгодно возить на о.Рождества или в Куру, то можно и на дальн. восток.
В пользу Плесецка приводят вргумент, что мол там 20 лет назад построен фундамент для стартового комплекса. Но ведь фактически, кроме фундамента всё остальное прийдётся строить заново. Может экономия не так уж и велика?
Не будет ли слишком накладно нашим потомкам каждый раз расплачиваться за лишние 20гр разворота наклонения только из-за того, что в начале века у нас не нашлось денег на постройку нового фундамента?
   
RU Vladimir. #21.12.2001 21:45
+
-
edit
 
RU <Slowspeed> #21.12.2001 21:49
+
-
edit
 
Там про Ангару написано "В первый испытательный полет ракета должна отправиться в 2001 году с российского космодрома Плесецк".
В связи с этим возникает вопрос - она на этой неделе полетит или на следующей? :-)
 
+
-
edit
 
ratman>>Все, что связано с subj'ем...
Старый> а что это за слово? (правда не знаю)
Старый> Ангара мне вот чем не нравится. По публикациям в НК выходит, что её тяжёлый керосиновый вариант выводит из Плесецка 21 тонну на ЛЕО. А 26т - это криогенный вариант. Таким образом мы рискуем израсходовав уйму времени и денег и получить в плесецке второй Протон. А 21 т из Плесецка это не одно и то же, чем с Байконура, тут ведь на ГСО труднее лететь.

То-то и оно, что труднее. Следовательно, Ангара, как ракета просто лучше Протона. И, потом, почему 21т ? Хруничев заявил 24.5т для керосинки.

Может быть, запускать на ГСО из Плесецка - не самая лучшая идея. Это другое дело. Но это только усиливает позиции Ангары, т.к пускать все равно лучше с экватора, а попробуйте договориться с любой страной запускать NО4/UDMH ракету с их территории ?
 
+
-
edit
 
hcube> на 36000 нужно потратить 3*2*sin(a/2) км/с ХС
???? вы о чем ????

hcube> Когда идет прямой пуск, орбита может быть хоть линейной. Ну, без тангенциальной составляющей скорости, 'прямо вверх'. А в верхней точке, на тех самых 36000, дать короткий импульс, который наберет 3 км/с, которые нужны для удержания на ГСО. Ну, короткий по отношению ко времени оборота, сиречь подъема-падения.

Нет - так никто не делает, потому как низзя. Вы забыли, что при вертикальном запуске вы постоянно работаете против g. За 5 минут запуска вы теряете 3км/с.

Для иллюстрации: представьте себе, что вы выползли за пределы атмосферы. С этого момента вы тратите 1g на поддержание высоты и 3g (условно) на горизонтальный разгон. Все вместе по теореме Пифагора - 3.16g. Если вы разгоняетесь вертикально, то вам придется тратить 4g.

В реальной жизни программа по тангажу оптимизируется с учетом сопротивления воздуха и других факторов
 
+
-
edit
 
Старый> Идея летать на геостационар с Плесецка вызывает большие сомнения. Для геостационарного носителя нужно строить площадку как можно южнее.
Вот тут я с вами полностью согласен.

Старый> Единственная но очень существенная проблема - ступени будут падать в пустыню каракум.

Подобные проблемы решаются внедрением столь нелюбимого вами Байкала :smile: А, кстати, за что вы его так не любите ? :smile:
 
RU Старый #22.12.2001 19:12
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
ratman>Подобные проблемы решаются внедрением столь нелюбимого вами Байкала :smile: А, кстати, за что вы его так не любите ? :smile: завтра отвечу
   

hcube

старожил
★★
Что значит затраты ХС? Это 'внизу' они большие. На 36000 нужно потратить 3*2*sin(a/2) км/с ХС. Правда, топливо для этого еще нужно туда вытащить... Нет! Когда идет прямой пуск, орбита может быть хоть линейной. Ну, без тангенциальной составляющей скорости, 'прямо вверх'. А в верхней точке, на тех самых 36000, дать короткий импульс, который наберет 3 км/с, которые нужны для удержания на ГСО. Ну, короткий по отношению ко времени оборота, сиречь подъема-падения.

А относительно водородной Ангары - хмм, я имел в виду модернизацию третьей водородной ступени, сиречь ее увеличение. Если на Союзе смогли поднять вес на орбите с 5 тонн до 7.5 за счет увеличения третьей ступени, чем Ангара хуже? Первые две, понятно, будут из УРМов. Или изменение схемы пуска - значительное увеличение водородной ступени, и использование ее в качестве второй ступени, а не третьей, а первая, соответсвенно - 5 спакетированных УРМов. Или 7.
   
RU Старый #22.12.2001 22:12
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
ratman>>Подобные проблемы решаются внедрением столь нелюбимого вами Байкала :smile: А, кстати, за что вы его так не любите ? :smile: За что я его ещё не люблю? За то, что он рассчитан на вход в атмосферу со скоростью 2 км/с. Это существенный момент, его постоянно подчёркивают хруничевцы. Хотя данная скорость в 2 раза превышает тепловой барьер для алюм. сплавов, но в принципе ещё можно обойтись простой теплозащитой.
Однако такую скорость он будет иметь только в варианте Ангара1.2 с "толстой" 2-й ступенью (вариант для замены Циклона) В лёгком варианте с Бризом КМ и в тяжёлом варианте Ангара5 скорость входа будет примерно в 2 раза больше, около 4-х км/с. Именно на это значение надо рассчитывать, если говорить о массовом применении, а не пудрить нам мозги в проспектах цифрой 5.6М. А ведь это уже половина космической скорости. Как они его собираются спасать? Делать из него ещё один Буран? Но это опять же не главное, чем он мне не нравится.
   
RU Старый #22.12.2001 22:47
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
ratman>>Подобные проблемы решаются внедрением столь нелюбимого вами Байкала :smile: А, кстати, за что вы его так не любите ? :smile: "Несправедливость" того факта, что вершина современной технологии - ракетная ступень , погибает в первом же полёте, не даёт покоя изобретателям со времён Р-1. С тех пор предложено сотни проектов её спасения, но ни один не дошёл даже до стадии эскизного (Шаттл не в счёт - там ТТУ)
Так в чём же дело? А дело в том, что каждый раз использование многоразовой ступени оказывалось ДОРОЖЕ, чем одноразовых. Вот вы разбираетесь в экономике (не то, что я), скажите, вам не кажется, что один Байкал обойдётся в ДЕСЯТКИ раз дороже, чем один УРМ? И при ресурсе в 25 полётов вместо экономии мы рискуем получить убыток? К слову "десятки" не придирайтесь, принципиальный момент в убытках вместо экономии.
Вот за это я больше всего "не люблю" Байкал
   
+
-
edit
 
Старый> Байкал мне не нравится для начала (только для начала) тем, что он снижает грузоподъёмность ракеты. По рекламному проспекту ЗиХа с МАКСА 2000, ПН керосиновой Ангары с Байкалом составляет 18.4 т на ЛЕО, а кригогенной - 22.0т. То есть с Байкалом мы лишаемся даже нынешних возможностей по выведению на ГСО.

Да зачем вы вес считаете ? Считайте деньги. В сколько раз это будет дешевле на килограм пн ? Особенно по сравнению с Арианом (см. ниже).

Старый> Не зря так яростно раскручивать Байкал взялись те, кто заинтересован убрать Россию с перспективного рынка запусков на ГСО.

Да, кругом враги и заговоры... :smile: Поподробнее, пожалуйста. Вы о ком ?

Старый> Нам нужно уже сейчас конкурировать с Арианой5 и Дельтой4, а для этого уже сейчас нужен криогенный РБ и 35т на ЛЕО. Ангара как ни бери, вряд ли такое потянет.

На сегодняшний день Ариан 5 выводит на LEO 16т. 32т они пока только обещают к 2005. Если к 2005 у нас будет экваториальный космодром, то Ангара 5 на 28.5т (без Байкала) вполне сможет с ним конкурировать на ГСО. При этом будет значительно дешевле. Пуск Ариана 5 стоит, извините, $180М :eek: Я думаю, Ангара раза в два/три дешевле (здесь я могу ошибиться - поправьте, если я неправ). Запуск и инфраструктура керосинки значительно дешевле, чем у водородной ракеты. (Это не к тому, что водородная ракета - это плохо. Это к тому, что керосинка - это тоже ничего :smile: )

Так что даже с самым навороченым Арианом 5 ESC-B Ангара вполне справится :smile: Тем более с Дельтой IV. Там всего 23т на LEO.

Что касается Байкала, то тяжелый Ариан, кстати, специально делается с возможностью двойного запуска. То есть рынок средних нагрузок довольно весомый. Так что даже керосиновая Ангара с Байкалами его потянет. А дешевле это будет уже ОЧЕНЬ значительно.

Старый> А дело в том, что каждый раз использование многоразовой ступени оказывалось ДОРОЖЕ, чем одноразовых.

Чем одной - да. А чем десяти - нет.

Старый> вам не кажется, что один Байкал обойдётся в ДЕСЯТКИ раз дороже, чем один УРМ? И при ресурсе в 25 полётов вместо экономии мы рискуем получить убыток?

Нет, абсолютно не кажется. А почему вам так кажется ? Почему серийный самолетный движок, шасси и аллюминиевая доска стоят в ДЕСЯТКИ раз дороже, чем ракетная ступень ??? :confused: А Ариан вообще очень странная ракета, imho. (сейчас кое что почитаю и посчитаю - напишу)

P.S. даже, кстати, если с Байкалом по какой-то причине не получится, то все равно пытаться imho стоит - выиграть можно очень много.
 
+
-
edit
 
Теперь про Ариан. Это очень странная ракета. По-моему, когда 75% массы ракеты - это ТТ ускорители - это странно. Даже у сверхтяжелого Шаттла - только 58%.

2 ТТУ у Ариана весят 555 тонн. Тяга = 1320т, уи = 275с.
А их центральный модуль весит 170.8т, тяга 113.6т, уи = 430c.

Правда заключается в том, что Ариан - это не тяжелая ракета. Это легкая ракета с гипертрофироваными ускорителями. Любая средняя ракета с криогенной второй ступенью его просто сделает. Даже керосиновый Зенит-SL весит в полтора раза меньше, стоит в два раза меньше (даже со всеми морскими извращениями :smile: ), а выводит столько же, сколько Ариан.

Я не знаю, сколько стоят эти ускорители. Подозреваю, что много.
Их единственное достоинство - это очень большая тяга за счет очень маленькой эффективности. Все это существует только за счет того, что у них есть экваториальный космодром.

P.S. Кроме того, я не верю во французских инженеров в принципе :smile:
 
+
-
edit
 
Старый>За что я его ещё не люблю? За то, что он рассчитан на вход в атмосферу со скоростью 2 км/с....Однако такую скорость он будет иметь только в варианте Ангара1.2 с "толстой" 2-й ступенью (вариант для замены Циклона) В лёгком варианте с Бризом КМ и в тяжёлом варианте Ангара5 скорость входа будет примерно в 2 раза больше, около 4-х км/с.

Источники или расчеты, пожалуйста. Но даже если это так, он вполне может успеть затормозить на большой высоте раньше, чем начнутся проблеммы. У него есть аэродинамика, которая может предохранить его от "проваливания" в плотные слои. Вы можете показать, что это не так ?

Кроме того, Байкал обдувался в трубе на 10 Маха.
 
+
-
edit
 
А вообще, по-моему, вкладывать сейчас в новую тяжелую ракету может или очень богатый или очень смелый человек. Гарантий того, что будет достаточно тяжелых грузов, чтобы окупить разработку - нет. С этой точки зрения дешевый УРМ - это, может быть, и неплохо. Мы автоматически страхуемся от плохого рынка и можем конкурировать сразу по всем типам нагрузок.

Конечно, хорошая водородная ступень нужна - тут я с вами полностью согласен. Но она тоже должна быть небольшой (тонн на 100), стандартной и совместимой с любой конфигурацией. То есть, приблизительно, как Хруничевский УКВМ.

А по-настоящему тяжелые ракеты на 50+ тонн на LEO - это нам, к сожалению, пока не по карману.
 
+
-
edit
 
В связи со всем этим, интересно было бы узнать следующие цифры:

1. сколько будет стоить УРМ
2. сколько будет стоить Байкал
3. сколько стоит топливо для УРМа/Байкала
4. сколько стоит старт для Ангары
5. можно ли использовать один и тот же старт для легкой и тяжелой Ангары
6. если да, то насколько это будет дороже
7. сколько стоит ариановский ТТУ

После получения этих цифр мы сможем гораздо лучше оценить целесообразность (или нецелесообразность) Ангары/Байкала.
 
+
-
edit
 
:smile: Кстати, если все таки сделать вывод на ГСО с помощью ЭРД (см. соотв. топик), то новые тяжелые ракеты еще долго не понадобятся - хватит Ангары-3 с Байкалами :smile:
 
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
RU Старый #23.12.2001 09:58
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
ratman>Подобные проблемы решаются внедрением столь нелюбимого вами Байкала :smile: А, кстати, за что вы его так не любите ? :smile: Не удержался, отвечаю среди ночи. :smile: Байкал мне не нравится для начала (только для начала) тем, что он снижает грузоподъёмность ракеты. По рекламному проспекту ЗиХа с МАКСА 2000, ПН керосиновой Ангары с Байкалом составляет 18.4 т на ЛЕО, а кригогенной - 22.0т. То есть с Байкалом мы лишаемся даже нынешних возможностей по выведению на ГСО. Зачем нам такая ракета? Зачем нам 18 т из Плесецка? Не зря так яростно раскручивать Байкал взялись те, кто заинтересован убрать Россию с перспективного рынка запусков на ГСО. Нам нужно уже сейчас конкурировать с Арианой5 и Дельтой4, а для этого уже сейчас нужен криогенный РБ и 35т на ЛЕО. Ангара как ни бери, вряд ли такое потянет. Страна выкинет кучу денег и потратит драгоценное время на это корыто, и в итоге только УМЕНЬШИТ свои нынешние возможности. Не слишком ли дорогая цена?
   
1 2 3 4 5 6 7 12

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru