гибель PQ-17

Теги:армия
 

pifey

новичок
israel>Пифей, Ваш ник в честь того мореплавателя из Марсалы?
Ну не совсем в честь. Просто когда ник выдумывал - первое что вспомнилось.
 
RU Конструктор #16.01.2002 14:34
+
-
edit
 

Конструктор

модератор
★☆
pifey>Пикуль писал, что англичане, дав приказ конвою рассредоточиться не сообщили об этом нам. И наше командование поняло что к чему только из радиоперехвата, когда тонущие суда стала звать на помощь. Если это правда, то англичане выглядят не лучшим образом.

Это правда. СССР стало известно о рассредоточении конвоя во-первых, из радиограмм тонущих судов (первое судно было торпедировано через 3 часа после рассредоточения), во-вторых из перехвата немецких сообщений-победных реляций с подводных лодок и из сообщений немецких самолетов-разведчиков типа "конвой, видимо распущен". Немцы с момента обнаружения конвоя ни минуты не теряли его из виду- самолеты "Блом и Фосс" летали возле конвоя постоянно, чтобы обеспечивать наведение бомберов и торпедоносцев. Командир конвоя, получив приказ о рассредоточении, попытался хоть на время освободится от немецкого разведчика и поднял в воздух "одноразовый "Харрикейн", но немца сбить не удалось. Так что для немцев роспуск конвоя был секрет Полишениля. Через три дня, получив информацию о б ужасающих потерях, по поручению Сталина в БА заявился адмирал Алафузов и потребовал объяснений.
Он долго пытал англичан, кто же принял такое "мягко говоря, опрометчивое решение", наконец Паунд, выйдя из себя, резко ему ответил "решение принял я и я несу за него ответственность". А наказали все равно Гамильтона :D .
 
RU Конструктор #17.01.2002 08:14
+
-
edit
 

Конструктор

модератор
★☆
gals>Наверное, правда всплывет только после рассекречивания английских архивов. Какой там у них срок давности? Доживем ли?
gals>Но как-то в трусости обвинчть английских моряков язык не поворачивается.

Они давно рассекречены. В 1965г. Вот планы англичан:
Распоряжение адмиралтейства от 27 июня 1942 года.

Радиограмма командующему флотом метрополии.

Секретно. Срочно. Номер 0157 В от 27 июля 1942 года.

a) Поскольку адмиралтейство, возможно, будет раньше, чем наши силы, располагать более полными сведениями о передвижении немецких надводных сил, а также, поскольку вы, воз-можно, не захотите нарушать радиомолчание, мы …считаем нужным управлять движением конвоя, поскольку это движение, возможно, окажется зависимым от движения надводных сил противника.
b) Параграф а) не препятствует ни командующему Флотом метрополии, ни командующему 1-й эскадрой крейсеров Гамильтону, ни командиру сил охранения Бруму, ни командиру конвоя Даудингу давать такие распоряжения, касающиеся движения конвоя, которые могут диктовать-ся местными условиями и обстановкой.
с) В случае если адмиралтейство сочтет необходимым отдать распоряжение конвою лечь на обратный курс, время движения этим курсом будет указано, и эту меру следует понимать как временную, если адмиралтейство не прикажет конвою вернутся в Исландию.
d) Адмиралтейство, возможно, не будет знать условий погоды в районе следования конвоя; од-нако, несмотря на это, оно может дать ему приказ лечь на обратный курс; старшему офицеру конвоя разрешается не выполнять этого приказа адмиралтейства, если погода будет неясной.
e) Поскольку адмиралтейство будет осуществлять управление, очень важно, чтобы оно было информировано не только о месте нахождения и движения наших сил, но и о всяком нанесен-ном им ущербе. Вышесказанное не относится к условиям, когда корабли, нарушая радиомол-чание, выдавали бы свои координаты противнику. Информационные радиограммы следует да-вать только тогда, когда противник ДОЛЖЕН ЗНАТЬ (здесь и дальше - выделено мною) о ме-стонахождении наших сил.
f) Вообще говоря, безопасность конвоя от нападения надводных кораблей противника в районе К ЗАПАДУ ОТ МЕРИДИАНА острова Медвежий должна обеспечиватся силами прикрытия, а восточнее меридиана этого острова будет зависеть от дислокации наших подводных лодок.
q) Адмиралтейство будет по возможности нформировать все силы о движении противника.
h) Движение линейных сил прикрытия будет осуществляться по усмотрению командующим Флотом метрополии, однако ожидается, что эти силы НЕ БУДУТ ДЕЙСТВОВАТЬ в таком рай-оне, где они могут стать объектом интенсивных воздушных атак противника; действие в таком районе БУДУТ ОПРАВДАНЫ лишь в случае, если действительно появится возможность ВТЯ-НУТЬ В БОЙ ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ «ТИРПИЦ».
i) Движение крейсерских сил ближнего прикрытия (1-я эскадра крейсеров) будет осуществлятся по усмотрению командующего эскадрой крейсеров, подчиненного адмиралтейству или коман-дующему Флотом метрополии. В принципе крейсерским силам прикрытия НЕ СЛЕДУЕТ ИДТИ НА ВОСТОК ДАЛЕЕ о. Медвежий, если конвою не угрожает нападение надводных сил против-ника, с которыми крейсерские силы могли бы вступить в бой. В любом случае крейсерские силы прикрытия НЕ ДОЛЖНЫ ИДТИ ВОСТОЧНЕЕ меридиана 25 град.в.д.
k) Наша ОСНОВНАЯ цель- привести в порт назначения как можно больше судов конвоя. Лучий метод достижения этой цели – продолжать движение судов на восток, даже в случае, если кон-вой будет нести потери.
l) В случае, если конвою преградят путь силы, включая линейный корабль «Тирпиц», в условиях хорошей погоды и видимости и восточнее меридиана о. Медвежий, выбора НЕ БУДЕТ и конвою придется ЛЕЧЬ НА ОБРАТНЫЙ КУРС хотя бы на время. (Максимальная скорость конвоя- 11 узлов. Конвой сознательно обрекался на уничтожение, как приманка для «Тирпица», чтобы «в условиях хорошей погоды и видимости» самолеты с «Викториеса» могли атаковать «Тирпиц»- примечание мое). Это может быть сделано по приказу адмиралтейства, а в случае необходи-мости – и по приказу командующего Флотом метрополии, командующего эскадрой крейсеров или старшего офицера в конвое.
m) Когда конвой пройдет меридиан острова Медвежий, могут возникнуть обстоятельства, при которых судам лучше всего рассеяться и продолжать движение в русские порты самостоя-тельно. Приказ об этом могут дать командующий Флотом метрополии, командующий 1-й эскад-рой крейсеров, командир сил охранения, командир конвоя.
n) Командующему 1-й эскадрой крейсеров передать эту радиограмму на «Кеппел» и эсминцы охранения, а также командиру конвоя.

[ слишком длинный топик - автонарезка ]
 
RU Конструктор #17.01.2002 08:14
+
-
edit
 

Конструктор

модератор
★☆
Планы немцев:
Операция “Найтс мув” (выдержки из плана)
По получению приказа о подготовке операции, первая группа кораблей («Тирпиц», «Хиппер», 5 эсминцев 5-й и 6-й флотилии, стоящих в Тронхейме) и вторая группа кораблей («Лютцов», «Шеер», 5 эсминцев 8-й флотилии, стоящих в Нарвике) должны были перейти в передовые базы на севере Норвегии: пер-вая группа – в узкость Гимсе в Вест-фьорде, а менее быстроходная вторая группа – прямо в северную часть Альтен-фьорда и ждать приказа о выходе в море. Эсминцы должны были пополнить запасы топлива с ожидавших их тан-керов. Обе группы должны быть готовы выйти в море через 24 часа после по-лучения приказа о выходе в передовые базы.
По получению донесения воздушной разведки об обнаружении союзного конвоя и условного кодового сигнала от командующего ВМС группы «Север» генерал-адмирала Карлса в Киле о проведение операции обе группы кораблей выходят в море на полной скорости хода. В результате они должны прибыть одновре-менно в район в 100 милях северо-западнее мыса Нордкап, пройдя таким обра-зом половину пути до избранного места атаки конвоя ВОСТОЧНЕЕ (здесь и да-лее – выделено мною) острова Медвежий…Уничтожение крейсерских сил при-крытия поручается первой группе кораблей, вторая группа уничтожает охране-ние и суда конвоя…В случае наличия в силах прикрытия одного или более лин-коров союзников, германские надводные корабли должны воздержатся от атак, до тех пор пока эти силы не будут нейтрализованы с воздуха…Авианосцы про-тивника, если они будут находится в районе операции, должны быть обнаруже-ны и обезврежены самолетами Ю-88 до боевого соприкосновения кораблей…
После обнаружения конвоя, корабли противника, видимо вступят в бой, чтобы дать возможность конвою скрыться под прикрытием дымовой завесы. Против-ник, видимо, начнет свои действия с торпедных атак эсминцами, затем он по-пытается заманить немецкие корабли в зону, где находятся подлодки союзни-ков. В ответ на это немецкие корабли должны продолжать движение и обстрел различных целей из орудий, в то время как линейный флот, главным образом «Тирпиц» и «Хиппер», должны уничтожить прикрывающие конвой крейсера противника. Немецким эсминцам предписывается вступить в бой с эсминцами противника с целью не допустить маневрирования последних для торпедных атак, но сами немецкие эсминцы должны использовать любую возможность для нанесения торпедных ударов по крейсерам, а если позволит расстояние, то и по эсминцам и торговым судам противника… Как только бой с охранением за-кончится и силы прикрытия конвоя НАЧНУТ ОТХОД, ВСЯ МОЩЬ КОРАБЛЕЙ ДОЛЖНА БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНА ДЛЯ УНИТОЖЕНИЯ СУДОВ… достаточно нанести судам повреждения… беспомощные суда будут потоплены позднее подлодками и бомбардировщиками… экипажам бомбардировщиков напомина-ется, что для облегчения распознавания крыши и борта орудийных башен не-мецких кораблей выкрашены в ярко-желтый цвет, а на палубах в носовой и кормовой части нарисованы большие бело-красно-черные свастики… 5-я воз-душная армия должна произвести массированную бомбардировку конвоя до момента сближения с ним немецкого линейного флота.

При переходе в передовые базы «Лютцов» и три эсминца из первой группы на-скочили на камни, получили повреждения и в операции не участвовали.

То есть немцы:
1) не собирались гнаться за крейсерским прикрытием на запад навстречу Фло-ту метрополии.
2) Разгром конвоя планировался восточнее о. Медвежий, в районе под при-крытием своей бомбардировочной авиации, то есть там, куда Флот метро-полии и не собирался заходить.
 
RU Конструктор #18.01.2002 07:53
+
-
edit
 

Конструктор

модератор
★☆
gals>>>Но как-то в трусости обвинчть английских моряков язык не поворачивается.

Образцы позора и доблести

Лейтенант Грэдуэлл (командир траулера ПЛО «Айршир»). Получив приказ о рассредоточении конвоя и следовать в Архангелск самостоятельно, решил лечь сначала на противополжный курс- на северо-запад, к кромке паковых льдов. Он считал, что немцы немедленно воспользуются роспус-ком конвоя и перекроют зону юго-восточнее конвоя авиацией и подлодками (так оно и случилось). Позже он докладывал «я думал, что смогу защитить одно или два судна, не нарушая приказ о рас-средоточении». В итоге он присоединил к себе три американских судна: «Трубэдуэ», «Айронклэд» и»Сильвер Сод», подошел к кромке паковых льдов, далее этот маленьких конвою действовал не менее находчиво: все суда застопорили машины, чтобы не было дыма, и покрасили борта с южной стороны и все механизмы на палубах в белый цвет. Так они отстаивались несколько дней. Мимо несколько раз пролетали немецкие бомбардировщики, но не заметили суда. В конце концов эта группа благополучно добралась до Архангельска. (Артвооружение «Айршира»- одно орудие 76мм и три зенитных пулемета, некоторые транспорты из состава конвоя были вооружены лучше).

Капитан 1 ранга Джонси (командир корабля ПВО «Паломарес») присоединил к себе по праву старшего офицера (для обеспечения ПЛО) тральщики «Бритомарт» и «Хэлсион». К утру 5 июля к ним попытались присоединится 4 американских транспорта: «Файрфилд Сити», «Дэниэл Морган», «Джон Уайтерспун» и «Бенджамен Хэррисон». В 13.00 с «Паломареса» передали на все 4 судна, чтобы они оставались на прежнем курсе, далее эскортные корабли свернули в сторону и увеличили скорость. После оконания операции капитан 1 ранга Джонси был награжден орденом «За выдаю-щиеся заслуги». Из судов уцелел только «Бенджамен Хэррисон».


Капитан 1 ранга Лоуфорд (командир корабля ПВО «Позарика») присоединил к себе СКР «Лотос» и «Ла-Малоне». Потом к ним присоединилось спасательное судно «Рэтлин», набитое моряками с ранее потопленных судов и СКР «Поппи».
Далее к ним попытались пристать траулеры «Лорд Мидтон» и «Лорд Остин» (однотипные с «Айрширом»), но Лоуфорд заметил, что они сильно дымят и идут медленно. «Позарика» запросила траулеры, какая их максимальная скорость и получила ответ –11узлов.Больше никаких сигналов не было, но траулеры вскоре обнаружили, что они быстро отстают от других кораблей. Утром 5 июля к корблям пыталось присоединится судно «Беллигэм» (самое слабо вооруженное в конвое-3Х 11.43мм зенитных пулемета). Через 3 часа «Позарика» передала на «Беллингэм» приказ изменить курс на 45градусов, далее с нее просигналили «всего хорошего, желаем удачи» и эта группа кораблей ушла в сторону. «Беллингэм» в конце все таки добрался до Мурманска в одиночку, получив попадание торпедой от U-255(к-л Рич) 6 июля и чудом утром 8 июля сбив ФВ-200 «Кондор». В ночь на 6 июля «Позарика» встретилась с судном «Самуель Чейз» и вновь корабли эскорта ушли в сторону, увеличив скорость.

[ слишком длинный топик - автонарезка ]
 
RU Конструктор #18.01.2002 07:53
+
-
edit
 

Конструктор

модератор
★☆
Транспорт «Самуэль Чейз» в 08.45 5 июля обнаружил подлодку по правому борту. В 10.30 у капитана транспорта сдали нервы, он приказал «стоп машины, экипажу занять места в шлюпках, поки-нуть корабль». Шлюпки отошли от судна, но к изумлению команды немецкая подлодка даже не пыталась атаковать соблазнительную цель -дрейфующее новое судно типа «Либерти». В 14.00 капитан «Чейза» собрался с духом, и приказал возвращаться на судно. В итоге судно успешно добралось до Архангельска.

Над судном «Алькоа Рейнджер» с утра 5 июля непрерывно висел ФВ-200, не пытаясь, однако атаковать. Капитан судна (капитан-лейтенант ВМС США Кристоферсен) дал приказ поднять сигнал по международному своду, означающий капитуляцию, приказал спустить американский флаг и покинуть судно. Груз судна- стальные броневые плиты, мука и 19 танков М3 на палубе. Через 2 часа ФВ-200 улетел, помощник капитана взял командование на себя, поднялся с экипажем на борт и запер капитана в помещение.

Капитан судна США «Уинстон Сэйлем» Ловгрен, услышав многочисленые сигналы SOS, утром 8 июля выбросился на берег о. Новая Земля, сжег все документы, снял затворы с орудий и пулеме-тов, выбосил их за борт и увел экипаж на берег.
 
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
RU Конструктор #18.01.2002 08:04
+
-
edit
 

Конструктор

модератор
★☆
И, наконец, потери:
Список потопленных судов конвоя PQ-17
Приводится в следующем порядке: название судна; тоннаж; год постройки; страна; когда и кем потоплен; количество погибших.

“Алькоа Рейнджер”, 5116, 1919, США, 21.30 6 июля U-255(к-л Рич).
“Болтон Касл”, 5203, 1939, Англия, 05.35 6 июля 1 Ю-88 3эск.30 бомб.эскадры.
“Вашингтон”, 5564, 1919, США, 05.30 6 июля 3 Ю-88 3эск.30 бомб.эскадры.
“Джон Уайтерспун”, 7180, 1942, США, 16.40 6 июля U-255(к-л Рич), 1чел.
“Дэниел Морган”, 7177, 1942, США, 16.00 5 июля 6 Ю-88 30 бомб.эскадры, 1 самолет сбит, 3чел.
“Зафаран” (спасательное судно), 1559, 1921, Англия, 18.10 6июля 12 Ю-88 30 бомб.эскадры, 1чел.
“Иэлстон”, 7494, 1941, Англия, 19.30 6 июля 3 Ю-8 30 бомб.эскадры, добит U-334(к-л Саймон). Капитан попал в плен.
“Карлтон”, 5127, 1920, США, 10.15 5 июля U-88(к-л Бохман) 4чел., остальные попали в плен.
«Кристофор Ньюпорт», 7191, 1942, США, 04.50 4 июля, 1 Хе-115 1эск.906 торп.эскадры. Добит 08.23 4 июля U-457(к-л Бранденбург), 3чел.
«Нэйварино», 4841, 1937, Англия, 20.10 4 июля 1 Хе-111 1эск.26 торп.эскадры(лейт.Хеннеман, 50 000 потопленного тоннажа), самолет сбит, 1чел.
«Олдерсдэйл»(эскаденный танкер, брошенный Брумом), 8402, 1937, поврежден 17.10 5 июля Ю-88 30 бомб.эскадры, оставлен командой, добит 15.30 7 июля U-457(к-л Бранденбург).
«Олопана», 6069, 1920, Англия, 01.05 8июля U-255(к-л Рич), 6чел.
«Пан Атлантик», 5411, 1919, США, 18.10 6 июля 1 Ю-88 30 бомб.эскадры, 26 чел.
«Паулюс Поттер», 7168, 1942, Голландия, 05.30 6 июля 8 Ю-88 3эск.30 бомб.эскадры.
«Питер Керр», 6476, 1920, США, 17.00 5 июля 7 Хе-115 906 торп.эскадры, 4 Ю-88 30 бомб.эскадры.
«Пэнкрафт», 5644, 1919, США, 17.00 5 июля 2 ФВ-200, 3 Ю-88 30 бомб.эскадры, 2 чел.
«Ривер Афтон», 5423, 1937, Англия, 22.05 5июля U-703(к-л Байлфелд), 23 чел.
«Уильям Хупер», 7177, 1942, США, 20.12 4 июля Хе-111 1 эск.26 торп.эскадры, 3 чел.
«Файрфилд Сити», 5686, 1921, США, 15.00 5 июля 3 Ю-88, 6чел.
«Хатлбьюри», 5082, 1937, Англия, 14.50 7июля U-355(к-л Ла-Бом), 37 чел.
«Хоному», 6977, 1919, США, 15.36 5 июля U-456(к-л Тейчерт),19 чел. Капитан попал в плен.
«Хузиер», 5060, 1920, США, 00.30 10 июля 24 Ю-88 1 и 2 эск.30 бомб.эскадры, добит СКР «Ла-Малоне».
«Эмпайр Байрон», 6645, 1941, Англия, 08.23 5 июля U-703(к-л Байлфелд) 18 чел. Капитан попал в плен.
«Эль-Капитан», 5255, 1917, Панама, 05.45 10 июля 1 Ю-88 1эск.30 бомб.эскадры.
Кроме того, танкер «Азербайджан», СССР, потерял весь груз (масло) в результате попадания торпедой при налете Хе-111 4 июля. Всего до роспуска конвоя (22.15 4июля) было потоплено три судна. Итого на дно пошли 24 судна общим тоннажем 142 518 тонн, 3350 автомашин, 430 танков, 210 бомбардировщиков, 99 316 тонн общих грузов – тягачи, продовольствие, стальной бронелист, РЛС, ВВ и боеприпасы.
 

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru