вот чтобы говорить капельку конкретнее, и чтоб перед глазами что-то было, перевел на скорую руку, прошу не обессудить
AVIATION WEEK AND SPACE TECHNOLOGY
'Well-Trained' Pilots Left Little to Chance
BRUCE D. NORDWALL/WASHINGTON
Даже натасканные пилоты имели бы мало шансов
Пилоты и диспетчеры соглашаются, что террористы, вонзившие угнанные самолеты в ВТЦ и Пентагон, должны быть опытными пилотами, которые должны потренироваться на Boeing 757/767.
Симуляторы для 757/767 существуют в 27 местах вне США и 11 внутри страны.
Даже с военной точки зрения (gunpoint), непостижимо, что пилоты намеренно превратили самолеты в орудие камикадзе, рассуждают они, поскольку угонщики должны управлять. Военная точность целой операции, начавшейся со взлета четырех лайнеров из трех разных аэропортов за 20-минутный период, показывает, как мало было шансов.
Не делая конкретных обвинений, отставной генерал авиации Чарльз Горнер (Charles Horner) указал, что Ирак и Иран имеют базу опытных пилотов и возможности тренировки. Горнер, возглавлявший авиацию в 1991-92 годах во время Войны в Заливе, сказал, что иракские пилоты перегнали захваченые кувейтские Боинги в Багдад, хотя ни один не тренировался на лайнерах.
"Связь государств [поддерживающих атаки] в том, как смертники-камикадзе обучались", говорит представитель оборонного ведомства. "[Осама бен Ладен] не имел такой возможности. Более того, они летели импровизированніми маршрутами, отключив идентифицирующий транспондер и летя ниже уровня определения радара, по крайней мере в случае атаки на Пентагон. Лететь так низко - на высоте нескольких сот футов - и очень быстро на тяжелом лайнере - представляет другой набор сложностей для пилота" - продолжает представитель - "Вы должны знать как выравнивать (trim out) лайнер, чтобы управлять его мощью. Если вы движетесь быстрее, лайнер ведет себя иначе. Непросто управлять им."
Поскольку успех миссии зависит и от синхронизации и от поражения целей, чуствуется, что даже бывалые пилоты должны пройти некоторый курс приспособления на Боинге 757/767 для уверенности. Полетать на настоящем лайнере может быть прекрасно, но большинство считает, что некоторое время на полноценном (full-motion) симуляторе будет достаточно.
Один старый капитан Boeing 747 с 30-летним стажем говорит, что пилоты должны иметь технические, системные знания (например, навигации) в большей степени, чем нвыки управления штурвалом (stick-and-rudder). Хотя погода в день атаки была ясная, два лайнера, вонзившихся в ВТЦ, летели около 50 минут и надо было получать навигационную помощь, чтобы добраться до башен. Бортовая система могла делать это просто, если пилот был способен оперировать с компьютером управления полетом. Он мог также использовать VHF радио для координации с тремя другими самолетами.
[ слишком длинный топик - автонарезка ]