Отвывок из статьи:
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОЗЫРЬ РОССИИ
...В условиях реализации американской стороной планов по созданию национальной ПРО Ракетные войска готовы предложить наиболее продвинутый среди других ядерных компонент комплекс асимметричных мер противодействия, направленных на недопущение обесценивания нашего стратегического ядерного потенциала.
- О каких мерах идет речь?
- В качестве первоочередных могут быть реализованы меры, предусматривающие наращивание боевых блоков (ББ) в группировке РВСН за счет максимально возможного - до 30 лет - продления срока службы существующих РК УР-100Н УТТХ, оснащенных шестью ББ, а также за счет оснащения ракет комплексов "Тополь-М" разделяющимися ГЧ.
Одной из мер может быть использование единой ракеты с РГЧ для морского и наземного комплексов. Это позволит существенно снизить затраты на программу развития отечественных СЯС.
В более отдаленной перспективе могут быть реализованы меры противодействия, предусматривающие качественное совершенствование боевого оснащения МБР на основе разработки маневрирующих ББ, перспективных боевых блоков и средств противодействия ПРО, малозаметных в радио- и оптическом диапазонах длин волн, планирующих крылатых блоков для ракеты "Тополь-М".
... ПЕРСПЕКТИВА
- Какими вы видите РВСН в XXI веке?
- Основу боевого состава группировки ударных средств РВСН должны составить стационарные и мобильные РК "Тополь-М" с ракетами пятого поколения. Развертывание этих комплексов позволит поддерживать боевые возможности группировки РВСН на заданном уровне в различных условиях ее развития, а также перейти в перспективе от эксплуатации шести типов ракет к одному и тем самым снизить затраты на развитие и эксплуатацию ракетного вооружения более чем на треть.
В составе космической системы вооружения РВСН к 2005 году должно быть 60-80 космических аппаратов различного целевого назначения. Такой состав орбитальной группировки позволит решать все основные возлагаемые на космические средства задачи: предупреждение о ракетном нападении, стратегическая космическая разведка, обеспечение непрерывного боевого управления стратегическими ядерными силами и объединениями ВС, навигационное и топогеодезическое обеспечение видов ВС.
После 2005 года планируется создание космических средств нового поколения на основе перспективных информационных технологий, включая средства двойного назначения.
Развитие средств выведения космических аппаратов ориентировано на обеспечение гарантированного доступа России в космос на основе развертывания производства ракет-носителей (РН) на российских предприятиях и проведения пусков с территории России, а также на сокращение номенклатуры РН к 2008-2010 годам до минимально достаточного уровня за счет введения рациональной унификации между РН различного класса. Реализация рассмотренной стратегии позволит к 2005 году сократить номенклатуру серийных ракет-носителей, используемых в интересах Минобороны и Российским авиационно-космическим агентством, с семи до трех типов ("Союз-2", "Протон-М", "Ангара").
Предусматривается развитие наземной инфраструктуры космодрома Плесецк и перевод на него запусков космических аппаратов с Байконура. Развитие космодрома Свободный связывается с использованием ракет-носителей, создаваемых на базе снимаемых с вооружения межконтинентальных баллистических ракет, таких, как "Старт-1", "Рокот" и "Стрела".
Развитие наземного автоматизированного комплекса управления космическими аппаратами в рациональном варианте развития космической группировки планируется нацелить на сокращение и оптимизацию его структуры, унификацию технических средств, снижение эксплуатационных расходов.
По мере снятия с вооружения устаревших космических комплексов будет сокращаться номенклатура и число технических средств, а также производиться поэтапное сокращение числа наземных пунктов управления до 5-7.
Реализация изложенных мероприятий позволит к 2007-2010 годам сократить в 4-6 раз номенклатуру и общее количество средств наземного автоматизированного комплекса управления, в 3-3,5 раза ежегодные затраты на его эксплуатацию.
В целом развитие космических систем в соответствии с рациональным вариантом обеспечит на рубеже 2008-2010 годов практическое восстановление эффективности группировки космических средств в полном объеме.
В интересах совершенствования системы предупреждения о ракетном нападении предполагается сосредоточить основные усилия на создании единой космической системы, интегрирующей в себе задачи обнаружения стартов ракет с континентов, морей и океанов, а также ретрансляции команд централизованного боевого управления СЯС. Должна быть проведена поэтапная модернизация находящихся на боевом дежурстве РЛС наземного эшелона на основе современной технологии радиолокаторов высокой заводской готовности.
Для прикрытия западного ракетоопасного направления и частичной компенсации последствий выхода из состава системы РЛС на узле Скрунда продолжаются работы по созданию РЛС в Барановичах (Республика Беларусь) со сроком постановки ее на боевое дежурство в 2000 году.
В основу технической политики развития системы контроля космического пространства положен принцип создания только тех средств, которые позволят решать задачи, не выполняемые в настоящее время средствами систем ПРН, ПРО и других ведомств, в том числе регулярный контроль космических объектов (КО) на геостационарных, высокоэллиптических и круговых орбитах на высотах более 20 тысяч километров, малоразмерных низкоорбитальных КО, радиоизлучений КА и достоверной оценки их целевого назначения.
- А каковы перспективы системы противоракетной обороны Москвы?
- В части стратегической ПРО Московского промышленного района предполагается сохранение имеющегося научно-технического, технологического и производственного заделов, поддержание заданного уровня боевой готовности системы.
Долгосрочный характер планов ряда "третьих" стран по развитию баллистических ракет различной дальности и стремление к обладанию оружием массового поражения для их оснащения создают потенциальную опасность этих средств для экономических и военных объектов России и предопределяют актуальность проблемы развития отечественной нестратегической ПРО (НПРО).
- Программа развития РВСН выглядит вполне стройной, однако в истории наших ВС, и Ракетных войск в частности, были моменты, когда ведомственные планы не учитывали всех политических, экономических и социальных факторов и поэтому не воплощались в жизнь.
- Я считаю, что в связи с острой нехваткой ассигнований на развитие вооружения, с одной стороны, сохранение требований по обеспечению стратегической стабильности в мире и инерционностью в развитии системы вооружений, с другой стороны, назрел вопрос проведения по наиболее важным вопросам строительства Вооруженных сил государственных экспертиз. Форма их проведения может быть различной. Накопленный опыт показывает, что экспертизы целесообразно проводить по отдельным решениям в форме комиссий с самыми широкими правами. В качестве примера успешного проведения государственной экспертизы нужно считать работу комиссий под руководством академиков РАН Николая Лаверова и Евгения Велихова, которые сформировали независимое мнение по реализации и выработке государственной политики в области развития стратегических систем вооружения.
По результатам оценок обобщенных вкладов космических средств вооружения в повышение боевой эффективности видов ВС РФ, с учетом материалов главных управлений Министерства обороны, видов ВС и предприятий ракетно-космической отрасли в РВСН был сформирован рациональный вариант поддержания и развития космических средств вооружения на период до 2010 года. При этом был сделан вывод о необходимости перераспределения ресурсов между ударными компонентами видов Вооруженных сил и космическими системами, что позволит сосредоточить ограниченные ассигнования на поддержании и развитии приоритетных космических систем, обеспечивающих наибольший вклад в повышение эффективности применения группировок войск (сил). Такой подход был одобрен на заседании Военно-технического совета МО РФ, состоявшемся 10 марта 1999 года. Программа развития космических средств на период до 2010 года стала основой Указа президента РФ "О неотложных мерах по государственной поддержке космической деятельности в интересах обороны и безопасности РФ" от 20 февраля 1999 года.
В августе 1998 года был проведен Военно-технический совет Министерства обороны по проблемам состояния и развития РКО. Один из основных выводов, сделанный Военно-техническим советом, заключался в том, что вклад в повышение эффективности боевого применения стратегических ядерных сил, вносимый средствами РКО на каждый затраченный рубль, в несколько раз превышает аналогичный вклад от боевых средств СЯС. Поэтому, несмотря на крайне ограниченные лимиты, сделан вывод о необходимости бездефицитного финансирования систем РКО.
Благодаря такой форме работы удается избежать ведомственности и однобокости в принятии решений, которые во многом определяют стратегический курс развития российских систем вооружения.
© Независимая Газета, 1999
Создание сервера - ФЭП, 1999 Редактор Интернет-версии: editor
ng.ru
Вебмастер: webmaster
ng.ru