avmich>1) Стандартный КВРБ не рассчитан на включения после двухсуточного полёта. Надо выяснить, как он в таком случае себя поведёт.
Я вообще-то не утверждал, что это обязательно должен быть стандартный КВРБ. Я его упомянул исключительно с целью оценки сухой массы. И вообще мне кажется имеет смысл делать этот блок со сбрасываемыми баками, как я писал в предыдущем постинге, дабы еще кое-какую массу выиграть на этом деле.
Из того что КВРБ живет ~7.5 часов на орбите не следует, что больше сделать нельзя. Просто ему больше не надо — он для ГСО заточен. А вообще было бы интересно услышать мнение специалиста по поводу скорости испарения водорода в условиях космического полета, насколько сложно сделать теплоизоляцию с расчетом на несколько месяцев, сколько она будет весить, и т.д.
avmich>2)>> В итоге два протона на всю миссию, которая включает посадку на Луну. avmich>А это как? Нужно доставить топливо (для посадки на Луну, взлёта с Луны и возвращения обратно) с лунным модулем на орбиту ИСЛ (дешёво и долго) и отдельно Союз-ТМА (дорого и быстро). Для второго нужен один Протон, неужели для первого хватит ещё всего одного? Какой лунный модуль рассматривается - с параметрами? Можно подетальнее описать доставку топлива на орбиту ИСЛ? Какой блок - Бриз-М или рассчитываем на КВРБ? Как оно расходоваться будет?
Не Бриз и не КВРБ. Я уже писал выше как я представляю себе "танкер", правда без цифр. В отличие от варианта hcube я предлагал использовать
СЭДУ. Преимущества у нее следующие:
1. Выше тяга — полет занимает в разы меньше времени, чем на ЭРД.
2. Меньше площадь требуемая площадь СБ.
3. В ней утилизуются испаряющиеся водород и кислород, стало быть нет потерь на испарение и дополнительного охлаждения компонентов в полете не требуется. (предположительно, ибо достоверно я оценить это не могу)
Недостаток — более низкий удельный импульс.
Предположим, танкер на LEO весит 22000кг, а средняя скорость истечения у СЭДУ — 8000 м/с. Тогда до лунной орбиты долетит 22000 * exp(4200/8000) = 13014кг.
На возврат Союза-ТМУ требуется 8600*exp(1100/4500) - 8600 = 2381 кг топлива. Остается 10633кг.
Пусть сухая масса танкера будет 2100кг, тогда лунному модулю достанется 8533кг топлива.
Пусть торможение/посадка/взлет/стыковка требуют dV = 4700м/с, как у
LM Apollo, посчитаем сухую массу лунного модуля.
Мc + Mт = Мс * exp(4700/4500) = Мс * 2.84
Отсюда Mc = Мт / 1.84 = 4638кг
Сухая масса LM Apollo = 4173кг. Так что вроде бы достаточно...
avmich>3) Эта схема несколько менее безопасна, чем аполлоновская, и вот чем. По соображениям экономии топливо на обратную дорогу ждёт Союз-ТМА на орбите ИСЛ. Если Союз-ТМА вышел на орбиту ИСЛ, а состыковаться с лунным модулем не смог, то он не может вернуться назад.
Мне приходило это в голову. Контраргументы следующие.
1. В схеме с отдельным посадочным модулем уже есть одна стыковка критическая для выживания экипажа. (когда посадочный модуль возвращается с луны и стыкуется с Союз-ТМУ) И в Америке и в Союзе даже в далеких 60х подобный риск считали приемлимым. Вторая стыковка увеличивает риск гибели космонавтов скажем, раза в два, а не на порядки.
2. С тех далеких лет технологию стыковки похоже неплохо отработали. Даже не припомню, когда последний раз не удалось состыковаться, не то что во времена первых Салютов. Пожалуй разве что когда экспериментируя с ТОРУ повредили Мир. Но тогда, видимо, учитывая "человеческий фактор" решили больше не искушать судьбу, благо жизнь экипажа от успеха стыковки не зависела. Да, еще пару раз извлекали из стыковочного узла всякие "резинки"
оставленные там по разгильдяйству экипажа, оба раза успешно.