Weekly "Monitor" Аркадий Тульев, Иван Васильев (22.08.00)
Готовится к изданию новая книга "секретных" ракетчиков
В 1986 году мир был потрясен нестандартным ходом Михаила Горбачева, разрешившего советским ученым — разработчикам нашей системы противоракетной обороны — опубликовать научно-популярную книгу, на понятном языке рассказывающую о технических принципах "звездных войн". Похоже, Владимир Путин решил повторить эту акцию. Нам стало известно, что уже этой осенью выйдет второе издание монографии "Космическое оружие", написанной коллективом "секретных" ракетчиков под руководством академиков Евгения Велихова, Роальда Сагдеева и бывшего секретаря Совета безопасности России Андрея Кокошина. В новом издании учтены серьезные перемены во взглядах на противоракетную оборону, происшедшие за 15 лет. Особо пикантным является то обстоятельство, что Андрея Кокошина называют главным претендентом на портфель министра обороны России.Читатели "Монитора" имеют уникальную возможность уже сегодня ознакомиться с фрагментом будущей книги.
Суть стратегической оборонной инициативы (СОИ) сводится к созданию системы для поражения межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и баллистических ракет, запускаемых с подводных лодок (БРПЛ), на всех участках их траектории. В этом основное отличие СОИ от всех прежних систем противоракетной обороны (ПРО), предусматривавших сбивание ракет только на конечном участке их траектории, когда ракеты уже начинают снижаться на пути к своим целям.
Траектория ракеты разделяется на четыре участка. Первый из них называется активным. На этом участке полета за счет работы маршевых двигателей производится разгон ракеты до ее конечной скорости (шести километров в секунду). Далее идет участок разделения, на котором происходит отделение боеголовок индивидуального наведения и ложных целей. Третий участок — баллистический, на нем все выведенные ракетой объекты движутся по траекториям свободного полета. На конечном участке боеголовки входят в плотные слои атмосферы и направляются к участкам поражения, а ложные цели сгорают.
И сторонники, и противники СОИ сходятся во мнении, что наиболее эффективная противоракетная система должна включать средства поражения атакующих ракет на первом, активном участке, или, попросту, на взлете. Для этого существуют несколько причин.
Во-первых, количество объектов, подлежащих уничтожению системой ПРО, на активном участке полета минимально (еще не произошло отделение боеголовок и не выпущены ложные цели). Это позволяет одним удачным "выстрелом" уничтожить, например, сразу восемь боеголовок, пока их несет одна ракета.
Во-вторых, атакующая ракета на этом участке траектории наиболее легко обнаруживается средствами слежения и предупреждения из-за мощного факела, возникающего от сгорания топлива.
В третьих, ракета — значительно более крупный объект, чем боеголовки, вследствие чего ее легче обнаружить.
Наконец, в четвертых, ракета более уязвима, поскольку ее обшивка — это в основном стенки топливных баков, защитить которые от тепловых и ударных нагрузок намного сложнее, чем боеголовки. Отсюда вывод: относительно слабый лазерный луч, попадая на обшивку ракеты, сможет нагреть ее до такого состояния, которое приведет в взрыву топлива и уничтожит ракету вместе со всеми несомыми ею боеголовками.
Современные ракеты проходят активный участок примерно за 200 секунд, достигая при этом высоты в 200--350 километров. Поэтому задача ПРО заключается в том, чтобы за какие-нибудь три минуты успеть обнаружить ракету, определить ее координаты, скорость и направление полета, активизировать и правильно сориентировать противоракетное оружие, которое должно быстро выпустить не особенно сильный, но очень точный залп по атакующей ракете. При таком подходе главным вопросом становится фактор времени.
Что касается обнаружения цели, то наблюдать ракету на этом участке траектории можно только из космоса. Потому что из-за кривизны земной поверхности взлетающая ракета, достигшая высоты в 200 километров, видна с расстояния не более 1600 километров при наземном базировании средств наблюдения и с расстояния около 2000 километров, если средства наблюдения размещены на самолете и подняты на высоту 15 километров.
Размеры территории России значительно превышают эти расстояния, так что даже при размещении американских систем наблюдения вблизи границ РФ им не удастся наблюдать запуски, скажем, в Центральной Сибири. Старты ракет с территории Индии и Китая можно засечь с кораблей, находящихся в северной части Индийского океана или в юго-западном секторе Тихого океана, а также с из Кыргызстана и Таджикистана. Но такие ракеты будут обнаружены только на высоте более 170--180 километров, то есть на то, чтобы привести в готовность оружие и сбить их, у системы ПРО останется меньше десяти секунд, что совершенно нереально. Так что в любом случае важнейшим элементом ПРО должны стать спутники, своевременно обнаруживающие запуски ракет.
Если же говорить о самом противоракетном оружии, о боевых космических станциях, то важнейшими их характеристиками оказываются радиус действия, боезапас и скорострельность.