Дизели захватывают рынок авиадвигателей
Европейские двигателестроительные компании нащупали весьма многообещающие тенденции, которые в перспективе могут поставить под вопрос устоявшееся доминирование на рынке двигателей для легкомоторной авиации американских производителей - компаний Continental и Lycoming, а также полностью преобразить сам рынок.
Немецкая компания Thielert Aircraft Engines представила на недавно прошедшем берлинском авиашоу ILA 2002 только что сертифицированный дизельный авиадвигатель TAE125 мощностью 135 л.с., установленный на четырехместном самолете Diamond DA40. Он подходит также для установки на целом ряде самолетов, включая Piper PA28-161 Warrior. Сертификат JAA был получен компанией ранее в этом году после трехлетней программы разработки двигателя и более чем 500 часов его летных испытаний.
Переход на дизельные авиадвигатели обещает существенно снизить эксплуатационные расходы, а также освободить авиаторов от вечной потребности в авиационном бензине - дефицитном товаре во многих частях света. В недавнем прошлом неоднократно предпринимались попытки (в частности, компанией Porsche) предложить современные двигатели внутреннего сгорания для использования на самолетах. Однако жизнеспособной программы тогда не вышло.
Thielert планирует начать процесс сертификации TAE125 для использования на самолетах первоначального обучения в середине этого года. В июне двигатель будет сертифицирован для Piper PA28 и Cessna 172. Планируется предложить его также для разрабатываемого сейчас двухмоторного Diamond DA42, для Robin DR400 и Socata TB9.
Компания предлагает двигатель как для установки на новых самолетах, так и для плановой замены двигателей. Она заверяет, что TAE125 позволит снизить стоимость эксплуатационных расходов одномоторного самолета на 70%. Например, Piper PA28-161 Warrior при полете со скоростью 218,7 км/ч на высоте 1800 метров будет расходовать 17,5 литров солярки в час, по сравнению с 36 литрами авиационного бензина, расходуемыми обычными двигателями. А поскольку солярка еще и дешевле, стоимость горючего составит 15 евро ($13,5) в час для дизеля и 58 евро ($52) - для обычного авиадвигателя. Кроме того, у дизеля гораздо лучше характеристики по потере мощности с высотой и по скорости набора высоты в 3 000 метров.
Производство двигателей будет развернуто на новом заводе компании в Лихтенштейне (Германия). В этом году их планируется выпустить 230 штук, затем - по 1500 в год. Стоимость двигателя составит $17 500, либо $36 000 за пару с установкой. Налет до капитального ремонта - 2400 часов. Наподобие реактивного двигателя (но в отличие от традиционного), управление им будет осуществляться с помощью одного-единственного рычага.
Двигатель SR305-230 французской компании SMA, получивший сертификат в прошлом году, будет выпускаться серийно уже с осени этого года. Двигатель имеет дизельный цикл, но использует топливо для реактивных двигателей. В отличие от TAE125, этот двигатель разрабатывался специально для авиационного применения, а не является адаптацией автомобильного. Планируется устанавливать его на самолетах Maule M7 и Cirrus TDI. Их выпуск должен составить ориентировочно 2000-2500 штук в год. Компания уже имеет пакет из более чем 200 заказов.
Источник:
Aviation Week.