На самом деле, в описаниях войны в воздухе, слишком большой упор делается на пилотов. Но нельзя забывать - пилоты-и в частности пилоты-асы- всего лишь конечные потребители продукта - авиационного воружения. От них зависит только использование его таким образом, чтобы выполнить определенные задачи. Для примера, я приведу лишь несколько приоритетов, стоящих перед немцами и нашими в той войне.
Немцы.
1. Выжить, сохранить машину, сесть на свой аэродром. (Машин мало, пилотов мало, чужая страна, вынужденная посадка даже на оккупированной территории может привести к добрым русским партизанам.)
2. Уничтожить врага. (Враг, в большинстве случаев-пацан, пришедший на фронт из летной школы низким налетом, действующий неорганизованно, и выполняющий приказ, то есть связанный по рукам и по ногам.
3. Выполнить приказ. ( Жить хотелось, да особо не принято жертвовать машинами и людьми для выполнения определенной задачи)
Для наших же пилотов -
1. Выполнение приказа. Неважно, какой ценой, хоть целый полк собьют.
2. Выжить.
3. Уничтожение вражеских самолетов- только при том, что не нарушается приказ.
Отсюда и потери, отсюда и низкая удельная эффективность ВВС в целом.
Кстати, никто не замечал, почему так живуче мнение о непобедимости и супер-супер навороченности ЛФ?
Пилоты ЛФ, ставшие асами, в основном на Востоке, сделали себе неплохую карьеру - Галланд, Мелдерс, Бархгон, Навотны, Бар, потом попадали и на командные должности, или в JV44, чтобы зашарится от вайны, и иметь возможность выжить. Кроме того, летная карьера наверняка связана с травмами и ухудшением здоровья, и много летавшие пилоты при желании могли легко закосить по состоянию здоровья.
А пилотов, действительно воевавших с ВВС в 43-44-45 годах, наши ВВС просто уничтожили физически, и поэтому живуче мнение, вот типа, Ме-109 супер машина, а русиш-фанер-бомбер-ягдер ничто по сравнению с ними. И мнение, усиленно подогревалось выживишими англоговорящими асами, которые просто не столкнулись с необходимостью воевать на малых высотах с опытными советскими пилотами, воевавшими на легких, маневренных истребителях, в условиях значительного численного превеса. Общественное мнение будет подогреватся и составлятся не показаниями пилотов ФВ-190, сбитых советскими асами, потому что машина непригодна для маловысотных догфайтов, и неуважаема советскими летчиками.
Вот вам и мнение- выработанное людьми, которым давались легко победы.
А с самолетами, несмотря на очень высокий уровень исполнения немецких машин, и технологическое совершенство, оба основных фронтовых немецких истребителя были, по своей концепции, не очень правильны. Мессершмитт109 - машина, по большому счету, пригодная больше всего для войны на Востоке, все таки исчерпала к модификации Густава все свои резервы по планеру, и хотя благодаря своим динамическим характеристикам, составляла большую опасность для наших пилотов, все таки уступала в том главном диапазоне, где решалась судьба войны- до 3 км, единственным спасением для ЛФ в начале войны было отсутствие хороших моторов, алюминия, что не позволило нам создать тогда машины, превзошедшие бы Ме-109. Пример - И-185. Потом, машины для маневренных боев на МВ были созданы, путем:
Максимального совершенствования аэродинамики - Як-3.
Мощного форсированого движка - Ла-5.
Вообще то, война в воздухе выигрывается не столько пилотами, сколько авиаконструкторами и производствениками. И нужно отметить, что пилоты люфтваффе могли выиграть войну, и вели с неплохим счетом, но весь немецкий авиапром проиграл войну к 43 году, и на Западном фронте, и на Востоке.
На Западе - проиграли потому что не вовремя не сделали машины типа Та-152 и Ме-262 предназначенные для высотных боев, на Востоке - потому что продвигали тяжелый ФВ-190 взамен Ме-109, а не более легкую и оптимизированную машину.